Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Организация управления финансами на предприятии (финансовые службы предприятий)Стр 1 из 33Следующая ⇒
Функции финансов. Выделяют три функции финансов: 1. Обеспечивающая. П. в оптимальном размере должно быть обеспечено необходимыми денежными средствами при соблюдении важного принципа – все расходы должны покрываться собственными доходами. 2. Распределительная. Распределяется выручка от реализации продукции. Направляется на возмещение затрат пр-я, а другая часть прибыль. 3. Контрольная. Связана с применением с одной стороны различных стимулов и санкций, а с другой стороны с финансовыми показателями работы (результатами) пр-я (рентабельность, прибыль, ликвидность, платежеспособность) Принципы организации финансов предприятия: 1. Хозяйственная самостоятельность. Независимо от организационно-правовой формы собственности, каждое пр-е самостоятельно определяет свою эк-кую деятельность, направления вложения средств. 2. Самофинансирование. Означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных средств, и при необходимости, за счет банковских и коммерческих кредитов.Обеспечивает конкурентоспособность предприятия. 3. Материальная ответственность. Означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты хозяйственной деятельности. 4. Заинтересованность в результатах деятельности. Определяется целью предпринимательской деятельности – получение прибыли. Заинтересованными должны быть работники пр-я, само пр-е и государство 5. Формирование финансовых резервов. Связано с необходимостью обеспечивать предпринимательскую деятельность. Резервы должны храниться в ликвидной форме. 6. Контроль за финансово-хозяйственной деятельность предприятия. Осуществляется фин службами П., кредитными организациями, аудиторскими фирмами, налогами, финансовыми службами пр-я (целевое, плановое использование ресурсов).
Экономические отношения, составляющие содержание финансов предприятий Финансовые отношения предприятия. Звенья финансовой системы: - звенья публичных (общественных) финансов:
- звенья частных финансов:
В конце 18в. Во Франции как наука сложились финансы. Финансы – экономические денежные отношении, которые возникают между гос-вом и юр и физ лицами по поводу образования, распределения и перераспределения и использования фондов денежных средств. 4 статьи расходов бюджета: 1. Финансирование государственного управления 2. Финанс-е народного хоз-ва 3. Финанс-е соц политики 4. Финанс-е обороны Финансы пр-я – изучаются денежные потоки на пр-ия (управление, регулирование потоков) Финансы пр-я – эк-кие денежные отношения возникающие в результате движения денег и образующихся на этой основе денежных потоков, связанных с функционированием создаваемых на пр-ии денежных фондов. Выделяют 4 группы финансовых отношений предприятий: 1. Финансовые отношения с другими П.и орг. (отношения с поставщиками, покупателями, связи, транспорта, таможенными орг-циями, строительными, внешнеторговыми). 2. Отношения внутри предприятия. Направления: · Между подразделениями пр-я, связанные с оплатой работ, услуг, распределением прибыли, оборотных средств и т.д. (влияет на организацию, финансовую самостоятельность подразделений) · Отношения с кадрами (выплата з/п, дивидендов, материальная помощь, премии, штрафы, удержание налогов с физических лиц) · Отношения между учредителями в момент создания пр-я, связано с формированием уставного капитала 3. Финансовые отношения внутри объединений пр-ий и орг-ций · Отношения с вышестоящими орг. по поводу образования и использования централизованных денежных фондов · Внутри финансово-промышленной группы (КБ, инвестиционный фонд) · Между пр-ями в условиях холдинга 4. Отношения с финансово-кредитной системой · Отношения с бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами (уплата налогов, предоставление налоговых льгот (кредитов), применение штрафных санкций, получение ассигнований из бюджетов (субвенций, дотаций, субсидий, бюджетных кредитов) · Отношение предприятий с банками (хранение денежных средств на счетах, получение и погашение кредитов, покупка, продажа валют, организация безналичных расчетов) · Отношения со страх. орг. (страхование имущества, предпринимательских и коммерческих рисков, медицинское страхование) · Отношение П. с фондовым рынком (операции с ценными бумагами, приватизация пр-я, размещение портфельных инвестиций).
