Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технологии социальной работы с детьми-сиротами.






 

Сиротство — это социальное понятие, которое отражает положение детей-сирот. Сиро­той считается ребенок, который временно или постоянно либо лишен своего семейного окружения, либо не может оставаться в таком окружении и имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством. Дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель (прямые сироты). Непосредственно регулирующим вопросы оказания социальной помощи детям-сиротам законом является Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по со­циальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попе­чения родителей» (1996, а также редакции 1998 и 2002 гг.), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей. В 1992 г. была утверждена федеральная целевая про­грамма «Дети России». В рамках этой программы существует целевая программа «Дети-сироты», направленная на создание благоприятных условий для подготовки детей, лишивших­ся попечения родителей, к самостоятельной жизни в со­временной социально-экономической обстановке, разви­тие различных форм устройства осиротевших детей, со­вершенствование их медицинского обслуживания, развитие кадровой и материальной базы сиротских учреждений»улучшение социально-экономического обеспечения воспи­тывающихся в них сирот.

Основное содержание социальной работы с детьми-си­ротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем. Реали­зация этих задач возлагается на органы опеки и попечи­тельства. На них возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю за условиями их содержания, воспитания и образования. Они обязаны в трехдневный срок со дня получения сообщения провес­ти обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление/удочерение, под опеку/попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в соответствующие учреждения для детей-сирот или де­тей, оставшихся без попечения родителей. Законодатель­ство отдает приоритет семейным формам устройства де­тей, как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его социализации, воспитания и развития.

Социальная помощь детям-сиротам и детям, ока­завшимся без попечения родителей, осуществляется раз­ветвленной системой, которая включает в себя несколь­ко уровней: государство как основной субъект организации помощи; государственные социальные службы (федераль­ные и муниципальные) как территориальные структуры, непосредственно оказывающие такую помощь; смешанные службы — государственные и коммерческие структуры, ориентированные в основном на оказание социально-пси­хологической помощи; учреждения, созданные обществен­ными, благотворительными, религиозными и другими орга­низациями как благотворительные центры. Усилия каж­дого из названных субъектов направлены на социальную адаптацию детей-сирот, коррекцию их поведения, кото­рая связана с формированием ценностных ориентации детей-сирот в условиях закрытого детского учреждения, коррекцию их отношения к родителям, которые, в случа­ях социального сиротства, оставили их, предупреждение и профилактику преступности, правовое просвещение и т. д. Назовем наиболее распространенные формы социаль­ной помощи детям-сиротам и детям, оказавшимся без по­печения родителей.

Передача детей-сирот и детей, оказавшихся без по­печения родителей, в специализированные учреждения. К ним относятся: образовательные учреждения в кото­рых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; уч­реждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отста­лостью и физическими недостатками, социально-реабили­тационные центры помощи детям, оставшимся без попе­чения родителей, социальные приюты); учреждения здра­воохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.

Усыновление (удочерение) ребенка — это государствен­ный акт, в связи с которым между усыновленными и их потомством, а также усыновителями и их родственниками возникают такие же права и обязанности, которые по за­кону существуют между родителями и детьми. Усыновлен­ные дети утрачивают личные неимущественные и имуще­ственные права и обязанности по отношению к своим ро­дителям (родственникам). Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка, при обязательном участии органов опеки и попечитель­ства. Практика показывает, что, как правило, усыновляют детей в возрасте до 12 лет. Дети старших возрастов оста­ются в интернатных учреждениях до выпуска. Приступая к работе по усыновлению, социальный ра­ботник должен получить полную информацию по следую­щим вопросам: готов ли ребенок психологически и соци­ально к усыновлению; усыновляется ли он законным пу­тем; дали ли кровные родители (когда это необходимо и когда это возможно) и сам ребенок согласие на усыновле­ние сознательно и без нажима с чьей-нибудь стороны; если стоит вопрос о международном усыновлении, то дала ли принимающая страна разрешение на въезд ребенка; суще­ствует ли система наблюдения за усыновлением, которая позволяет поддержать ребенка и приемную семью. Кроме того, необходимо уделить внимание и подготов­ке усыновителей. В этой связи необходимо: тщательно изучить психологическое, социальное, физическое и эко­номическое состояние, а также культурный уровень же­лающих усыновить ребенка и их ближайшего окружения; следует определенно знать, отвечает ли план усыновле­ния их желаниям и способствует ли их супружеское и семейное положение такому начинанию; помогать усыно­вителям сосредоточиться преимущественно на нуждах ре­бенка, нежели на своих собственных.

