Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Логическое направление в языкознании
§1.Общая характеристика. Логический подход к языку был характерен уже для древних и был унаследован языкознанием Средних веков и Возрождения, по наследству перешел он и в Новое время. В этом смысле логическое направление не представляло чего-то принципиально нового в сравнении с античным грамматическим учением. Основное отличие заключалось в том, что в Новое время проблема взаимоотношений логики и грамматики становится предметом теоретического осмысления. Основные особенности логического направления: 1) Рационализм (Декарт, Этьен Бонно де Кондильяк, Спиноза и др.) – философская основа логического направления; позднее – сенсуализм (Джон Локк). Задача языкознания (грамматики) – отыскать рациональные (разумные) основы в построении каждого языка. Основной тезис – единство языка и мышления: как не существует языка без мысли, так невозможна и мысль без языка. 2) Логицизм: тождество логических форм и лингвистических. Логические формы (понятие, суждение, умозаключение) всегда выражаются в языковых формах: понятию соответствует слово, суждению – предложение, умозаключению – сложное предложение, период. Определяют языковые единицы через логические формы: слово – комплекс звуков, выражающий понятие; предложение – суждение, выраженное словами. 3) Универсализм: единство законов мышления, их общечеловеческий характер и, как следствие, возможность построения универсальной грамматики – единой схемы, с помощью которой можно описать грамматический строй любого языка, которую можно наложить на любой язык. В результате появляются «рациональные» грамматики, построенные на логической основе, в которых сопоставляются факты многих языков, на основе таких грамматик лингвисты пытаются сделать выводы о свойствах языка вообще, вывести грамматические универсалии. Появляются и сопоставительные многоязычные словари. 4) Синхронизм: грамматическое описание языка строится так, что во внимание не принимается развитие языка. Представители логического направления, конечно, видели, что языкам присуще развитие, но языковые изменения объясняли как «аномалии», возникшие из-за нечеткости выговора, упрощения произношения, неисправленных ошибок детей и прочих спонтанно действующих факторов. Само многообразие человеческих языков объяснялось как «уклонение» от некогда единого языка-прототипа, построенного на рациональной основе. Это «уклонение» нередко понималось как «порча», деградация языков. Однако эта «порча» языка не затрагивает его глубинного рационального содержания, а касается лишь внешней звуковой формы. 5) Нормативность: Поэтому такие изменения обратимы: они могут быть ликвидированы в результате настойчивой работы нормализаторов – грамматистов, филологов, философов, логиков и др. «блюстителей» языка. Именно в рамках логического направления понимаются первые важнейшие нормативные грамматики и словари национальных языков. §2.Грамматика Пор-Рояля. Наиболее известной из универсальных грамматик была «Всеобщая рациональная грамматика» (1660г.), написанная монахами монастыря Пор-Рояль под Парижем логиком Антуаном Арно и языковедом Клодом Лансло. В 1675 г. В том же монастыре выходит «Логика, или искусство мыслить» Антуана Арно и Пьера Николя.
1) Задача грамматики Пор-Рояля – теоретическая: научить анализировать языки, «установить рациональные основы, общие для всех языков, и главные различия, которые в них встречаются». Этим грамматика Пор-Рояля отличалась от практических грамматик, ставивших целью обучение чтению и письму. В этом отношении грамматика Пор-Рояля продолжала традиции «философических» грамматик средневековья (модистов и др.). 2) Принципы. В основу грамматики Пор-Рояля были положены два взаимосвязанных принципа - рационализм и универсализм: а) рационализм – признание рациональной (разумной, логической) основы грамматического строя; б) универсализм – признание того, что законы логики едины для всего человечества, т.е. универсальны. 3) Материал грамматики – древнегреческий, латинский, французский, отчасти древнееврейский языки. Однако грамматика Пор-Рояля не сопоставительная, а логико-типологическая: это значит, что грамматические системы этих языков не сопоставлялись последовательно и систематически; а только привлекались отдельные языковые факты в качестве иллюстрации той или иной логической универсалии.
