Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II – Греко-римское влияние






 

По мнению философа Цельса, христианский сатана многим обязан мифам о

древнегреческих богах и героях, в частности – рассказу о войнах с титанами и гигантами.

Это борьба Зевса и его сына Диониса, олицетворяющих силы жизни, против титана Крона –

пожирателя собственных детей, а также борьба между нематериальными и материальными

силами. Эта же тема борьбы со злом присутствует в рассказах о схватках между Гераклом и

Лернеиской гидрой и между Тезеем и Минотавром. С другой стороны, эринии, богини со

змеями вместо волос, способны налагать божественное проклятие. Конечно, у древних

греков отсутствует дьявол, поскольку и боги у них – всего лишь бессмертные люди со

сверхъестественными способностями. Они обуреваемы теми же страстями, что и мы, точно

так же способны как на добро, так и на зло, и это в полной мере относится к их владыке

Зевсу. Наиболее «дьявольские» признаки можно увидеть у Пана. Он в волосах, рогатый, с

головой козла. Это бог сексуального наслаждения и плодовитости. Для столь враждебной ко

всему плотскому религии, как раннехристианская, легко было усмотреть в этом божестве

предтечу дьявола. И в дальнейшем она придала последнему некоторые черты этого

древнегреческого божества. Конечно, это не вполне корректная интерп ретация. В греческом

политеизме присутствуют две существующие в природе силы: Добро и Зло, однако здесь еще

отсутствует их четкое воплощение в двух обреченных на непрерывную борьбу существах.

Платон, живший, как мы помним, за четыре с лишним сотни лет до р ождения Христа,

утверждал даже, что зло представляет собой всего лишь отсутствие добра, не-сущее. Ну, а

«демоны» Сократа – это всего лишь то, что мы называем «гениями», «духами» – без

отрицательного подтекста.

Ксенократ и Аристотель тоже разработают демонологию: существуют добрые и злые

демоны, вселяющиеся в тела живых существ. Эту мысль можно найти и у Плутарха, для

которого демоны – это промежуточные духи, которые могут либо вознестись до высоты

богов, либо быть низвергнутыми на уровень людей. Злые духи вдохновляют на дурные

поступки. Стоики отрицали абсолют: как хорошего, так и плохого.

Интересен миф о мистических тайнах, согласно которому люди родились из пепла

сожженных титанов, что и объясняет их дурные наклонности. Но так же, как в титанах

заключались части сожранного ими Диониса, так в человеке имеется и божественная

частица. О дьявольском же существе вопрос не встает.

Этруски и латины также игнорировали подобное понятие. Среди сборища римского

пантеона попадались крайне неприятные фигуры, например, Какус, демон огня, Робиг, демон

ржи (болезни) пшеницы, Вейовис, лемуры. Но ни один из этих маленьких гениев зла не

достигает истинного статуса дьявола, который никак не стыкуется с древнеримским

прагматизмом. Впрочем, это говорит еще и о том, что централизованная авторитарная

 

5

   


 

политическая власть не является условием, достаточным для появления понятия

абсолютного зла. Классическая языческая религия не знает дьявола, он не был известен как в

узких рамках небольшого греческого полиса, так и на бескрайних террит ориях тоталитарной

Римской империи правления Императора Траяна.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.