Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура государственного органа и ее элементы. Последовательность и принципы разработки структуры государственного органа.






Отдельный гос. орган имеет свое организационно-структурное построение, которое можно определить как упорядоченную совокупность подразделений органа и связей между ними внутри органа. Исходным структурообразующим фактором является функция, ее содержание. Функциональный подход является определяющим как для структурного оформления управляющей системы в целом, так и для отдельных ее составляющих. Каждый орган исполнит. власти имеет название, в котором четко видна основная, выполняемая им функция. Каждое подразделение гос. органа предназначено для исполнения установленных функций и полномочий для реализации основных задач гос. органа.

Такой подход позволяет учитывать:

1) состав его структурных подразделений, их место и функции в системе управления;

2) систему структурных связей, функциональных, коммуникативных, информационных;

3) порядок распределения между подразделениями компетенции, полномочий ответственности.

Таким образом, организационная структура гос. органа является формой разделения и кооперации управленческой деятельности, схемой распределения ее целей, задач и функций.

В составе структурных подразделений можно выделить: руководство, функциональные подразд-я и обслуживающие подразделения.

Руководство:

· обеспечивает общее комплексное управление всеми структурными подразделениями, а значит, и объекта в целом. Оно может быть, как уже отмечалось, единоличным или коллегиальным;

· устанавливает соотношение полномочий различных должностей, при этом руководство производит деление функциональных подразделений на более мелкие организационные подразделения, чтобы эффективнее организовать работу;

· определяет должностные обязанности как совокупность определенных задач и функций и поручает их выполнение конкретным лицам.

Первичным элементом в структуре организации является должность. Должность следует понимать как юридически установленную социальную роль, выполняемую человеком в организации, совокупность соответствующих ей полномочий, обязанностей и ответственности, требований к знаниям, опыту и квалификации.

Должность как исходная структурная единица включает четыре формальных элемента: точно обозначенное в штатном расписании служебное место; обязанности по данной должности; права и полномочия; ответственность.

В любой организационной структуре можно выделить простейшие образования – организационные ячейки. Каждая из них включает в себя руководителя и непосредственно ему подчиненных работников. Количество подчиненных не должно быть слишком большим, в противном случае руководитель будет вынужден все свое время тратить на контакты с ними, и не выполнит возложенные лично на него задачи.

При формировании структуры государственного органа, в первую очередь, необходимо определить и проанализировать совокупность необходимых функций. Последовательность разработки структуры такова:

1. Орган делится на широкие блоки подразделений по горизонтали в соответствии с важнейшими направлениями его деятельности.

2. Устанавливается соотношение полномочий различных должностей. При этом руководство производит дальнейшее деление на более мелкие организационные звенья, чтобы эффективнее использовать специализацию и избежать перегрузки руководства.

3. Определяются должностные обязанности сотрудников. Их можно определить как совокупность определенных задач и функций, которые поручается выполнить конкретным лицам.

Организационная структура управления государственного органа –это упорядоченная совокупность конкретных звеньев аппарата управления, связанных между собой по вертикали (субординация) и по горизонтали (координация) и обеспечивающих устойчивый и качественный процесс управления.

Первичным элементом организационной структуры управления является звено управления, под которым понимается совокупность должностей одного уровня (по горизонтали).

Оптимальность организационных структур управления достигается соблюдением следующих правил их построения:

1. Сокращение ступеней в иерархической структуре управления.

2. Организационная обеспеченность функции, что предусматривает выделение организациям соответствующих людских и материальных ресурсов.

3. Организационная структура управления не должна быть сложной. Усложнение организационных структур ведет к увеличению численности управленческого персонала, удорожанию систем, замедлению прохождения информации, снижению оперативностью реагирования.

4. Обеспечение гибкости организационных структур управления. Организационные структуры, в которых слишком детально регламентированы права и обязанности служащих, связи между ними и структурными подразделениями характеризуются постоянством и стабильностью, именуются жесткими. Гибкость достигается внесением необходимых штатных изменений в различных ситуациях, расширением компетенции руководителей.

5. Достижение оптимального сочетания централизации и децентрализации. В каждом отдельном случае необходимо найти оптимальное соотношение централизации и децентрализации функций, что позволяет нейтрализовать, с одной стороны, ведомственные тенденции, а с другой – местнические.

6. Исключение дублирования функций в организационных структурах управления. Это означает, что нельзя возлагать ответственность на несколько служб за выполнение одной и той же функции.

7. Обеспечение относительной равномерности нагрузок на каждое структурное подразделение. Нарушение указанного требования может привести к высокой текучести кадров, их недокомплекту, напряженности во взаимоотношениях между работниками.

8. Обеспечение максимальной степени типизации. Использование общих принципов и методов управления, единых правовых актов, позволяет унифицировать многие структурные элементы, создать типовые структуры и штаты, что обеспечивает единый подход к построению и закреплению рациональных организационных структур органов и подразделений, внедрению в их деятельность достижений науки и передового опыта.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.