Грамматика Пор-Рояля состояла из двух частей – фонетической и грамматической. 1) Фонетическая часть содержала следующие главы: - о гласных «буквах» (гл.1); - о согласных (гл. 2); - о слогах (гл. 3); - об ударении (гл. 4); - о буквах как знаках письма (гл.5); - «о новом способе легко научиться читать на любом языке» (гл. 6). В Грамматике достаточно четко различаются звук и буква, хотя почти всегда используется термин «буквы» (letters). 2) Грамматическая часть содержит 24 главы: в 23-х главах излагается учение о частях речи; последняя (24-я) глава посвящена синтаксису («О синтаксисе или связывании слов»). 3) Учение о слове сводится к следующим основным положениям: а) слова по значению делятся на две группы: обозначающие предметы мысли (имена, артикли, местоимения, причастия, наречия, предлоги), и обозначающие ход мысли (глаголы, союзы, междометия); б) имена делятся на существительные (обозначающие субстанцию) и прилагательные (обозначающие качество); имена имеют категории рода, числа, падежа; в) артикли и предлоги призваны вносить определенность в значение имен; местоимения придуманы для замещения имен, «так как людям приходилось часто говорить об одном и том же… и так как было бы надоедливым повторять всякий раз одни и те же имена»; г) «наречия появились из желания сделать речь более краткой»; наречие выражает то, что иначе можно выразить существительным с предлогом (благоразумно – с благоразумием); д) глагол имеет время, лицо, число и наклонения; отдельные главы посвящены таким глагольным формам, как причастие, инфинитив, безличные глаголы, герундий, супин. 4) Синтаксическое учение излагается достаточно кратко и содержит 5 общих правил, которые «широко применяются во всех языках»: а) Первые три правила касаются согласования: не бывает именительного падежа, не соотнесенного с глаголом; также не бывает и глагола, не имеющего своего именительного падежа; не бывает прилагательного, которое не было бы соотнесено с существительным; б) Два других правила посвящены управлению: не бывает родительного падежа, который не управлялся бы другим именем (дом отца, ручка двери); и последнее правило посвящено «капризам употребления», своеобразиям управления, присущим разным языкам. в) В отдельном подразделе (1 стр.) рассматриваются так называемые «фигуры построения», среди которых выделяются: - силлепсис – различные нарушения согласования в числе (толпа бросаются); - эллипсис (опущение): Дождит (опущено подлежащее); - плеоназм (избыточность): vivere vitam, magis major (прожить жизнь, более большой); - гипербат (перестановка). Как видно, в грамматике Пор-Рояля нет еще учения о предложении.
Значениеграмматики Пор-Рояля заключалось в том, что: 1) она послужила основой для создания многих частных грамматик европейских (и не только европейских) языков; 2) она послужила основой многих аналогичных «философических», «универсальных», «рациональных» грамматик, напр., в России появляются «Всеобщая философская грамматика» Н. И. Язвицкого (1810), «Начертание всеобщей грамматики для гимназий Российской империи» Л. Г. Якоба (1812) и др; 3) она стимулировала логико-грамматические исследования в европейском и мировом языкознании, повлияв на формирование таких научных направлений и школ, как учение о системности языка Ф. де Соссюра, различные школы структурализма, логического анализа языка ХХ в., генеративная грамматика Ноама Хомского и др.
§3.Нормативные грамматики и словари. Нормы новых литературных языков кодифицировались в нормативных грамматиках и словарях.
