Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Методы воспитания и их реализация в деятельности культуролога.






    Простейший способ классификации методов воспитания предполагает распределение их в соответствии с задачами воспитания.

    I. Методы развития сознания и формирования мировоззрения. Психологической основой процессов, лежащих в основе этих методов, является принцип опережающего отражения в сознании воспитанников тех действий и поступков, которые они собираются совершить. Механизм поведения воспитанника в этом случае базируется на приобретенных знаниях о нормах поведения в обществе. Методы формирования мировоззрения приучают воспитанников к анализу, т.е. обдумыванию своего поведения и соотнесению его с нормой.

    Ø Сообщение (сказка, рассказ, лекция...). Выбор формы зависит от возраста воспитанника. Сообщение должно отвечать дидактическим принципам

    – опоры на известное,

    – доступности,

    – наглядности.

    Ø Беседа. В отличие от сообщения диалогична. Бывает индивидуальной (что предпочтительнее) и групповой. Цель воспитывающей беседы – выработка взаимоприемлемой (компромиссной) позиции воспитателя и воспитанника. Типичные педагогические ошибки:

    ü Вынесение беседы «на публику», что лишает ее конструктивности и доверительности, делает ее фальшивой, провоцирует демонстративное поведение воспитанника.

    ü Подмена беседы иными приемами – внушением, разъяснением, увещеванием (т.е. вариантами сообщения).

    Ø Диспут, дискуссия. Цель этого метода – вербализация и как следствие осознание воспитанником своей нравственной позиции. Метод опирается на потребность юношеского возраста в

    § самоутверждении,

    § самоанализе,

    § выработке адекватной самооценки.

    Главное требование к реализации этого метода – дать возможность высказаться как можно более широкому кругу участников.

    Ø Метод примера. Наиболее действенный из этой группы методов. Особую роль в предъявлении примеров играет искусство.

    Восприятие примера зависит от возраста воспитанника:

    ü Дошкольники механически следуют любому примеру, предъявленному с позиции более сильного или старшего.

    ü У младших школьников начинает формироваться аналитическое отношение к примерам.

    ü Подростков привлекают эмоционально окрашенные примеры (часто независимо от их нравственного содержания). Следование примеру часто совпадает со следованием моде.

    ü В пору юности должен окончательно сформироваться механизм аналитического, постоянно соотносимого с расширяющимся жизненным опытом, восприятия примера. Среди примеров выделяются идеалы.

    ¨ НЕПЕДАГОГИЧНЫМИ, т.е. негуманными методами развития сознания и формирования мировоззрения считаются

    – навязывание педагогом своей точки зрения,

    – дезинформация воспитанников.

     

     
     
    Приведите и проанализируйте примеры применения различных методов развития сознания и формирования мировоззрения в практике школьного, внешкольного, семейного воспитания, а также в культурологической практике.

     

     

    Ø


    II. Методы организации деятельности воспитанников. Обеспечивают формирование социального опыта.

    Ø Игра – первый из методов воспитания как в онтогенезе, так и в филогенезе. Отношение к игровой деятельности на протяжении истории человечества неоднократно менялось (лишь во второй половине ХХ века взрослые перестали стесняться потребности в игре и появилось выражение homo lusor – человек играющий). Разновидности игровой деятельности:

    – манипулятивная,

    – предметная,

    – ролевая,

    – игра-театрализация,

    – подвижная или спортивная,

    – дидактическая,

    – деловая,

    – и т.д.......

    Ø Педагогическое требование. Различают прямое и косвенное пед. требование (например, к косвенным относятся

    – просьба,

    – совет,

    – предложение

    – намек.

           
       
     
    Какой вид требования более эффективен?   А какой чаще применяется? Почему?
     

     


    Ø Приучение – организация деятельности воспитанников, направленная на формирование привычек поведения. Чаще всего осуществляется путем упражнения в том или ином действии. (Например, знаки внимания, соблюдение гигиенических требований и т.д.). Приучение может осуществляться в отношении человека любого возраста. Например, миллионы взрослых людей сейчас осваивают правила поведения в Интернете.

    Ø Создание воспитывающих ситуаций. Простейший вариант этого метода – поручение. Более сложные версии часто имеют игровой характер (тимуровское движение, детско-юношеские организации и т.д.). Начало сознательного применения воспитывающих ситуаций мы встречаем еще в суровой педагогике древней Спарты.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.