Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






IV – Ахриман, маздеистский дьявол






 

Однако прежде, чем начинать анализировать появление иудео-христианского дьявола,

следует сказать о его предшественнике, маздеистском дьяволе Ахримане. Маздеистские

религиозные концепции берут начало в реформе Заратустры, примерно VII века до н.э.

Точные обстоятельства событий неизвестны. Этот древнеиранский пророк стал наследником

 

7

   


 

ветви ведической религии, которая уже делила богов на две категории: основных,

возглавляемых Ахура-Маздой и низших, дэвов, предводительствуемых Митрой, который

одновременно был своего рода Спасителем, посредником между богами и людьми.

Древнеиранская религия эволюционировала к монотеизму и идее спасения и проклятия.

Деяния Заратустры предвосхитили деяния Иисуса в такой мере, что подтолкнули тенденции

местной религии к логическому завершению, а имевшийся в ней потенциал – к реализации.

Были созданы Гаты – свод текстов, в которых сформулированы законы существования.

Однако процесс их разработки, как это позднее произошло с Евангелием, затянулся на

достаточно длительный срок. Заратустра утверждает существование высшего бога Ахура-

Мазды и двух духов-близнецов: хорошего Спента-Манью и плохого Ахра-Манью или

Ахримана, находящихся в вечном противоборстве: «Сначала духи-близнецы проявили свою

природу – хорошую и плохую. Плохой из этих двух духов выбрал зло...». Причины выбора

темны. Согласно некоторым Гатам, верховное божество Ахриман с этого момента стал

вечным врагом Ахура-Мазды. Он страстно устремляется к его свету и пытается его победить.

Чтобы остановить Ахримана, Ахура-Мазда сотворяет вторичный идеально устроенный мир.

В ответ Ахриман также создает свой мир, наполненный злом. Затем развязывается

бескомпромиссная борьба между добром и злом. Эта схема существует в нескольких

вариантах, но в ее основе обязательно лежит интегральный дуализм. Зло в любом своем

проявлении связывается с самостоятельной фигурой, а схватка оказывается фальшивой, ведь

заранее известно, что рано или поздно победит добро. Ахриману, изображаемому в виде

змея, служат семь архидемонов: грех, ересь, анархия, раздор, самодовольство, голод и жажда

– олицетворяющих зло, как физическое, так и моральное. Те, кого Ахриману удается

соблазнить, вливаются в «народ лжи»; они попадут в ад и будут там наказаны. В зловещей

свите Ахримана уже есть ряд персонажей, которые позднее перейдут в когорту сил зла,

возглавляемую сатаной: это Азазель, Лилит, Раав, Левиафан. В рамках официального

монотеизма существовали различные течения со своими вариантами. Например, в

зерванизме, где верховным богом был Зерван или Крон, произведший на свет сыновей:

Ормазда, демиурга, творца и бога добра, и Ахримана, бога зла. Добро и зло схватились в

борьбе за мир, но дуализм нарушается из-за наличия пристрастного высшего судии, который

никогда не допустит победы зла. Разумеется, маздеистские реформы отчасти возникали по

политическим мотивам. Скажем, в Израиле каста священников стремилась заполучить в руки

светскую власть; причем это происходило в эпоху, когда утверждалась власть Великого

Царя. Духовенство сильнее, когда оно служит единому доброму Богу, претендующему на

универсальность, волю которого призван исполнять монарх. С другой стороны, зороастризм

стал завершением очищения и одухотворения путем создания религии, которая подошла к


монотеизму с уже готовым необходимым противником



дьяволом. Правда, в


действительности, как показывает маздеизм, любой монотеизм в скрытой форме покоится на

дуализме, к каким бы уловкам ни прибегали, чтобы уверить окружающих в подчиненности

бога зла. Для этого прибегают к фигуре неподкупного судии, высшего бога, стоящего на

стороне добра. Иудео-христианский монотеизм также столкн улся с этой фундаментальной

проблемой: как примирить между собой всемогущество единого доброго Бога, врага зла, с

непобедимостью этого самого зла.

 

 

8

   


 

ГЛАВА II






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.