Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация управления финансами на предприятии (финансовые службы предприятий)






Функции финансов.

Выделяют три функции финансов:

1. Обеспечивающая. П. в оптимальном размере должно быть обеспечено необходимыми денежными средствами при соблюдении важного принципа – все расходы должны покрываться собственными доходами.

2. Распределительная. Распределяется выручка от реализации продукции. Направляется на возмещение затрат пр-я, а другая часть прибыль.

3. Контрольная. Связана с применением с одной стороны различных стимулов и санкций, а с другой стороны с финансовыми показателями работы (результатами) пр-я (рентабельность, прибыль, ликвидность, платежеспособность)

Принципы организации финансов предприятия:

1. Хозяйственная самостоятельность. Независимо от организационно-правовой формы собственности, каждое пр-е самостоятельно определяет свою эк-кую деятельность, направления вложения средств.

2. Самофинансирование. Означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных средств, и при необходимости, за счет банковских и коммерческих кредитов.Обеспечивает конкурентоспособность предприятия.

3. Материальная ответственность. Означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты хозяйственной деятельности.

4. Заинтересованность в результатах деятельности. Определяется целью предпринимательской деятельности – получение прибыли. Заинтересованными должны быть работники пр-я, само пр-е и государство

5. Формирование финансовых резервов. Связано с необходимостью обеспечивать предпринимательскую деятельность. Резервы должны храниться в ликвидной форме.

6. Контроль за финансово-хозяйственной деятельность предприятия. Осуществляется фин службами П., кредитными организациями, аудиторскими фирмами, налогами, финансовыми службами пр-я (целевое, плановое использование ресурсов).

 

Экономические отношения, составляющие содержание финансов предприятий

Финансовые отношения предприятия.

Звенья финансовой системы:

- звенья публичных (общественных) финансов:

  1. Гос бюджет
  2. Гос внебюджетные фонды (ФОМС, ФПС, ФСС)
  3. Гос кредит

- звенья частных финансов:

  1. Финансы пр-ий
  2. Финансы дом хозяйств

В конце 18в. Во Франции как наука сложились финансы.

Финансы – экономические денежные отношении, которые возникают между гос-вом и юр и физ лицами по поводу образования, распределения и перераспределения и использования фондов денежных средств.

4 статьи расходов бюджета:

1. Финансирование государственного управления

2. Финанс-е народного хоз-ва

3. Финанс-е соц политики

4. Финанс-е обороны

Финансы пр-я – изучаются денежные потоки на пр-ия (управление, регулирование потоков)

Финансы пр-я – эк-кие денежные отношения возникающие в результате движения денег и образующихся на этой основе денежных потоков, связанных с функционированием создаваемых на пр-ии денежных фондов.

Выделяют 4 группы финансовых отношений предприятий:

1. Финансовые отношения с другими П.и орг. (отношения с поставщиками, покупателями, связи, транспорта, таможенными орг-циями, строительными, внешнеторговыми).

2. Отношения внутри предприятия. Направления:

· Между подразделениями пр-я, связанные с оплатой работ, услуг, распределением прибыли, оборотных средств и т.д. (влияет на организацию, финансовую самостоятельность подразделений)

· Отношения с кадрами (выплата з/п, дивидендов, материальная помощь, премии, штрафы, удержание налогов с физических лиц)

· Отношения между учредителями в момент создания пр-я, связано с формированием уставного капитала

3. Финансовые отношения внутри объединений пр-ий и орг-ций

· Отношения с вышестоящими орг. по поводу образования и использования централизованных денежных фондов

· Внутри финансово-промышленной группы (КБ, инвестиционный фонд)

· Между пр-ями в условиях холдинга

4. Отношения с финансово-кредитной системой

· Отношения с бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами (уплата налогов, предоставление налоговых льгот (кредитов), применение штрафных санкций, получение ассигнований из бюджетов (субвенций, дотаций, субсидий, бюджетных кредитов)

· Отношение предприятий с банками (хранение денежных средств на счетах, получение и погашение кредитов, покупка, продажа валют, организация безналичных расчетов)

· Отношения со страх. орг. (страхование имущества, предпринимательских и коммерческих рисков, медицинское страхование)

· Отношение П. с фондовым рынком (операции с ценными бумагами, приватизация пр-я, размещение портфельных инвестиций).

