Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Историческая динамика целей воспитания.






Человеческое общество в своей практической воспитательной деятельности всегда преследует определенные цели – даже если они не осознаются на уровне общественного сознания. Рассмотрим это на примере нескольких этапов истории человечества.

 

ЭПОХА ЦЕЛЬ СРЕДСТВА
Первобытное общество Выживание в условиях противоборства с дикой природой «Искусственный» отсев слабых – инициации; культ функцио-нальных характеристик (первобытные «Венеры»)
Античность В Спарте – воспитание воина-захватчика.   Жесткость отбора, жестокость общественного воспитания, жестокие эксперименты по выявлению лидеров
  В Афинах – идеи совершенного государства для совершенного человека Впервые (хотя и на весьма ограниченном социальном пространстве) осуществляется попытка воспитания гармо-нически развитой личности
Средневековье Дуализм сознания приводит к распаду воспитания на религиозное и светское Два основных типа воспитания осуществляются в рамках двух не совпадающих вариантов содержания образования
Возрождение Воспитание в соответ-ствии с новыми иде-алами общества: гармо-ничность, предприим-чивость, оптимизм   Возникновение университетов. Рост интереса к уникальной личности педагога. Поощрение самообразования.
Просвещение Воспитание гражданина, ставящего общественные интересы выше личных Просвещение максимально широких слоев населения: обеспечение всеобщей грамотности, образование женщин
Индустриаль-ная революция Разработка разноуров-невых взаимосвязанных систем образования и воспитания Поиски адекватного для каждого уровня содержания, форм и методов. Активизация изучения психологии детства
Социальная эволюция постиндустри-ального общества Поиски модели саморазвивающегося общества и гармоничной личности в нем Осознание неизбежной динамики целей и средств воспитания теоретиками и практиками педагогического процесса

Интересно сравнить законодательно оформленные цели воспитания двух наиболее интенсивно развивавшихся в ХХ веке стран США и Японии. По решению Конгресса США цель воспитания в этой стране:

- хороший гражданин,

- хороший семьянин,

- хороший труженик.

Японское правительство выработало не столь чеканную, зато отвечающую важнейшим тенденциям национальной идеологии формулу:

- Человек, открытый мировому опыту, но ориентирующийся на национальные духовные ценности.

Анализируя взаимосвязь целей и средств воспитания и их зависимость от своеобразия исторической эпохи, мы вплотную подошли к важнейшим закономерностям воспитания.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА позволяют понять сущность и взаимосвязь педагогических явлений, выявить типичные ошибки воспитания и предложить пути их преодоления.

1. Связь воспитания и социальной системы: характер воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества.

2. Процесс воспитания определяется и взаимообусловливается развитием личности. Целесообразно воздействовать на актуальные зоны развития: «не плестись в хвосте психического развития ребенка, а, забегая вперед этого развития, вести его за собой, целенаправлять, организовывать его, управлять им».(Л.С.Выготский).

3. Связь воспитания и деятельности: воспитывать – значит включать ребенка в различные виды деятельности.

4. Взаимосвязь деятельности воспитателя и воспитанников; в т.ч. влияние на процесс воспитания межличностного общения.

5. Преемственность и взаимосвязь между частными процессами и субъектами воспитания в целостном педагогическом процессе.

 

ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ В СВЕТЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

1. Формирование гуманистического мировоззрения (человек, его жизнь, свобода, счастье – главная ценность и богатство)

В решении этой задачи огромную роль играет искусство, ибо оно всегда личностно, субъективно, эмоционально. Проживая чужую жизнь, мы усваиваем ее социальный опыт, наша личность формируется под воздействием заразительных примеров, почерпнутых не только из жизни, но и из произведений искусства. перефразируя пушкинского Годунова, можно сказать, что не только науки, но и искусство «…сокращает нам опыты быстротекущей жизни».

Важным компонентом мировоззрения являются ценностные ориентации личности. Культуру можно представить как систему ценностей. Таким образом, культурологи имеют аозможность воздействовать на весь спектр ценностных ориентаций в сфере

-

морально-этические ценности
социально-политических ценностей;

- профессиональных ценностей;

- семейно-бытовых ценностей;

- эстетических ценностей;

- рекреационных ценностей и т.д.

2. Формирование социального опыта. В процессе приобретения социального опыта складываются интересы, потребности, мотивация деятельности личности.

3. Формирование активности личности путем стимулирования ее поведения и деятельности.

Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

- Принцип научности;

 

 

- Принцип природосообразности;

 

 

- Принцип культуросообразности;

 

 

- Принцип ненасилия и толерантности (при условии опоры на положительное в личности);

 

 

- Принцип связи воспитания с жизнью;

 

 

- Принцип открытости воспитательных систем;

 

 

- Принцип вариативности деятельности.

 

 
 
Поясните на примерах, в чем суть современных принципиальных требований к организации воспитания.     Приведите примеры несоблюдения указанных требований.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.