Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции гос. упр-я. Общие и спец. функции, их хар-ка.






Функция – это реальное, целенаправленное воздействие на управляемый объект.

Функции гос-ва отражают осн. направления егодеятельности, выражают сущность и назначение гос. упр-я общ. делами.

Функции гос. упр-я по определенным признакам можно сгруппировать, выделив общие и спец. функции, внутренние и внешние и др., представляющие основные направления деятельности гос-ва.

К внутренним функциям относятся:

· экономич. – защита и регулирование эк. системы, выработка стратегии и тактики эк. развития страны, реализация эк. политики;

· политическая – регулирование отношений между соц. группами и гармонизация их интересов, обеспечение ценности и сохранности того общества, формой которого выступает данное гос-во;

· социальная – обеспеч-е соц. развития общ-ва, опред-е соц. политики, обеспеч-е нормальных условий жизнедеятельности всего общ-ва, регулир-е отношений между гражданами по поводу их места в общ-ве, соц. защита малообеспеченных слоев населения и т.д.;

· нормативно-правовая – принятие нормативно-правовых документов, регулирующих всю общественную жизнь;

· экологическая – регулированиедеятельности людей в области использования и охраны окружающей среды.

Внешние функции – это осн. направления деятельности гос-ва на международной арене: защита гос-ва от внешней угрозы и военной агрессии, дипломатическая, внешнеэкономическая, внешнеполитическая, сотрудничество в решении глобальных проблем современности, поддержание общих норм международного права и т. д.

Функции гос. упр-я по своему характеру можно подразделить на политические и административные. Очень важно, чтобы те и другие были четко отражены в нормативно-правовых документах о конкретном гос. органе.

Выполнение политических функций означает, что гос. органы имеют право издания нормативно-правовых актов в узаконенной сфере. Гос. учреждение может издавать нормативные акты, но они обязательны лишь для тех граждан (физ. и юрид. лиц) и в том случае, если они являются пользователями услуг данного учреждения, его клиентами. Политические функции не являются непрерывными.

Административные функции непрерывны в исполнении, и их сущность состоит в обеспечении исполнения законов, правил, норм порядка и предоставлении гос. услуг юрид. и физ. лицам. Здесь можно говорить об определенном автоматизме в принятии административных мер, например, по пресечению правонарушений. Именно таким образом обеспечивается правовой характер гос-ва.

Любой вид управленческой деят-ти предполагает осущ-е универс. управленческих функций, которые реализуются во всех видах управленческой деят-ти и на всех этапах управленческого процесса – это целеполагание, принятие решений, организация их исполнения. Специфическими, требующими профессиональной управленческой квалификации, явл. квалификационно-управленческие функции. К ним относятся: планир-е, прогнозирование, мотивация, организация, регулирование, координация, контроль.

Прогнозирование и планирование – гл. звено всей системы упр-я. Прогноз-ние – это предвидение перспектив развития объекта и последствий его преобразований для всего общества или конкретной организации. Планир-ние – это процесс принятия управленч. решения, включающий четкую постановку цели в отношении конкретного объекта управления, а также средств, способов и ресурсов для ее достижения. Прогноз-ние и планир-ние определяют перспективу развития и будущее состояние как объекта, так и субъекта упр-ния.

Организация. Главная задача данной функции состоит в том, чтобы сформировать управляющую и управляемую системы, установить конкретные параметры, режим работы подразделений объекта и субъекта упр-я, взаимосвязей между ними, в том числе: степени централизации и децентрализации упр-я; разделения и кооперации труда в объекте и аппарате упр-я; уровней организации рабочих мест и условий труда; квалификации работающих; регламентации и стимулирования работы подразделений и каждого работающего.

Эта функция выступает как вид деятельности, который направлен на разработку и утверждение схем и структур управления, должностных инструкций, положений, других нормативных документов.

Координация обеспечивает согласованность работы всех звеньев системы упр-я. Благодаря координации устанавливается единство отношений управляемой и управляющей систем, структур объекта и субъекта упр-я.

Регулирование – это целенаправленнаядеятельность соответствующих гос. органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение важнейших задач соответствующего этапа развития страны, регламентируют отношения в обществе. Регулирование в широком смысле заключается в издании законов, подзаконных и судебных актов, устанавливающих общие правила для всех субъектов общ. отношений. В узком смысле регулирование является функцией гос. упр-я в определенной сфере общ. жизни. В социально-эк. сфере гос-во регулирует отношения посредством гос. бюджета, гос. заказа на товары и услуги, налогов, таможенных тарифов, пошлин, республиканских целевых программ, ценовой политики и т. д. Например, применяя процедуры банкротства, гос-во реализует свое регулирующее воздействие.

Гос. регулирование создает отношения упорядоченности и устойчивости социально-экономической системы и в случае отклонения от заданных параметров приводит в действие все ее элементы.

Контроль – это процесс установления отклонений от предусмотренных величин и корректировка управленческих воздействий. Он призван выполнить обратную связь объектов упр-я с аппаратом упр-я с тем, чтобы оценить и дать информацию о реализации управленческих решений. Контроль должен удовлетворять требованиям: оперативности, гласности, объективности, целесообразности. Контроль осуществляют различные гос. органы: парламент, правительство, министерства, суды, органы государственного контроля.

Мотивация как управленческая функция чаще рассматривается применительно к локальным системам. Для управленца главное – уловить и познать мотивы деятельности людей с тем, чтобы учитывать их при руководстве.

Специфические функции государственного управления находят свое проявление в конкретных ситуациях, где необходимо действовать только от имени государства – это правоприменение, проведение выборов и референдумов, переписи населения, лицензирование видов деятельности, регулирование особых правовых режимов (введение президентского правления, чрезвычайного положения, свободных экономических зон) и другие.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.