 

3. Финансовые ресурсы организации: их состав и классификация.

Источниками финансовых ресурсов являются все денежные доходы предприятия от осуществления основного вида деятельности. Все финансовые ресурсы можно разделить на две группы:

    1. Собственные (выручка, прибыль, целевые поступления и другие)
    2. Заемные (привлеченные) (образованы на финансовом рынке)

Финансовые ресурсы П. – это совокупность денежных доходов и поступлений, находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта (предприятия) и предназначенные для финансирования затрат, для выполнения фин обязательств, для стимулирования работающих и для других целей.

3а. Денежные фонды предприятий: их формирование и использование

Важнейшая сторона финансовой деятельности – это формирование и использование специальных денежных фондов (целевых).

Все фонды предприятия можно разбить на пять групп:

  1. Фонды собственных средств, играют решающую роль в деятельности предприятия, регулируется законодательством:

a. Уставный капитал (УК)

b. Добавочный капитал (это денежные средства, поступающие в течение года функционирования П.), который включает следующие ср-ва: 1) дооценка объектов основных ср-в в соответствии с ПБУ; 2) эмиссионный доход, полученный от превышения фактической цены размещения над номинальной стоимостью акций; 3) ср-ва, безвозмездно переданные другими П. и другое

c. Резервный фонд (для АО является обязательным). В АО должен быть не менее 5% УК и образуется за счет чистой прибыли.

d. Фонд накоплений, используется для развития производства, является источником увеличения УК, образуется за счет чистой прибыли.

e. Фонд нераспределенной прибыли

  1. Фонды привлеченных средств (не постоянны и расходуются в течение 1 года):

a. Фонд потребления – предназначен для удовлетворения материальных потребностей работников П., используется на соц-ные нужды, единовременные поощрения, компенсации.

b. Доходы будущих периодов – это денежный фонд, в котором формируются доходы полученные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам (арендная плата, предстоящие поступления задолженности по недостачам выявленным за прошлые годы и другие доходы, безвозмездно полученные активы, которые будут отражены в будущем).

c. Резервы предстоящих расходов – создается с целью равномерного включения в затраты произв-ва предстоящих расходов (для предстоящей оплаты отпусков, выплаты ежегодного вознаграждения за выслугу лет).

d. Задолженность учредителям по выплате доходов (дивиденды по акциям и % по облигациям).

  1. Фонды заемных средств:

a. Кредиты банков;

b. Займы, привлекаемые с помощью ценных бумаг (право на выпуск ценных бумаг имеет каждое П.);

c. Коммерческий кредит, который представляется в натуральной форме; Факторинг; Лизинг;

d. Кредиторская задолженность предприятия

  1. Фонды, образуемые за счет разных источников:

a. Фонды оборотных ср-в (важнейшие фонды) определяют фин положение П.и фин результаты его деятельности

b. Фонд внеоборотных активов (основные ср-ва)

c. Инвестиционный фонд предназначен для модернизации и расширения производства, и формируется за счет амортизационного фонда (предназначен для простого воспроизводства основных средств), фонда накопления, заемных и привлеченных источников.

d. Валютный фонд формируется на П., которые получают валютные средства за счет экспорта

  1. Оперативные денежные фонды для конкретных целей. Эти фонды на П.создаются периодически:

a. Фонд з\п (создается 1-2 раза в месяц)

b. Фонд платежей в бюджет и внебюджетные фонды («налоговый» фонд создается ежемесячно)

c. Фонд выплаты дивидендов (обязательно создается 1 раз в год)

d. Фонд погашения кредитов и займов

e. Фонд для освоения новой техники и научно-исследовательских работ (НИР)

 

Организация управления финансами на предприятии (финансовые службы предприятий)

Финансовая работа на предприятии — это часть его управленческой функции, это специфическая деятельность, направленная на своевременное и полное обеспечение предприятия финансовыми ресурсами и их эффективное использование в целях Обеспечения расширенного воспроизводства и выполнения всех его финансовых обязательств перед другими субъектами рынка И государством.

