Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технологии социальной работы с военнослужащими, гражданами уволенными из В.С и членами их семей.




Глава 2. Федеральный закон РФ «О статусе военнослужащих»

§1. Необходимость принятия и общая характеристика ФЗ «О статусе военнослужащих».

После перехода нашей страны в 1991 – 1992 г.г. к рыночным отношения стало ясно, что действующие нормативные акты советского периода не отвечают велениям времени ни по духу, ни по сути. 22 января 1993 г. появился принципиально новый документ – Закон РФ №4338-1 «О статусе военнослужащих», который представлял собой своеобразную «конституцию» военнослужащих, а 11 февраля 1993 г. – Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе», регулирующий порядок прохождения военной службы. Во исполнение указанных законов было принято около ста различных нормативных актов, однако многих из них постигла незавидная участь – они были в разное время незаконными и недействующими, так как не прошли регистрацию в Минюсте России.

Облик нашего государства стремительно менялся и уже к 1998 г. после ряда поправок, внесённых в данные нормативные акты, появилась необходимость в принятии новых законов.28 марта 1998 г. был принят федеральный закон №53-
ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»[21], а 27 мая 1998 г.
Федеральный закон №76-ФЗ "О статусе военнослужащих"[22]. Опираясь на этот закон, я хочу рассказать о тех правах и свободах, которыми обладает военнослужащий.

Настоящий федеральный закон, в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих. А также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей.

Согласно федеральному закону:

1. Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим

Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

3. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются льготы, гарантии и компенсации.

4. Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.



5. Военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации (далее органы государственной власти), органы местного самоуправления и организации вправе устанавливать в пределах своих полномочий дополнительные льготы, гарантии и компенсации военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» 1998 г. сохраняет все основные права и социальные гарантии, содержащиеся ранее в аналогичном
Законе 1993 г., а также вводит ряд новых положений, направленных на усиление социальной защищенности военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Он открывает перед человеком в военной форме более широкие возможности в реализации и защите своих прав, нежели они были в недалеком прошлом.

Так, например, увеличен удельный вес правовых норм прямого действия, в закон внесены ряд правовых норм о правах и льготах военнослужащих, установленных ранее подзаконными актами. Кроме того, установлен ряд дополнительных льгот, гарантий и компенсаций для различных категорий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
(сверх имевшихся в прежней редакции Закона). Наконец, более детально прописан механизм реализации прав и льгот, увеличено число норм процессуального характера[23].



Федеральный закон «О статусе военнослужащих» в соответствии с
Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Законом определено, что военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим
Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются льготы, гарантии и компенсации.

Под льготами для военнослужащих понимаются предусмотренные федеральным законодательством права и преимущества различного характера, а также освобождение (полное или частичное) от установленных государством обязанностей для других категорий граждан Российской Федерации. Вновь принятым законом установлен широкий спектр социальных льгот для военнослужащих, реализация которых рассчитана на то, чтобы компенсировать высокие моральные и физические нагрузки военнослужащих, обусловленные исполнением служебных обязанностей, а также на то, чтобы сделать военную службу более привлекательной и престижной в обществе[24].

Законом даны понятия правовой и социальной защиты военнослужащих. Так правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, льгот, гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации (ст. 3 п. 2)[25].

Социальная защита (ст. 3 п. 3) военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, также является функцией государства и предусматривает:

- реализацию их прав, льгот, гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;

- совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;

- охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе[26].

В ст. 2 п. 3 раскрыт механизм сохранения льгот, гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации за военнослужащими, перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза
ССР (установлено, что льготы сохраняются при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров
Российской Федерации);

В Законе дается перечень лиц, на которых распространяются льготы, гарантии и компенсации в части и порядке, которые предусмотрены настоящим
Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 2 п. 5). К таким лицам закон относит:

-военнослужащих и членов их семей;

-граждан, уволенных с военной службы в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных ВС государств – участников СНГ, и членов их семей;

-граждан, уволенных с военной службы в ВС Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза
ССР, и членов их семей.

