Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы гос. упр-я, классификация и характеристика основных групп.






Под методамигос. упр-японимаются приемы, способыреализации управленческой деятельности. С помощью методов осуществляется определенное воздействие субъектов управления на процессы общественного и государственного развития, на деятельность государственных структур и конкретных должностных лиц.

Разнообразная деятельность органов гос. упр-я предполагает исп-е различных методов управления: нормативного, балансового, методов экспертных оценок, экономико-математических и т. д.

Во всей совокупности методов государственного управления особое место занимает программно-целевой метод, который находит свое воплощение в целевых комплексных программах, направленных на решение имеющихся проблем. Он предполагает четкую постановку цели и выработку комплекса научно-исследовательских, опытно-констукторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам исполнения и обеспечивающих эффективное решение имеющейся проблемы.

Все многообразие разрабатываемых программ можно представить через следующие группы:

· по государственному статусу: межгосударственные, республиканские, региональные, местные;

· по функциональной сфере: экономические, социальные, научно-технические, экологические и др.;

· по срокам реализации: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.

Финансирование целевых программ может осуществляться за счет средств республиканского, региональных и местных бюджетов, внебюджетных источников финансирования, а также средств общественных организаций и союзов, структур частного сектора.

Методы гос. упр-я можно классифицировать по самым различным критериям. Можно выделить общенаучные и специальные методы, прямые и косвенные, административно-распорядительные, экономические, социально-психологические и т. д.

Административно-распорядительные методы – это способы прямого, непосредственного воздействия на поведение объекта управления. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения, носят обязательный характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и т. д. К ним можно отнести распределение централизованных инвестиций или иных контролируемых государством ресурсов, лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование экспорта, импорта и т. д. Например, когда власти заинтересованы в прекращении определенного вида деятельности, они могут прекратить выдачу лицензий и, напротив, для расширения той или иной деятельности разрешить ее ведение. К мерам принуждения относятся правила, условия, соблюдение которых обязательно для хозяйствующих субъектов (определенные условия охраны труда, установление очистных сооружений и т. д.).

Административно-распорядительные методы государственного управления достаточно эффективны в сфере контроля над монопольными рынками, в области экологии, в разработке национальной системы стандартизации и сертификации, в определении и поддержании минимально допустимых параметров жизни населения. Однако следует отметить, что в развитых странах с рыночной экономикой масштабы применения административно-распорядительных методов достаточно ограничены, но в критических ситуациях (военные действия, кризисные явления в экономике, стихийные бедствия) их роль существенно возрастает.

Экономические методы – это комплекс материальных средств, рычагов воздействия органов государственной власти на объект управления. Они воздействуют на интересы объектов регулирования косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную политику. При этом отсутствует прямое принуждение или поощрение. Объект управления свободен в выборе вариантов действия при условии, что они не противоречат действующему законодательству. То есть, они призваны создать такие условия, чтобы объекту управления было выгодно действовать так, как того желает государство. Такими методами являются: налоговое, бюджетное, финансовое регулирование; материальное стимулирование; применение финансовых санкций; предоставление дотаций регионам; санация предприятий и т. д. Например, государство снижает налоги на производство детских товаров, стимулируя его рост, или устанавливает повышенные стипендии для студентов-отличников, заботясь о качестве подготовки специалистов. При этом важно, чтобы экономические методы применялись гибко и не являлись тормозом в реализации целей и функций государственного управления.

Социально-психологические методы – это способы социально-психологического воздействия на управляемые группы, коллективы и т.д. для достижения соответствующих целей, а именно:

· политическая агитация, пропаганда;

· разъяснение позиции государства, его политики, правовых актов с использованием СМИ;

· личные встречи руководителей государства с трудовыми коллективами;

· различные виды индивидуального поощрения, продвижения по службе и т. д.;

· нравственное осуждение, имеющее зачастую большее воздействие, нежели административное, или иное наказание.

С помощью социально-психологических методов формируются социальные установки, ценностные ориентации, групповое сознание, ориентация на лидера.

Можно также выделить прямые и косвенные методы государственного управления.

Прямые методы непосредственно воздействуют на объекты, например, через приказ, распоряжение или прямое финансирование (централизованные инвестиции), финансовую поддержку (дотации) и т. д.

Косвенные методы свое воздействие оказывают опосредованно, например, через налоги, кредитование.

Использование тех или иных методов зависит от формы собственности объекта управления. Прямые и административно-распорядительные методы, чаще всего, используются в управлении объектами государственной и коммунальной форм собственности. По отношению к объектам негосударственной формы собственности применяются в основном косвенные и экономические методы управления.

Все перечисленные методы тесно взаимосвязаны между собой и взаимодополняют друг друга.

22. Система управления: сущность, свойства, структурные элементы.

В современном мире любую совокупность элементов (компонентов, подсистем), взаимосвязанных между собой и образующих определенную целостность, единство, рассматривают как систему.

Система как единое целое приобретает новые качества, новые свойства, не содержащиеся в образующих ее элементах. Это ее свойство, отражающее закон перехода количественных изменений в качественные, определено понятием эмерджентность.

Так как системность присуща любому объекту, явлению, в современном материальном мире выделяют разнообразные системы: биологические, социальные, экономические, политические и другие в том числе, простые и сложные, макро- и микросистемы.

Для характеристики системы используют присущие ей общие и специфические свойства.

К общим свойствам системы можно отнести:

· адаптивность системы к окружающей ее внешней среде, к тем изменениям, которые там происходят. Способность системы сохранять свои параметры при взаимодействии с внешней средой именуется гомеостазисом;

· д инамизм, отражающий ее изменение во времени и в пространстве;

· структурированность. Структура системы отражает основные, системообразующие элементы и связи, которые и обеспечивают ее основные свойства;

· целостность. Систему нельзя свести к сумме составляющих ее элементов. Она представляет собой иную качественную целостность;

· функциональность. Любая система имеет свое предназначение, выполняет свои, только ей присущие функции.

Системы, в которых протекают процессы целенаправленного воздействия для достижения определенного полезного эффекта, называются системами управления.

Система управления в процессе своего функционирования разделяется на управляющую, управляемую и коммуникативную подсистемы.

Исходя из объективного характера содержания управленческой деятельности можно предложить следующий состав элементов системы управления: цели управления (результаты, которые намечают получить при осуществлении целей); принципы управления (некоторые правила осуществления управленческой деятельности); функции управления (специализированные виды управленческих работ); методы управления (способы осуществления функций управления); организационная структура (совокупность органов управления и существующих между ними должностных и информационных связей); персонал управления (служащие аппарата, реализующие функции управления) и такие важные элементы, как технология управления(последовательность выполнения управленческих работ с использованием определенных технических средств и методов); управленческая информация, используемая при реализации управленческих решений; техника государственного управления(технические средства, с помощью которых выполняется управленческая работа).

К характерным особенностям систем управления независимо от их природы и назначения относятся:

· наличие информационных связей, которые играют. решающую роль в сохранении целостности системы. Без обмена информацией между элементами система не может функционировать и сохранять свою целостность;

· способность переходить в различные состояния в соответствии с управляющими воздействиями;

· множество допустимых линий поведения системы, из которых выбирается наиболее предпочтительная;

· наличие определенной структуры, отражающей контуры управления;

· открытость, что обусловливает, с одной стороны, возможность воздействия на систему и, с другой - ее воздействие на внешнюю среду, которое может иметь самую различную природу и последствия;

· целенаправленность функционирования системы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.