Сама же организация управления финансами на конкретных предприятиях зависит от ряда факторов: форм собственности, организационно-правового статуса, отраслевых и технологических особенностей, характера производимой продукции (оказываемых работ, услуг), размеров (масштабов) бизнеса и др. В самом общем и упрощенном виде организация деятельности по управлению финансами в организациях (на предприятиях) по образцу схем управления финансами промышленных зарубежных корпораций может быть структурирована следующим образом.

Финансовый директор (главный финансовый менеджер):

· Финансовый менеджер-казначей

1) Управление стоимостью и структурой капитала

2) Привлечение денежных средств с финансового рынка

3) Планирование и регулирование денежных потоков

4) Управление кредитными ресурсами

5) Управление валютными операциями

6) Страхование имущества

7) Пенсионные программы

8) Дивидендная и инвестиционная политика

9) Управление финансовыми рисками

10) Управление денежной наличностью и счетами дебиторов

11) Прочие финансовые операции

· Главный бухгалтер-контролер

1) Участие в разработке оперативных бюджетов (смет)

2) Организация бухгалтерского учета

3) Участие в разработке и внедрении бухгалтерского учета

4) Подготовка финансовых отчетов

5) Налоговое планирование и контроль

6) Разработка трансфертных и иных цен

7) Кредитный контроль

8) Выплата заработной платы

9) Внутренний аудит

10) Информационные системы для внутренних и внешних пользователей и др.

При этом в функции главного бухгалтера входят:

постановка и функционирование систем бухгалтерского, управленческого и налогового учета; ответственность за ведение своевременной и объективной системы внутренней и внешней отчетности и обеспечение соблюдения норм бухгалтерского и налогового законодательства; организация внутреннего аудита; участие в разработке оперативных бюджетов; ответственность за компьютеризацию системы учета и за наем и обучение квалифицированных бухгалтеров и др.

Основные функции финансового менеджера реализуются в процессе формирования и использования финансовых ресурсов и заключаются в следующем:

• финансовый анализ и планирование (прогнозирование) — формулирование общей финансовой стратегии; составление стратегических и тактических финансовых планов; участие в подготовке бизнес-планов; формирование инвестиционной, ценовой, кредитной, дивидендной и прочей политики; финансовый анализ для облегчения принятия управленческих решений, финансовый контроль;

• управление источниками финансирования — формирование внутренних и внешних, краткосрочных и долгосрочных источников финансирования организации; анализ условий их формирования, определение цены; оценка целесообразности привлечения заемных и использования собственных средств; расчет цены капитала; формирование оптимальной структуры капитала организации (предприятия);

• управление инвестиционной деятельностью — поиск источников вложений капитала организации, анализ эффективности инвестиционной деятельности, оценка финансового риска; поиск и рационализация источников финансирования капитальных затрат; проведение операций с ценными бумагами; управление инвестиционным портфелем;

• управление текущей деятельностью (оборотным капиталом и денежными средствами) — определение потребности в оборотных средствах и рационализация структуры оборотных средств; управление дебиторско-кредиторской задолженностью, управление запасами; финансирование текущей деятельности и организация денежных потоков в целях обеспечения платежеспособности организации (предприятия) и ритмичности ее текущих платежей; обеспечение своевременности платежей по обязательствам организации (предприятия) в бюджет, банкам, поставщикам, собственным работникам;

• организация взаимоотношений с финансово-кредитной системой и другими хозяйствующими субъектами по поводу наличных и безналичных расчетов, получения наличных денежных средств, кредитов, покупки-продажи ценных бумаг, уплаты неустоек, начисления пеней и т, п.