В ст. 2 п. 8 Закона закреплены гарантии социальной защиты военнослужащих, захваченных в плен, а также интернированных в нейтральных странах. Устанавливается, что за указанными военнослужащими сохраняются денежное довольствие, материальное и иные виды обеспечения, которые выплачиваются (выдаются) супругам или другим членам семей военнослужащих, проживающим совместно с ними, в порядке, определяемом Правительством РФ, до полного выяснения обстоятельств захвата в плен или в качестве заложников, интернирования военнослужащих или их освобождения.

Устанавливается порядок предоставления льгот и компенсаций лицам, имеющим одновременно право на получение одной и той же льготы, гарантии и компенсации по нескольким основаниям: им предоставляются по их выбору льгота, гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья
2 п. 9)[27].

§2. Права и свободы военнослужащих.

В Законе уделяется внимание проблеме дополнительных гарантий защиты свободы, чести и достоинства военнослужащих. Так, ст. 5 п. 3 вводит норму, согласно которой о задержании военнослужащих вне расположения воинской части, в которой они проходят военную службу, должны немедленно уведомляться органы военного управления и органы военной прокуратуры. В ст.6 п. 3 закреплено право военнослужащего на выбор постоянного места жительства после увольнения с военной службы в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации и ее международными договорами[28].

Устраняется ограничение на участие военнослужащих в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, преследующих политические цели. Введен запрет на участие в указанных мероприятиях, проводимых на территории воинской части (ст. 7 п. 3).

В ст. 8 п. 5 определено, что религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира. закрепляет право на создание и деятельность профессиональных союзов военнослужащих в соответствии с федеральным законом
(ст. 9 п. 2)[29].

В ст. 10 Закона рассматривается конституционное право на труд.
Установлено, что:

- государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, увеличение количества льгот, гарантий и размера компенсаций в соответствии с полученной квалификацией и со сроком военной службы[30], который рассчитывается с учетом общей продолжительности военной службы в календарном исчислении или общей продолжительности военной службы в льготном исчислении;

-закреплено положение о том, что время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством РФ;

- введены дополнительные гарантии защиты трудовых прав членов семей военнослужащих:

- супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии, засчитываются весь период проживания с супругами до 1992 г. вне зависимости от мест дислокации воинских частей, а также период, когда супруги военнослужащих были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супругов, если по заключению учреждения здравоохранения их дети нуждались в постороннем уходе. Указанные периоды не прерывают трудовой стаж, необходимый для получения пособий по социальному страхованию;

- одиноким матерям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, предоставлено преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников;

- существенно расширен и конкретизирован перечень видов деятельности, в которых запрещено участвовать военнослужащим. Установлено, что военнослужащие не вправе[31]:

- заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы;

- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение;

- использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, финансовые средства и имущество воинской части, а также другое государственное имущество, за исключением случаев использования указанного имущества за установленную плату, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

- получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы;

- получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами;

- принимать без разрешения Президента РФ награды иностранных государств, международных и иностранных организаций;

- выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности органов государственной власти с соответствующими органами государственной власти иностранных государств либо международными организациями;

- использовать служебное положение в интересах политических партий и общественных, в том числе религиозных, объединений, а также для пропаганды отношения к ним;

В статье 11 Закона определяется право на отдых[32]:

- расширены основания, по которым военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, может быть предоставлен отпуск по личным обстоятельствам до 10 суток:

- в случае тяжелого состояния здоровья или смерти (гибели) отца
(матери) супруга;

- в других исключительных случаях, когда присутствие военнослужащего в семье необходимо, – по решению командира воинской части;

Расширен круг категорий военнослужащих, которым кроме основного отпуска по их желанию предоставляется отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 суток. Ранее данный вид отпуска предоставлялся только военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет
20 лет и более, в один год из трех лет до достижения ими предельного возраста пребывания на военной службе. Теперь такой отпуск предоставляется и военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет
20 лет и более, в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями[33].

