Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критерии и показатели эффективности гос. управления. Методы оценки эффективности государственного управления.






К основным группам показателей определения эффективности гос. упр-я можно отнести следующие.

Общий объем, расчеты на душу населения и темпы роста ВВП. Условия применения: сопоставляемые показатели должны быть приведены к одному году или к одному и тому же периоду; а также к единой валюте с учетом покупательской способности национальных валют. Если при сопоставлении эти условия не соблюдаются, то не отражается реальная картина развития страны.

Отраслевая структура национальной экономики Ее анализ проводится по ВВП, подсчитанному по отраслям. При сопоставлении уровня развития по отраслевой структуре изучаются соотношения между материальным и нематериальным производством, отраслями и крупными хозяйственными комплексами. Здесь важное знач-е имеет удел. вес машиностроения, химической промышленности, т.е. отраслей, обеспечивающих научно-технический прогресс, а также удел. вес топливно- энергетического, агропромышленного, строительного и др. комплексов.

Производство основных видов продукции на душу населения. Эти показатели позволяют судить о возможностях страны удовлетворять потребность в основных видах продукции, наиболее значимых для развития национальной экономики (например, производство электроэнергии, выплавка стали и производство проката, металлорежущих станков, автомобилей, минеральных удобрений и др.), а также об удовлетворении потребностей населения в продуктах питания, товарах длительного пользования (стиральных машинах, телевизорах, холодильниках и т. д.).

Уровень жизни населения. Используются показатели: потребительская корзина, прожиточный минимум, средняя продолжительность жизни, уровень образования населения, потребление на душу населения основных продуктов питания, уровень квалификации трудовых ресурсов, численность учащихся и студентов на 10 тыс. населения, доля расходов на образование в ВВП, а также показатели, характеризующие развитие сферы услуг (число врачей на 10 тыс. населения, число больничных коек на 1 тыс. населения, обеспеченность жильем и т. д.).

Начиная с 1993 г. для определения кач-ва жизни ООН применяет индекс развития чел. потенциала (ИРЧП), состоящий из трех компонентов: средней продолжительности предстоящей жизни при рождении (долголетия), уровня грамотности взрослого населения страны и совокупной доли учащихся, уровня жизни, оцененного через ВВП на душу населения при паритете покупательной способности в долларах США. ИРЧП рассчитывается в пределах от 0 до 1 (0, 5 – низкий, 0, 5–0, 8 –средний, 0, 8–1 – высокий).

Показатели эффективности общественного производства:

производительность труда (по народ. хоз-ву в целом, по отдельным отраслям, по видам произв-ва) исчисляется как отнош-е произведенного ВВП к числ-ти работников, занятых в отраслях народ. хоз-ва;

фондоотдача характеризует эффективность использования основных производственных фондов в народном хозяйстве в целом и в его отдельных отраслях, на предприятиях;

материалоемкость (энергоемкость и металлоемкость) характеризует уровень материальных затрат (сырья, материалов, топлива, энергии) соответственно на единицу ВВП.

Оценка эффективности госупр-я является объективно необходимой. Она обусловлена целым рядом обстоятельств: невозобновимостью потерь, понесенных общ-вом вследствие необдуманного и слабого упр-я; порождением новых тяжких проблем, способных на длительное время влиять на снижение уровня управления; снижением доверия к управлению, его общественному престижу.

Результаты гос. упр-я оцениваются всем обществом, его отдельными группами и каждым человеком в отдельности, ибо они наглядно просматриваются через изменение уровня и качества жизни населения, через развитие социальной и духовной сферы, через результаты, полученные в сфере эк-ки, нац. безопасности, международного сотрудничества и т. д.

Однако эта оценка не заменяет необходимости в спец., официальной оценке эффект-ти гос. упр-я. Причем оценка эффект-ти упр-я должна осуществляться еще на стадии подготовки управленческого решения, что в определенной мере может гарантировать его достаточный уровень.

Оценка упр-я должна осуществляться относит-но характера, уровня, эффект-ти организации и функционирования сис-мы гос. упр-я и его рез-тов. Оценки должны быть строго определенными по времени, формам, процедурам, последствиям. Они призваны превратиться в естеств. и необходимую часть упр-я, быть систематическими и авторитетными.

На практике оценка эффективности госуправления осуществляется по следующим направлениям: оценка процесса выполнения; оценка результатов; оценка последствий; оценка эк. эффективности.

При оценке эффективности используются различные методы: сравнений, экспертные моделирования и др.

Всю совокупность исследований, направленных на оценку эффективности гос. упр-я, можно представить через две группы: научные исследования; традиционные формы оценки.

Научные исследования осуществляются с использ-ем различных научных методологий и методик изучения социальных, экономических, политических процессов. Их применение приносит хорошие теорет. и практич. результаты, но требует много времени и больших фин. затрат.

При проведении научных исследований применяются: социологические опросы (анкетирование и итервьюирование); наблюдения (открытые и скрытые); экспертные оценки; моделирование; формирование контрольных групп; проведение экспериментов и др.

Наиболее распространенный метод, который используется при оценке эффективности управления, является метод сравнений. При этом используются различные виды сравнений: сравнение с плановыми заданиями, с прошлыми, с лучшими или средними за определенный период. При оценке эффективности управления на уровне отдельного органа государственного управления можно использовать моделирование, в основе которого используется построение специальных моделей, позволяющих получать оценку не только относительно функций, но связанных с ними процессов.

Традиционные формы оценки эффективности госуправления:

отчеты органов государственной власти, управленческих структур, а также должностных лиц о результатах их деятельности. Это ежегодные послания Президента Республики Беларусь Национальному собранию, отчеты Правительства Республики Беларусь перед Национальным собранием, отчеты палат Национального собрания перед обществом, а депутатов – перед избирателями и т. д.;

общественное мнение также является разновидностью оценки эффективности государственного управления, которое представляет собой совокупность суждений, взглядов, позиций, точек зрения множества людей. Оно как бы соотносит результаты управления с потребностями, интересами и ожиданиями людей. И хотя общественное мнение по своей природе субъективно, из-за своей массовости оно обладает свойством объективно «видеть» эффективность государственного управления;

• оценку эффективности государственного управления отражают средства массовой информации, которые по своей сути призваны объективно оценивать происходящие в жизнедеятельности общества события и, следовательно, результаты управления;

обращения граждан, содержание которых формирует представления о жизни людей, их потребностях, конкретных интересах, нарушениях их прав т. п., что в определенной мере также позволяют судить об эффективности государственного управления, обнаружить недостатки, упущения, слабые места в системе государственного управления.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.