Здесь необходимо отметить, что чаще всего на российских предприятиях обязанности финансового менеджера совмещает главный бухгалтер или главный экономист (начальник планово- экономического отдела). Между тем присутствие на предприятии специалиста по управлению финансами — финансового менеджера или финансового отдела — играет важную роль. Финансовый менеджер любой организации (предприятия) — это высококвалифицированный специалист, обладающий знаниями в области финансов и бухгалтерского учета, денежного обращения и кредита, банковского, страхового дела, ценообразования, налогового законодательства, биржевой деятельности. Финансовый менеджер должен обладать следующими качествами, необходимыми для принятия решений:

• концептуальные способности (чувство связи между фирмой и предпринимательской средой);

• умение видеть главные направления, создающие благоприятные возможности или угрозы для организации (предприятия);

• умение прогнозировать спрос на финансовом рынке.

Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности.

Что же касается самой финансовой службы организации, то в зависимости от объема и сложности решаемых задач она может быть представлена финансовым управлением (департаментом) — на крупных предприятиях, финансовым отделом — на средних предприятиях л ибо только финансовым директором (менеджером) или главным бухгалтером, которые занимаются не только вопросами бухгалтерского учета, но и вопросами формирования финансовой стратегии в небольших организациях.

Главная цель финансового подразделения предприятия малого бизнеса — постановка бухгалтерского учета и налоговая оптимизация. Собственники небольших компаний зачастую считают налоговую оптимизацию чуть ли не единственной задачей финансовой службы и уделяют этому вопросу чрезмерное внимание. Поэтому малому предприятию достаточно бухгалтерской службы, во главе которой стоит главный бухгалтер. Управленческий учет на малых предприятиях часто не ведется, либо им занимается сам руководитель. С ростом бизнеса появляется необходимость управления затратами, а также введение в финансовую политику бюджетирования и управленческого учета. Наряду с этим возникает потребность в финансовом планировании, работе с дебиторской задолженностью, в формировании кредитной политики.

Перед финансовым директором среднего бизнеса стоят задачи: планирование и оптимизация денежных потоков, управление затратами, привлечение дополнительных средств. Служба бухгалтера тожевходит в финансовый блок компании, но лишь как учетная единица, которая собирает всю финансовую информацию со всех подразделений и составляет сводную финансовую отчетность ком- панийдля налоговых органов и акционеров. Основными функциями планово-экономического отдела, входящего в финансовый блоквсреднем бизнесе, являются: разработка методологии управленческого учета; подготовка бюджетов подразделений; инвестиционные расчеты; экономические оценки и др. Функцию казначея на предприятиях среднего бизнеса выполняет сам финансовый директор.

Попутно заметим, что раньше, 5-7 лет назад, популярно было повышать главного бухгалтера до финансового директора, вменять емуфункции казначея и требовать правильного бюджетирования деятельности. Под него формировали и планово-экономический отдел. Но такая структура не может быть эффективной. Основная причина — главный бухгалтер не может в одно мгновение поменять свое восприятие деятельности компании с учета «прошлого» На планирование «будущего».

Между тем чем крупнее бизнес, тем актуальнее обеспечение прозрачности и управляемости его многочисленными подразделениями. Для крупного бизнеса одной из первостепенных задач становится оперативное получение информации по текущему Состоянию, результатам деятельности отдельных подразделений и консолидированным данным по компании в целом. Поэтому на крупных предприятиях структура финансовой Службы более сложная, и в наиболее общем виде в ней выделяются три направления: планово-аналитическое, учетно-контрольное и оперативно-управленческое.

Первое направление отвечает за вопросы прогнозирования, планирования и организации финансовых потоков; второе — осуществляет учет, финансовый контроль и обеспечение финансовой информацией различных лиц, заинтересованных в деятельности предприятия; третье — предполагает постоянный мониторинг количественных и качественных характеристик его финансовых отношений и финансовых потоков.