Законодательно закреплено право супругов военнослужащих на получение по месту их работы отпуска одновременно с отпуском военнослужащих. При этом продолжительность отпуска супругов военнослужащих может быть по их желанию равной продолжительности отпуска военнослужащих. Часть отпуска супругов военнослужащих, превышающая продолжительность ежегодного отпуска по основному месту их работы, предоставляется без сохранения заработной платы
(ранее данная норма была закреплена Постановлением Правительства Российской
Федерации);

Законом закреплено, что отпуска, установленные для военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях на территориях других государств, указанных в Федеральном законе "О ветеранах"[34], для военнослужащих, исполняющих обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, а также отпуска, установленные для военнослужащих Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»[35], и отпуска, предоставляемые после космического полета, являются дополнительными и в счет основного отпуска не засчитываются (следовательно, проезд военнослужащих к местам проведения данных отпусков и обратно является бесплатным).

Установлен порядок выплаты военнослужащим, временно проходящим военную службу за пределами территории страны, иностранной валюты. Нормы и порядок таких выплат определяются Правительством РФ.

Ст. 13 закона закрепляет дополнительные денежные выплаты и надбавки, ранее установленные подзаконными актами (постановлениями Правительства РФ и приказами Министра обороны РФ)[36]:

- премия за образцовое выполнение воинского долга в размере до трех окладов денежного содержания;

- материальная помощь в размере не менее двух окладов денежного содержания (при этом установлено, что военнослужащим, проходящим военную службу в воинских частях, где в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ для них установлена система премирования за выполнение и перевыполнение производственных заданий и других показателей, а также военнослужащим, направленным за пределы территории страны для оказания технической помощи и исполнения иных обязанностей военной службы, выплата единовременного денежного вознаграждения и премии за образцовое выполнение воинского долга не производится);

- ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размере до 70 процентов оклада по воинской должности;

- процентная надбавка за выслугу лет к окладам денежного содержания в следующих размерах при выслуге: от 1 до 2 лет – 10 процентов; от 2 до 5 лет – 25 процентов; от 5 до 10 лет – 40 процентов; от 10 до 15 лет – 45 процентов; от 15 до 20 лет – 50 процентов; от 20 до 22 лет – 55 процентов; от 22 до 25 лет 65 процентов;

25 лет и более – 70 процентов;

- выплата военнослужащим, имеющим право на пенсию за выслугу лет, ежемесячной надбавки в размере 25 % пенсии, которая могла быть им назначена. Размер указанной надбавки увеличивается на три процента за каждый год сверх установленного минимального стажа выслуги лет, дающего право на получение пенсии, но не более чем до 50 процентов размера пенсии, которая могла быть назначена военнослужащим;

- увеличен до 1 оклада размер подъемного пособия на супруга военнослужащего, выплачиваемого при переезде семьи на новое место жительства (ранее выплачивалось 0,5 оклада)[37];

- военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, временно исполняющим помимо обязанностей военной службы по своим штатным воинским должностям обязанности военной службы по воинским должностям неукомплектованным личным составом, установлена ежемесячная доплата к денежному довольствию в размере до 50 процентов оклада по дополнительно исполняемой воинской должности.

На весь срок военной службы жилыми служебными помещениями обеспечиваются:

- военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 г.), и совместно проживающие с ними члены их семей;

- офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом
Президента РФ, а также офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей;

- прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей;

- военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями на весь срок их службы в закрытых военных городках.

В законе закреплен правовой статус закрытых военных городков, к которым относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов[38].

Установлено, что военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В законе закреплено понятие жилищного контракта. Установлено, что военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с
Министерством обороны РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) жилищный договор.
В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения жилищного договора определяются Правительством РФ.

Повышены нормы предоставления отдельным категориям военнослужащим дополнительной жилой площади (с 10 кв. м в прежнем законе до 15-25 кв. м)[39].

Закреплено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется на военнослужащих, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

Закреплено право военнослужащих, и граждан, уволенных с военной службы, на обеспечение жильем путем получения и погашения государственных жилищных сертификатов.