3. Финансовые ресурсы организации: их состав и классификация. Источниками финансовых ресурсов являются все денежные доходы предприятия от осуществления основного вида деятельности. Все финансовые ресурсы можно разделить на две группы:
Финансовые ресурсы П. – это совокупность денежных доходов и поступлений, находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта (предприятия) и предназначенные для финансирования затрат, для выполнения фин обязательств, для стимулирования работающих и для других целей. 3а. Денежные фонды предприятий: их формирование и использование Важнейшая сторона финансовой деятельности – это формирование и использование специальных денежных фондов (целевых). Все фонды предприятия можно разбить на пять групп:
a. Уставный капитал (УК) b. Добавочный капитал (это денежные средства, поступающие в течение года функционирования П.), который включает следующие ср-ва: 1) дооценка объектов основных ср-в в соответствии с ПБУ; 2) эмиссионный доход, полученный от превышения фактической цены размещения над номинальной стоимостью акций; 3) ср-ва, безвозмездно переданные другими П. и другое c. Резервный фонд (для АО является обязательным). В АО должен быть не менее 5% УК и образуется за счет чистой прибыли. d. Фонд накоплений, используется для развития производства, является источником увеличения УК, образуется за счет чистой прибыли. e. Фонд нераспределенной прибыли
a. Фонд потребления – предназначен для удовлетворения материальных потребностей работников П., используется на соц-ные нужды, единовременные поощрения, компенсации. b. Доходы будущих периодов – это денежный фонд, в котором формируются доходы полученные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам (арендная плата, предстоящие поступления задолженности по недостачам выявленным за прошлые годы и другие доходы, безвозмездно полученные активы, которые будут отражены в будущем). c. Резервы предстоящих расходов – создается с целью равномерного включения в затраты произв-ва предстоящих расходов (для предстоящей оплаты отпусков, выплаты ежегодного вознаграждения за выслугу лет). d. Задолженность учредителям по выплате доходов (дивиденды по акциям и % по облигациям).
a. Кредиты банков; b. Займы, привлекаемые с помощью ценных бумаг (право на выпуск ценных бумаг имеет каждое П.); c. Коммерческий кредит, который представляется в натуральной форме; Факторинг; Лизинг; d. Кредиторская задолженность предприятия
a. Фонды оборотных ср-в (важнейшие фонды) определяют фин положение П.и фин результаты его деятельности b. Фонд внеоборотных активов (основные ср-ва) c. Инвестиционный фонд предназначен для модернизации и расширения производства, и формируется за счет амортизационного фонда (предназначен для простого воспроизводства основных средств), фонда накопления, заемных и привлеченных источников. d. Валютный фонд формируется на П., которые получают валютные средства за счет экспорта
a. Фонд з\п (создается 1-2 раза в месяц) b. Фонд платежей в бюджет и внебюджетные фонды («налоговый» фонд создается ежемесячно) c. Фонд выплаты дивидендов (обязательно создается 1 раз в год) d. Фонд погашения кредитов и займов e. Фонд для освоения новой техники и научно-исследовательских работ (НИР)
Организация управления финансами на предприятии (финансовые службы предприятий) Финансовая работа на предприятии — это часть его управленческой функции, это специфическая деятельность, направленная на своевременное и полное обеспечение предприятия финансовыми ресурсами и их эффективное использование в целях Обеспечения расширенного воспроизводства и выполнения всех его финансовых обязательств перед другими субъектами рынка И государством. Сама же организация управления финансами на конкретных предприятиях зависит от ряда факторов: форм собственности, организационно-правового статуса, отраслевых и технологических особенностей, характера производимой продукции (оказываемых работ, услуг), размеров (масштабов) бизнеса и др. В самом общем и упрощенном виде организация деятельности по управлению финансами в организациях (на предприятиях) по образцу схем управления финансами промышленных зарубежных корпораций может быть структурирована следующим образом. Финансовый директор (главный финансовый менеджер): · Финансовый менеджер-казначей 1) Управление стоимостью и структурой капитала 2) Привлечение денежных средств с финансового рынка 3) Планирование и регулирование денежных потоков 4) Управление кредитными ресурсами 5) Управление валютными операциями 6) Страхование имущества 7) Пенсионные программы 8) Дивидендная и инвестиционная политика 9) Управление финансовыми рисками 10) Управление денежной наличностью и счетами дебиторов 11) Прочие финансовые операции · Главный бухгалтер-контролер 1) Участие в разработке оперативных бюджетов (смет) 2) Организация бухгалтерского учета 3) Участие в разработке и внедрении бухгалтерского учета 4) Подготовка финансовых отчетов 5) Налоговое планирование и контроль 6) Разработка трансфертных и иных цен 7) Кредитный контроль 8) Выплата заработной платы 9) Внутренний аудит 10) Информационные системы для внутренних и внешних пользователей и др. При этом в функции главного бухгалтера входят: постановка и функционирование систем бухгалтерского, управленческого и налогового учета; ответственность за ведение своевременной и объективной системы внутренней и внешней отчетности и обеспечение соблюдения норм бухгалтерского и налогового законодательства; организация внутреннего аудита; участие в разработке оперативных