Для работы в финансовой службе крупной организации привлекаются как финансовые менеджеры широкого профиля (для общего руководства финансовой деятельностью), так и функциональные финансовые менеджеры (для осуществления специализированных функций управления в одной из сфер финансовой деятельности — менеджер по управлению инвестициями, антикризисный менеджер, риск-менеджер и т. п.).

В крупных организациях структура финансовой службы может быть представлена финансовым департаментом со следующими структурными подразделениями: отделом финансового контроллинга, бухгалтерией, отделом корпоративных финансов (рис. 1.6).

Кроме того, в крупном бизнесе финансовый департамент может быть дополнен отделами МСФО (международных стандартов финансовой отчетности), казначейства, налогового планирования, финансового анализа и контроля, внутреннего аудита и отделом управления рисками.

Между тем при такой организации финансовой службы каждый отдел выполняет определенные функции, а общее руководство финансами осуществляет ключевая фигура финансового департамента — финансовый директор, который определяет политику и общее направление развития организации в области финансов; обеспечивает соблюдение законодательства, регулирующего финансовую деятельность организации; разрабатывает принципы, методологию и формы управления финансами организации; обеспечивает общее руководство финансовым планированием; определяет целевую структуру консолидированного баланса компании; является представителем компании во взаимодействии с финансово-кредитными организациями; формирует и контролирует реализацию кредитной политики компании; занимается подготовкой аналитических отчетов руководству компании для принятия стратегических решений в области финансов и др.

Отдел финансового контроллинга осуществляет планирование и прогнозирование финансовой деятельности организации на предстоящий период; анализирует затраты, составляет отчеты о выполнении планов финансовой деятельности организации; осуществляет налоговое планирование; занимается анализом и оценкой финансового состояния и рисков организации; выявляет резервы повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности и разрабатывает мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия. В его задачи может входить также прогнозирование финансовых показателей исходя из конъюнктуры рынка, деятельности предприятий-конкурентов и контрагентов, сбор и систематизация информации о финансовых рынках (ставки по кредитам, процент инфляции) и др.

Экономисты подразделения, кроме всего прочего, осуществляют анализ и отбор инвестиционных предложений, проводят анализ эффективности инвестиционных проектов, организуют разработку инвестиционных и инновационных проектов и др.

Бухгалтерия проверяет документы, учитывает сделки, занимается вопросами ведения бухгалтерского учета и формирования публичной финансовой отчетности в соответствии с установленными стандартами и требованиями, готовит выписки. Производит сбор счетов, накладных, отслеживает их оплату, а также своевременность и полноту получения причитающихся организации средств от предприятий-контрагентов, страховых организаций и т. п.; осуществляет контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды; обеспечивает взаимоотношения с банками по поводу расчетно-кассового обслуживания; участвует в решении споров между контрагентами предприятия, государством по поводу уплаты штрафов, неустоек, начисления пеней и других мер экономического воздействия на организацию, вытекающих из условий договоров и законодательства, регулирующего деятельность хозяйствующих субъектов.

Отдел по корпоративным финансам (казначейство) занимается главным образом управлением ликвидностью, взаимодействием с банками, а также слияниями и поглощениями; готовит предложения об эмиссии ценных бумаг, о покупке ценных бумаг других эмитентов; осуществляет управление инвестиционным портфелем организации; принимает участие в работе валютных и фондовых бирж с целью обеспечения нужд организации в рублевых и валютных средствах и др.

Управление финансами организации требует от специалиста глубоких знаний и широкого круга навыков, необходимых для решения стратегических и тактических задач. При этом любая система управления финансами функционирует в рамках действующих законодательных актов и нормативной базы, начиная с законов и указов Президента и заканчивая ведомственными указаниями и инструкциями. Сама же структура финансовых служб организаций усложняется по мере их роста и расширения сферы деятельности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.