Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика субъектов государственного управления.






В качестве субъектов государственного управления выступают государственные органы, институты, организации, в целом государство и народ.

Главным субъектом гос. упр-я в демократическом, правовом государстве является народ, который посредством выбора своих полномочных представителей во властные структуры участвует в процессе управления. Именно народное представительство придает системе государственного управления демократический характер.

Для обеспечения своей разнонаправленной управленческой деятельности государство создает свой аппарат, который функционирует на профессиональной основе, имеет сложную структуру и рассматривается как совокупный профессиональный субъект управления. При этом для государственного управления принципиальное значение имеет состояние аппарата, иерархичность построения, качество персонала и другие характеризующие его параметры.

Соответствующий орган, должностное лицо в системе государственного управления выступают в качестве конкретного субъекта управления.

Существует огромное разнообразие субъектов государственного управления, обладающих государственной властью, но все они существенно отличаются друг от друга. Они отличаются:

· по социальной роли;

· по характеру и видам управленческой деятельности;

· по технологиям и методам управления.

В то же время все субъекты государственного управления обладают рядом универсальных признаков, отражающих их сущность. Каждый субъект управления:

· выражает интересы определенной социальной общности – народа, класса, социальной группы;

· является системно организованным, ему свойственны черты социальной системы;

· выделяет определенные функции;

· обладает собственной, юридически обоснованной организацией, включающей личностный и институциональный компоненты;

· занимает строго определенное место в иерархии государственного аппарата;

· принимает строго определенные виды решений.

В пределах полномочий, установленных законом, субъекты управления применяют различные средства, имеющиеся в распоряжении: экономические, политические, идеологические и т. д. Например, с целью обеспечения ускоренного развития определенного экономического объекта для него могут устанавливаться преференции, предоставляться инвестиции. По отношению к управляемому объекту могут быть использованы и различные способы поощрений, разрешений или устанавливаться определенные требования, запреты, а за невыполнения их – определенная ответственность. Путем судебного решения государство может запретить политическую партию за ее антиконституционность; мэрия – не разрешить политическую демонстрацию с националистическими лозунгами, запретить пропаганду экстремистской идеологии и т. д. Но государственные органы и должностные лица как субъекты государственного управления могут применять только те средства и методы управления, которые разрешены им законом.

При этом в самом субъекте государственного управления возникают отношения, виды деятельности, проявляются социальные роли, которые направлены на разработку и практическое осуществление управляющих воздействий. Можно сказать, что материальным проявлением управленческих отношений являются управленческие решения и действия. Или, иными словами, выполняемые субъектами управления виды деятельности и их социальные роли, которые обеспечивают разработку и практическое осуществление управляющего воздействия – управленческих решений и действий, через которые находят свое выражение управленческие отношения.

Более того, в самом субъекте государственного управления, представляющем собой сложную иерархическую систему, возникают внутренние управленческие отношения, направленные на управление вышестоящими государственными органами или должностными лицами нижестоящих. То есть речь идет о наличии управленческих отношений внутри иерархии, о «внутреннем» управлении в самом субъекте государственного управления.

 

14. Государство – консолидирующий субъект гос. упр-я.

Гос-во как сложная общественно-политическая система, важнейшими компонентами которой являются: народ, территория, суверенитет, система права, система власти и управления - в системе гос. упр-я выступает как консолидирующий субъект упр-я. Действуя от имени народа, гос-во создает свои органы: парламент, правительство, суд и другие органы, которые, в свою очередь, выступают как субъекты упр-я. Через органы гос. упр-я, соответствующие структуры и механизмы гос-во обеспечивает реализацию своих целей и функций, формирует и закрепляет всеобщую волю.

Главное отличие гос-ва от всех других форм соц. организации состоит том, что оно выступает в качестве гл. и единственного субъекта гос. власти, действие которой распространяется на всех граждан и на всю тер-ю, подпадающую под юрисдикцию данного гос-ва.

Из многих определений гос-ва, которые встречаются в научной литературе можно выделить два. Первое характеризует гос-во в широком смысле: гос-во – высшая форма организации чел. сообществ, политический союз людей, подчиненных единой верховой власти, форма организации, имеющая гл. цель – выражение единой воли.

Второе опр-е: гос-во – это политико-правовой институт, система особого типа соц. институтов, образующая орг-цию полит. власти.

В соответствии с этим опр-ем гос-во является сложной общественно-полит. системой, важнейшими компонентами которой являются: народ, территория, система права, система власти и упр-я.

Различные стороны гос-ва могут стать основанием для определения гос-ва различными авторами. Социологи понимают гос-во как опред. образом организованное население, форму организации общ-ва. Политолог определяет гос-во – как высший элемент полит. системы общ-ва, механизм власти. Правовед видит в гос-ве определенный нормативный порядок, организующий жизнедеятельность людей.

Однако, несмотря на большое количество определений гос-ва, для управленца наиболее важным является рассмотрение гос-ва как субъекта управления.

Для обеспечения своей разнонаправленной управленческой деятельности гос-во создает свой аппарат, который функционирует на профессиональной основе, имеет сложную структуру и рассматривается как совокупный профессиональный субъект упр-я. При этом для гос. упр-я принципиальное значение имеет состояние аппарата, иерархичность построения, качество персонала и другие характеризующие его параметры.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.