бюджетов; ответственность за компьютеризацию системы учета и за наем и обучение квалифицированных бухгалтеров и др. Основные функции финансового менеджера реализуются в процессе формирования и использования финансовых ресурсов и заключаются в следующем: • финансовый анализ и планирование (прогнозирование) — формулирование общей финансовой стратегии; составление стратегических и тактических финансовых планов; участие в подготовке бизнес-планов; формирование инвестиционной, ценовой, кредитной, дивидендной и прочей политики; финансовый анализ для облегчения принятия управленческих решений, финансовый контроль; • управление источниками финансирования — формирование внутренних и внешних, краткосрочных и долгосрочных источников финансирования организации; анализ условий их формирования, определение цены; оценка целесообразности привлечения заемных и использования собственных средств; расчет цены капитала; формирование оптимальной структуры капитала организации (предприятия); • управление инвестиционной деятельностью — поиск источников вложений капитала организации, анализ эффективности инвестиционной деятельности, оценка финансового риска; поиск и рационализация источников финансирования капитальных затрат; проведение операций с ценными бумагами; управление инвестиционным портфелем; • управление текущей деятельностью (оборотным капиталом и денежными средствами) — определение потребности в оборотных средствах и рационализация структуры оборотных средств; управление дебиторско-кредиторской задолженностью, управление запасами; финансирование текущей деятельности и организация денежных потоков в целях обеспечения платежеспособности организации (предприятия) и ритмичности ее текущих платежей; обеспечение своевременности платежей по обязательствам организации (предприятия) в бюджет, банкам, поставщикам, собственным работникам; • организация взаимоотношений с финансово-кредитной системой и другими хозяйствующими субъектами по поводу наличных и безналичных расчетов, получения наличных денежных средств, кредитов, покупки-продажи ценных бумаг, уплаты неустоек, начисления пеней и т, п. Здесь необходимо отметить, что чаще всего на российских предприятиях обязанности финансового менеджера совмещает главный бухгалтер или главный экономист (начальник планово- экономического отдела). Между тем присутствие на предприятии специалиста по управлению финансами — финансового менеджера или финансового отдела — играет важную роль. Финансовый менеджер любой организации (предприятия) — это высококвалифицированный специалист, обладающий знаниями в области финансов и бухгалтерского учета, денежного обращения и кредита, банковского, страхового дела, ценообразования, налогового законодательства, биржевой деятельности. Финансовый менеджер должен обладать следующими качествами, необходимыми для принятия решений: • концептуальные способности (чувство связи между фирмой и предпринимательской средой); • умение видеть главные направления, создающие благоприятные возможности или угрозы для организации (предприятия); • умение прогнозировать спрос на финансовом рынке. Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности. Что же касается самой финансовой службы организации, то в зависимости от объема и сложности решаемых задач она может быть представлена финансовым управлением (департаментом) — на крупных предприятиях, финансовым отделом — на средних предприятиях л ибо только финансовым директором (менеджером) или главным бухгалтером, которые занимаются не только вопросами бухгалтерского учета, но и вопросами формирования финансовой стратегии в небольших организациях. Главная цель финансового подразделения предприятия малого бизнеса — постановка бухгалтерского учета и налоговая оптимизация. Собственники небольших компаний зачастую считают налоговую оптимизацию чуть ли не единственной задачей финансовой службы и уделяют этому вопросу чрезмерное внимание. Поэтому малому предприятию достаточно бухгалтерской службы, во главе которой стоит главный бухгалтер. Управленческий учет на малых предприятиях часто не ведется, либо им занимается сам руководитель. С ростом бизнеса появляется необходимость управления затратами, а также введение в финансовую политику бюджетирования и управленческого учета. Наряду с этим возникает потребность в финансовом планировании, работе с дебиторской задолженностью, в формировании кредитной политики. Перед финансовым директором среднего бизнеса стоят задачи: планирование и оптимизация денежных потоков, управление затратами, привлечение дополнительных средств. Служба бухгалтера тожевходит в финансовый блок компании, но лишь как учетная единица, которая собирает всю финансовую информацию со всех подразделений и составляет сводную финансовую отчетность ком- панийдля налоговых органов и акционеров. Основными функциями планово-экономического отдела, входящего в финансовый блоквсреднем бизнесе, являются: разработка методологии управленческого учета; подготовка бюджетов подразделений; инвестиционные расчеты; экономические оценки и др. Функцию казначея на предприятиях среднего бизнеса выполняет сам финансовый директор. Попутно заметим, что раньше, 5-7 лет назад, популярно было повышать главного бухгалтера до финансового директора, вменять емуфункции казначея и требовать правильного бюджетирования деятельности. Под него формировали и планово-экономический отдел. Но такая структура не может быть эффективной. Основная причина — главный бухгалтер не может в одно мгновение поменять свое восприятие деятельности