Нормативные грамматики, в отличие от универсальных логических грамматик, носили практический характер; их задача – научить образцовому (литературному) языку. Важнейшие из них:
Нормативные словари принципиально отличались от прежних словарей (лексиконов, глоссариев, азбуковников). Прежние глоссарии и азбуковники ставили цель объяснить редкие, заимствованные, малопонятные слова, встречающиеся в текстах. Новые нормативные словари были словарями литературных языков, т. е. они были призваны нормализовать словоупотребление, они содержали разветвленную систему стилистических помет (высокое, книжное, низкое, вульгарное, специальное…), в том числе пометы запретительные. Важнейшие из нормативных словарей:
§4.Учение о предложении. В рамках логического направления создается первое в европейском языкознании учение о предложении. Предпосылки его были заложены уже в античности и в Средневековье в рамках логики. Логики, начиная с Аристотеля и стоиков, интересовались структурой суждения как формы мышления и выделили в структуре суждения два элемента – субъект и предикат. Так зарождается представление о членах предложения. Что касается грамматики, то она вплоть до Нового времени оставалась морфологоцентричной, т.е. центральное место в ней занимало учение о частях речи. Синтаксис со времен Аполлония Дискола (II в. н.э.) и вплоть до «Грамматики Пор-Рояля» (1660) понимался как учение о сочетании слов. В изложении правил сочетания слов грамматики шли от морфологии, от частей речи: в синтаксисе выделялись, в частности, такие разделы, как «сочетание имен», «сочетание местоимений», «сочетание глаголов», «сочетание причастий» и т.д. Важную роль в становлении учения о предложении сыграли также грамматики модистов (учение о предикации). Но только в XVIII в. постепенно оформляется учение о членах предложения. Пионерами в этой области были французские грамматисты – Клод Бюфье, Пьер Ресто, Габриэль Жерар, Дюмарсе, Николя Бозэ и др. Напр., аббат Жерар (1747 г.) в «Основах французской грамматики» выделяет 7 членов предложения: а) субъект (subjectif); б) предикат (attributif); в) объект (objectif)– прямое дополнение; г) косвенное дополнение (terminatif), обозначающее цель действия или иное отношение; д) обстоятельство (le circonstanciel); е) союзное слово (conjonctif); ж) слова, выражающие движения души (adjonctif) – междометия, обращения, вводные слова. Жерар не выделяет еще определение как особый член предложения, рассматривая определение и определяемое слово как один член предложения, нечленимое сочетание (черный негр, белый сахар), а термин «атрибут» используется не для определения, а для сказуемого. В XIX в. эстафета в изучении членов предложения переходит от французов к германским и российским ученым. Карл Фердинанд Беккер (1827), один из основателей логического направления в германском языкознании, различает три вида синтаксических отношений: а) предикативные, б) атрибутивные, в) объектные. Из этих трех типов отношений Беккер выводит члены предложения: а) из предикативных отношений – подлежащее и сказуемое; б) из атрибутивных – определение; в) из объектных – объект в широком смысле; далее Беккер различает дополняющий объект (собственно дополнение) и определяющий объект (обстоятельство в нашем современном понимании). В отечественном языкознании учение о членах предложения формируется в первые десятилетия XIX в. в трудах Михаила Бутовского (1809), Фомы Розанова (1810), Николая Язвицкого (1810), Ильи Тимковского (1811); это достаточно элементарные учебники русской грамматики, в которых выделяются только главные члены предложения – подлежащее и сказуемое, правда, у Тимковского говорится, например, какими частями речи могут быть распространены подлежащее и сказуемое. Учение о второстепенных членах складывается в грамматических трудах Николая Ивановича Греча (1827), Александра Христофоровича Востокова (1831) и окончательно оформляется в «Опыте исторической грамматики русского языка» Федора Ивановича Буслаева (1858). У Греча и Востокова есть определения и дополнения, но еще нет обстоятельств. У Буслаева находим полный перечень всех членов предложения: подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство. Буслаевский синтаксис оказал колоссальное влияние на русскую грамматическую мысль, и даже современные школьные грамматики в изложении учения о членах предложения в основном следуют за Буслаевым
|