Опека (попечительство) — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а так­же для защиты их прав и интересов; опека устанавлива­ется над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечи­тельство — над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Обычно опекунами становятся близкие родственники по­допечного. Государство должно осуществлять постоянный надзор за условиями жизни подопечного, за выполнени­ем опекуном своих обязанностей, оказывать помощь опе­кунам.

Приемная семья — это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основа­нии договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей) на вос­питание (супругами или отдельными гражданами, жела­ющими взять детей на воспитание в семью) на срок, уста­новленный договором. Согласно Положению о приемной семье, утвержденному Правительством РФ в 1996 г., в такой семье должно быть не более 8 детей. Приемные ро­дители выполняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд.

Основные направления оказания социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения ро­дителей. Меры по предоставлению гарантий социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей, основываются на государственных минимальных социальных стандартах для определения финансовых затрат по их осуществле­нию. Расходы на реализацию мер по их обеспечению производятся за счет средств федераль­ного бюджета, бюджетов субъектов Российской Федера­ции, за счет государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом, источников.

Дополнительные гарантии права на образование. Дети — сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на получение основного общего или средне­го (полного) образования. Получившие такое образова­ние зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального об­разования без взимания с них платы за обучение; могут получать бесплатно второе начальное профессиональное образование.

Выпускники этих образовательных учреждений обеспе­чиваются соответствующим образовательным учреждением сезонной одеждой и обувью. Помимо полного государственного обеспечения им выплачивает­ся стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установлен­ной для обучающихся в данном образовательном учреж­дении, а также выплачивается 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и про­изводственной практики.

Кроме того, им выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принад­лежностей в размере трехмесячной стипендии.

Дополнительные гарантии права на медицинское об­служивание. Детям-сиротам и детям, оставшимся без по­печения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предостав­ляется бесплатное медицинское обслуживание и оператив­ное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе про­ведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюд­жета. Им предоставляются бесплатные путевки в школь­ные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно за счет средств, выделя­емых на эти цели из соответствующего бюджета, за счет средств внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.

Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попече­ния родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помеще­ние, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социаль­ного обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в армии, на период нахожде­ния в учреждениях, исполняющих наказание в виде ли­шения свободы. В случае, если они не имели такого закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания, обеспечиваются органа­ми исполнительной власти по месту жительства вне оче­реди равноценной ранее занимаемому ими (или их роди­телями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам может предоставляться целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Дополнительные гарантии права на труд. Органы государственной службы занятости населения при обра­щении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнад­цати лет осуществляют профориентационную работу и обеспечивают диагностику их профессиональной пригод­ности с учетом состояния здоровья за счет средств Госу­дарственного фонда занятости населения Российской Федерации.

Социально-правовые услуги. За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обра­титься в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. Им оказывается помощь в напи­сании и оформлении документов, связанных с защитой их прав и интересов; осуществляется правовое просвещение.

Психологическая помощь. Психологическое обеспече­ние образовательного процесса в учреждении, консульта­тивную и профилактическую работу с педагогическими работниками осуществляют педагоги-психологи. Психо­логическая помощь включает в себя: психопрофилакти­ку и психогигиену; психодиагностику; психологическое консультирование; психологическое вмешательство в кри­зисных ситуациях; проведение тренингов по коммуника­тивному общению; развитие навыков эмоциональной са­морегуляции; психологическое просвещение и т. д.

Можно выделить несколько направлений социальной политики государства: профилактика социального сиротства (лик­видация таких социальных болезней, как асоциальное, дезадаптированное поведение, употребление алкоголя, наркомания и т. д.; эффективная семейная политика; оказание помощи одиноким матерям, половое просвеще­ние и т. д.) и развитие системы социальной защиты и вос­питания детей, оставшихся без попечения родителей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.