Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система государственных органов и их виды.






В настоящее время нет единой классификации органов управления, но существуют критерии построения организационной структуры управления, к которым можно отнести:

· порядок образования органов управления (избираемые и образуемые);

· территориальный масштаб компетенции

· характер и содержание компетенции (функциональные, отраслевые, межотраслевые органы управления);

· порядок разрешения вопросов компетенции

По порядку образования систему гос. органов можно представить через две основные подсистемы (условно назовем их А и Б), каждая из которых формируется на нац., региональном и местном уровнях. Подсистема А нац. уровня образуется на основе конституции страны. Фактически – это полит. организация общества, основное предназначение которой состоит в управлении делами всего общества и государства, определении стратегии, целей и задач его развития.

К гос. органам подсистемы А нац. уровня относятся:

· глава государства;

· представительные и законодательные органы;

· правительство;

· судебные органы: Конституционный суд, Высший хозяйственный суд, Верховный суд;

· органы специального назначения.

В федеративных государствах органы регионального и местного уровня создаются на основе конституций и уставов субъектов федерации. Это представительные законодательные органы, администрация субъектов (президенты, мэры, губернаторы).

В унитарныхгосударствах органы подсистемы А местного уровня формируются на основе общей конституции. В Республике Беларусь - это Советы депутатов областного, базового и первичного уровней.

Подсистема Б включает исполнительно-распорядительные органы и формируется на основе решений государственных институтов подсистемы А: указов президента, постановлений правительства и администрации соответствующего уровня. Они отличаются от других органов назначением и содержанием своей деятельности, ее характером. Каждый орган имеет свою организационную структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию, полномочия. Их правовой статус определяется тем, что:

· они осуществляют свою деятельность на основе конституции и принятых в соответствии с ней законов;

· в процессе реализации своих полномочий они используют правовые средства нормотворческого, оперативно-исполнительного (распорядительного) и юрисдикционного (правоохранительного) характера;

· все они подотчетны и подконтрольны органам государственной власти;

· каждый нижестоящий орган управления подчиняется и подконтролен по вертикали соответствующему вышестоящему органу.

К государственным органам подсистемы Б относятся:

· аппарат главы государства (Администрация Президента, Совет безопасности, Управление делами и др.)

· аппарат парламента;

· аппарат правительства;

· министерства, комитеты и другие органы исполнительной власти;

· аппарат судов, Генеральной прокуратуры.

В федеративных государствах выделяют:

· на региональном уровне:

- органы управления субъектами федерации;

- подразделения федеральных органов власти, их территориальные структуры.

· на местном уровне аппарат муниципальной службы, обеспечивающий функционирование органов местного управления.

Исполнительные органы можно классифицировать по ряду признаков и, прежде всего, в зависимости от государственного устройства, правовых основ образования, характера компетенции, порядка разрешения подведомственных вопросов.

С учетом территориального масштаба органы государственного управления подразделяются на центральные и местные. Исполнительная деятельность центральных органов распространяется на территорию всего государства. Местные – действуют в пределах административно-территориальных единиц.

По характеру компетенции выделяют:

· органы общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления (правительство, региональная и муниципальная администрация). Они несут ответственность за положение дел в государстве, административно-территориальных единицах, руководят многими видами отраслевой и функциональной деятельности;

· органы отраслевой компетенции – осуществляют руководство подчиненными им отраслями, обеспечивают выполнение задач, стоящих перед этими отраслями, напр., Министерство связи;

· органы межотраслевой компетенции – выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления, имеющих межотраслевое значение.

По порядку разрешения подведомственных вопросов выделяются две группы органов – коллегиальные и единоначальные.

Коллегиальные органы – это организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции данных органов. Решения принимаются большинством голосов их членов с персональной ответственностью за их исполнение.

Единоначальные органы – это те, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю.

Однако в единоначальных органах исп. власти единоначалие сочетается с коллегиальностью. В министерствах, ведомствах, управлениях и образуются коллегии, в состав которых входят руководитель органа, его заместители и другие руководящие работники, специалисты. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы упр-я отраслью, сферой и т. д. Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами руководителя единоначального органа.

По источнику финансирования органы управления можно сгруппировать следующим образом:

· бюджетные, не связанные с производственной деятельностью и финансируемые из бюджета;

· осуществляющие хозяйственную, коммерческую деятельность, связанную с производством материальных ценностей или оказанием платных услуг и получающих прибыль.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.