компании с учета «прошлого» На планирование «будущего». Между тем чем крупнее бизнес, тем актуальнее обеспечение прозрачности и управляемости его многочисленными подразделениями. Для крупного бизнеса одной из первостепенных задач становится оперативное получение информации по текущему Состоянию, результатам деятельности отдельных подразделений и консолидированным данным по компании в целом. Поэтому на крупных предприятиях структура финансовой Службы более сложная, и в наиболее общем виде в ней выделяются три направления: планово-аналитическое, учетно-контрольное и оперативно-управленческое. Первое направление отвечает за вопросы прогнозирования, планирования и организации финансовых потоков; второе — осуществляет учет, финансовый контроль и обеспечение финансовой информацией различных лиц, заинтересованных в деятельности предприятия; третье — предполагает постоянный мониторинг количественных и качественных характеристик его финансовых отношений и финансовых потоков. Для работы в финансовой службе крупной организации привлекаются как финансовые менеджеры широкого профиля (для общего руководства финансовой деятельностью), так и функциональные финансовые менеджеры (для осуществления специализированных функций управления в одной из сфер финансовой деятельности — менеджер по управлению инвестициями, антикризисный менеджер, риск-менеджер и т. п.). В крупных организациях структура финансовой службы может быть представлена финансовым департаментом со следующими структурными подразделениями: отделом финансового контроллинга, бухгалтерией, отделом корпоративных финансов (рис. 1.6). Кроме того, в крупном бизнесе финансовый департамент может быть дополнен отделами МСФО (международных стандартов финансовой отчетности), казначейства, налогового планирования, финансового анализа и контроля, внутреннего аудита и отделом управления рисками. Между тем при такой организации финансовой службы каждый отдел выполняет определенные функции, а общее руководство финансами осуществляет ключевая фигура финансового департамента — финансовый директор, который определяет политику и общее направление развития организации в области финансов; обеспечивает соблюдение законодательства, регулирующего финансовую деятельность организации; разрабатывает принципы, методологию и формы управления финансами организации; обеспечивает общее руководство финансовым планированием; определяет целевую структуру консолидированного баланса компании; является представителем компании во взаимодействии с финансово-кредитными организациями; формирует и контролирует реализацию кредитной политики компании; занимается подготовкой аналитических отчетов руководству компании для принятия стратегических решений в области финансов и др. Отдел финансового контроллинга осуществляет планирование и прогнозирование финансовой деятельности организации на предстоящий период; анализирует затраты, составляет отчеты о выполнении планов финансовой деятельности организации; осуществляет налоговое планирование; занимается анализом и оценкой финансового состояния и рисков организации; выявляет резервы повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности и разрабатывает мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия. В его задачи может входить также прогнозирование финансовых показателей исходя из конъюнктуры рынка, деятельности предприятий-конкурентов и контрагентов, сбор и систематизация информации о финансовых рынках (ставки по кредитам, процент инфляции) и др. Экономисты подразделения, кроме всего прочего, осуществляют анализ и отбор инвестиционных предложений, проводят анализ эффективности инвестиционных проектов, организуют разработку инвестиционных и инновационных проектов и др. Бухгалтерия проверяет документы, учитывает сделки, занимается вопросами ведения бухгалтерского учета и формирования публичной финансовой отчетности в соответствии с установленными стандартами и требованиями, готовит выписки. Производит сбор счетов, накладных, отслеживает их оплату, а также своевременность и полноту получения причитающихся организации средств от предприятий-контрагентов, страховых организаций и т. п.; осуществляет контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды; обеспечивает взаимоотношения с банками по поводу расчетно-кассового обслуживания; участвует в решении споров между контрагентами предприятия, государством по поводу уплаты штрафов, неустоек, начисления пеней и других мер экономического воздействия на организацию, вытекающих из условий договоров и законодательства, регулирующего деятельность хозяйствующих субъектов. Отдел по корпоративным финансам (казначейство) занимается главным образом управлением ликвидностью, взаимодействием с банками, а также слияниями и поглощениями; готовит предложения об эмиссии ценных бумаг, о покупке ценных бумаг других эмитентов; осуществляет управление инвестиционным портфелем организации; принимает участие в работе валютных и фондовых бирж с целью обеспечения нужд организации в рублевых и валютных средствах и др. Управление финансами организации требует от специалиста глубоких знаний и широкого круга навыков, необходимых для решения стратегических и тактических задач. При этом любая система управления финансами функционирует в рамках действующих законодательных актов и нормативной базы, начиная с законов и указов Президента и заканчивая ведомственными указаниями и инструкциями. Сама же структура финансовых служб организаций усложняется по мере их роста и расширения сферы деятельности.
|