В законе расширены льготы по жилищному обеспечению членов семей погибших (умерших) военнослужащих: за членами семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более, за исключением случаев, когда вдовы
(вдовцы) этих военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, вступили в новый брак, сохраняется право на получение жилой площади, льгот по оплате жилой площади, коммунальных услуг, установке квартирных телефонов, абонентской плате за пользование ими, радиотрансляционными точками и коллективными телевизионными антеннами, которое они имели на день смерти военнослужащего (гражданина), независимо от форм собственности и принадлежности занимаемого жилого помещения, а при проживании их в домах, не имеющих центрального отопления, и на обеспечение в первоочередном порядке с предоставлением скидки в размере 50 % по оплате топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и его доставки[40].

Раскрывая право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.. 16) необходимо отметить, что:

- законодательно закреплен льготный порядок оплаты военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и членов их семей во время отпуска, но не более одного раза в год, санаторно-курортного лечения и организованного отдыха в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны
РФ (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). Военнослужащие оплачивают 25 %, а члены их семей – 50 % стоимости путевки;

- льготы по медицинскому обеспечению распространены на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более (по прежнему закону этой льготой пользовались только офицеры, уволенные с военной службы);

- за членами семей военнослужащих, потерявшими кормильца, родителями, достигшими пенсионного возраста, и родителями-инвалидами старших и высших офицеров, погибших (умерших) в период прохождения ими военной службы, а также старших и высших офицеров, погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более, сохраняется право на льготы по оказанию медицинской помощи, санаторно-курортному лечению, проезду к месту этого лечения и обратно, которыми они пользовались при жизни военнослужащего. Родителям, супругам и несовершеннолетним детям военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, предоставляются право на бесплатную медицинскую помощь и преимущественное право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб (раннее такое право распространялось только на жен (мужей) погибших (умерших) старших и высших офицеров).

Говоря о страховом обеспечении (ст. 18)[41] необходимо отметить, что:

- повышены размеры единовременного пособия, выплачиваемого родственникам погибшего (умершего) военнослужащего, проходившего военную службу по призыву, или самому военнослужащему по призыву при его досрочном увольнении с военной службы в связи с признанием его негодным к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученного им при исполнении обязанностей военной службы: пособие исчисляется исходя из минимальных месячных окладов по воинской должности по первому тарифному разряду, предусмотренному для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, установленных на день выплаты пособия (ранее – исходя из минимального размера месячной оплаты труда).

Излагая положения закона, касающиеся права на образование (ст. 19), важно отметить:

- установлено, что граждане, окончившие военные образовательные учреждения высшего профессионального образования и принятые на работу в образовательные учреждения в качестве преподавателей, приравниваются по образованию и оплате труда к гражданам, окончившим высшие педагогические образовательные учреждения;

- военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 5 лет и более (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования), в год увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, истечении срока военной службы или состоянию здоровья предоставлено право пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей без взимания с них платы за обучение и с сохранением обеспечения всеми видами довольствия в порядке и на условиях, которые определяются Министерством обороны РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), продолжительностью до 3 месяцев, а при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями - до 6 месяцев. В случае увольнения указанных военнослужащих с военной службы в период обучения они имеют право на завершение учебы бесплатно[42];

- военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и имеющим общую продолжительность военной службы 15 лет и более, предоставлено право на поступление в государственные образовательные учреждения профессионального образования без вступительных экзаменов:

- на первый курс и последующие курсы государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования – окончившим средние военные образовательные учреждения;

- на первый курс государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования – с образованием не ниже основного общего образования;

- на первый курс и последующие курсы государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования – имеющим незаконченное высшее или высшее военное профессиональное образование;

- на подготовительные отделения государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования – окончившим общеобразовательные учреждения среднего (полного) общего образования или среднего профессионального образования (ранее эти льготы предоставлялись только гражданам, проходившим военную службу по контракту и уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями)[43].

- установлены дополнительные льготы и гарантии по получению образования детьми военнослужащих:

- детям военнослужащих по месту жительства их семей в первоочередном порядке предоставляются места в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности. Разница между стоимостью содержания детей военнослужащих в образовательных учреждениях дошкольного образования и платой, взимаемой с родителей в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, возмещается военнослужащим за счет средств Министерства обороны РФ (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба);

- дети военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, дети граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья
(ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, пользуются правом зачисления в суворовские военные, нахимовские военно-морские училища и кадетские корпуса вне конкурса, а при поступлении в военные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования – преимущественным правом при условии успешной сдачи экзаменов и соответствия другим установленным для поступающих требованиям.

В законе определяется порядок проезда военнослужащих на транспорте
(ст. 20):

- закреплено право военнослужащих на бесплатный проезд на грузовых машинах и в пассажирских автобусах воинской части, выделяемых для обеспечения организованной перевозки военнослужащих к месту военной службы и обратно;

- военнослужащим и членам семьи погибшего военнослужащего при переезде к новому месту жительства предоставлено право перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой с возмещением фактических расходов, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн;

- расширены права по бесплатному проезду членов семей военнослужащих[44]. Дополнительно к имевшимся ранее основаниям члены семей военнослужащих получили право на бесплатный проезд: на лечение в лечебные учреждения по заключению военно-врачебной комиссии и обратно; в случае гибели (смерти) военнослужащего – к избранному месту жительства; в случае гибели (смерти) военнослужащего – к месту погребения и обратно (но не более
3 человек); один раз в год – к месту погребения погибшего (умершего) военнослужащего и захороненного на территории РФ и обратно (один из членов семьи); от места своего жительства до места нахождения больного и обратно – в случае тяжелой болезни военнослужащего (два члена его семьи или два близких родственника, один раз за время болезни); на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно- курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год) – членам семей офицеров, уволенных с военной службы выслугой 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения (ранее такое право предоставлялось только членам семей офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет
20 лет и более).

- законом предоставляется право бесплатного проезда к месту лечения
(использования отпуска), избранному месту жительства и обратно лицу, сопровождающему военнослужащего, который следует в лечебное или санаторно- курортное учреждение, в отпуск по болезни, на избранное место жительства при увольнении с военной службы, или членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, следующих в лечебные или санаторно- курортные учреждения, если необходимость сопровождения признана заключением военно-врачебной комиссии;

- офицерам, уволенным с военной службы с выслугой 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения, а также прапорщикам и мичманам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, предоставлено право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год) (ранее такое право предоставлялось только офицерам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более).

Право военнослужащих на обжалование неправомерных действий (ст. 21 гласит: военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, освобождены от уплаты государственной пошлины за подачу жалобы в суд по вопросам, связанным с прохождением военной службы), а также право на получение юридической помощи (ст. 22).

Установлено, что юридическая помощь оказывается бесплатно:

- органами военного управления и органами военной юстиции в пределах своих функциональных (должностных) обязанностей – всем военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по вопросам, связанным с прохождением военной службы;

- органами предварительного следствия, прокурором и судом, в производстве которых находится уголовное дело;

- юридическими консультациями и коллегиями адвокатов – военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами[45].

В ст. 25 определены дополнительные гарантии социальной защиты военнослужащих – ветеранов боевых действий на территориях других государств и ветеранов, исполнявших обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и членов их семей:

- зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы учитываемый при выплате пособий по социальному страхованию, единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении льгот, связанных со стажем работы, независимо от продолжительности перерыва между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение);

- на членов семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, распространяются льготы, гарантии и компенсации, действующие в отношении членов семей военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне[46].

В статье 28 законодательно закрепляются гарантии от необоснованного привлечения командиров (начальников) к ответственности за правонарушения подчиненных. Установлено, что командиры не несут дисциплинарной ответственности за правонарушения, совершенные их подчиненными, за исключением тех случаев, когда командиры скрыли преступления, а также в пределах своей компетенции не принимали необходимых мер по предупреждению и предотвращению указанных правонарушений, привлечению к ответственности виновных лиц.

Осуществление социальной и правовой защиты вооруженных защитников
Отечества – необходимое и существенное условие поддержания на должном уровне боевой готовности и боеспособности войск, важнейший фактор воспитания личного состава. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» призван дать новый импульс решению этих задач в условиях военной реформы[47].

 

35. Специфика технологий соц. работы в пенитенциарных учрежедниях.

Наименование специальности «социальный работник пенитенциарного учреждения» является частным случаем общего понятия «социальный работник». Отличительной особенностью профессиональной деятельности социального работника пенитенциарного учреждения является прежде всего специфичность его «клиентов» - это работа с условно – осужденными и оказание им социальной, психологической, организационной и других видов помощи; работа с лицами, находящимися в местах заключения; работа с отбывшими наказание, включая их ресоциализацию, а также работа с семьями заключенных и бывших заключенных.

Для криминогенной личности как основного объекта профессиональной деятельности социального работника пенитенциарного учреждения наиболее характерным являются следующие черты:

1) формирование его личности в условиях интенсивного противоправного и аморального поведения окружающих (семьи, товарищей);

2) наличие в прошлом системы аморальных поступков и разного рода правонарушений, которые продолжали повторяться и после применения к нему установленных законом мер воздействия;

3) отрыв от ценностно – нормативной системы общества и государства;

4) привыкание к отрицательной оценке своего поведения и исключение социально – психологических механизмов самооценки;

5) активность в ситуациях совершения преступления и, как правило, совершение преступления без достаточно обоснованных внешних поводов.

Все это осложняет работу социального работника пенитенциарного учреждения, накладывая на него повышенную ответственность , и в то же время предъявляет особые требования к его личностным качества.

Деятельность исправительных учреждений на современном этапе глубоких социальных преобразований в стране не в полной мере отвечает требования нового уголовно – исполнительного законодательства, поставившего принципиально новую цель – исправление осужденных и предупреждение совершения ими новых преступлений, поскольку, как показывает статистика, сегодня каждый четвертый, совершивший преступлений, был ранее судим.

Одним из радикальных путей решения проблемы снижения рецидивной преступности является создание необходимых условий, способствующих эффективной социально – воспитательной работе в исправительных колониях. В нынешних экономических условиях настало время понять, что нельзя далее идти по пути интенсивного развития системы исправительных колоний, связанного с увеличением количества осужденных к лишению свободы, причем в большинстве своем за рецидивную преступность. Не только экономически выгоднее, но и гуманнее организовать эффективную социально – воспитательную работу в местах лишения свободы, что должно повлечь за собой снижение рецидивной преступности и общего количества осужденных к лишению свободы.

На основе системного, целевого подхода к рассмотрению социально – педагогических условий воспитательной работы как совокупности взаимосвязанных социальных и педагогических факторов и глубокого изучения зарубежной и отечественной теории и практики предложены организационные принципы воспитательной работы в пенитенциарном учреждении: принцип единого коллектива, принцип адекватного реагирования и принцип расширенного стимулирования.

Создание единого коллектива сотрудников колонии и осужденных, объединенного решением общих задач управления, хозяйствования и воспитания, способствует улучшению морально – психологического климата в исправительной колонии, позволяет устранить антагонизм между сотрудниками учреждения и осужденными и привлечь последних к активной исправительной деятельности через самодеятельные организации. Желание осужденных улучшить условия отбывания наказания и стремление освободиться условно – досрочно стимулируют их активное участие в общественной жизни учреждения и способствуют исправлению. Однако для реализации данного принципа необходимо не только воздействие на осужденных со стороны администрации колонии, но и наличие таких кадров, которые способны создать действительно единый с осужденными коллектив. При этом осужденные становятся их объектов воспитательного воздействия полноправными субъектами педагогического процесса.

Глубокое воспитательное значение несет принципа адекватного реагирования, заключающийся в том, что реагирование администрации учреждения на поведение осужденных должно соответствовать тяжести проступка при наказании или значимости положительного поступка при поощрении.

Принцип расширенного стимулирования и прилагаемый к нему широкий спектр нетрадиционных форм поощрения осужденных, таких как организация отрядов с различными условиями содержания, предоставление длительного или краткосрочного свиданий, а также права фотографироваться в комнате длительного свидания или возможности записывать видеофильм и другое, дает огромный социально – воспитательный эффект.

Система социально – воспитательной работы в исправительной колонии должна содержать такие элементы, как цель, принципы, субъекты и объекты, направления и методы воспитательного воздействия, средства массовой информации. Эффективность социально – воспитательной работы обусловливается широким участием в ней общественности, образовательных учреждений, религиозных конфессий, попечительского совета. В целом можно сказать, что вопросы оптимизации исправительного процесса, педагогизация самого процесса исправления, определенность средств достижения цели исправления являются наиболее перспективными в деятельности социальных работников пенитенциарных учреждений и должны быть постоянно в центре их внимания и практической деятельности.

По своей аксиологической и функциональной природе социальная работа представляет собой один из самых многоплановых и трудоемких видов профессиональной деятельности, связанной отношениями типа «человек – человек». Ее непосредственный субъект – социальный работник- осуществляет все многообразие функций организации, обеспечения психологической поддержки, правовой и административной защиты, коррекции поведения и др. Это специалист, который по мировым стандартам может работать на разных уровнях реализации социальной политики государства (управление, материально- техническая и правовая помощь нуждающимся , подготовка специалистов по социальной работе).Такой специалист в силу изложенного должен освоить в процессе подготовки большой и разнообразный объем знаний, которые служат основой профессиональных умений в области координации, управления, организации, диагностирования, анализа проблемных жизненных ситуаций, коммуникации, коррекции и реабилитации.

Весьма разнообразные и глобальные задачи функциональной деятельности социальных работников, и в частности социального работника пенитенциарного учреждения, накладывают повышенные требования к профессиональной этике и образовательному уровню специалистов.

В то же время социальному работнику необходимо не только соответствующее глубокое и разностороннее профессиональное образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально – этические нормы и правила. Зарубежные и отечественные специалисты в понимании профессиональной этики социального работника ныне как правило, руководствуются американским «Кодексом этики Национальной Ассоциации социальных работников». Основные этические нормы данного «Кодекса» заключаются в том, что социальный работник обязан:

1) поддерживать высокие стандарты своего поведенпия, быть компетентным, честным и беспристрастным, соблюдая международные нормы, конвенции и договоренности;

2) соблюдать первостепенность интересов клиента, необходимость воспитания у него максимума самостоятельности, строго соблюдать условия конфиденциальности и сохранности тайны в работе с клиентами;

3) поддерживать и развивать значимость, этику, знания и миссию профессии, делая социальную работу доступной широким слоям населения;

4) устранять дискриминацию, стремиться, что все люди имели свободу выбора и доступа к необходимым им средствам и услугам.

Соблюдение такого «кодекса чести» социальными работниками пенитенциарного учреждения должно быть неукоснительным.

Роль специалиста соц.работы в учреждениях пенитенциарной системы.

Пенитенциарная система или тюремная система, совокупность тюремных мероприятий, направленных на кару и исправление заключенных. То есть система уголовно исправительных учреждений. Где человек должен не только понести соответствующие наказание, но раскаяться и встать на путь исправления. Одним из принципов уголовного права является гуманизм. То есть наказание не ставит своей целью унижения достоинства и чести человека и нанесение физических страданий. А одним из принципов уголовно исправительного права является соединение наказания и исправления.

Основная роль специалиста по социальной работе – оказывать содействия в исправлении, обретении заключенным нового более высокого социального статуса. Так чтобы на выходе из пенитенциарной системы человек включился в общественную. Социальная работа должна начинаться с момента вхождения человека в пенитенциарную систему. И можно выделить 3 этапа работы специалиста.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.039 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал