Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология консультирования в социальной работе.






 

Социальное консультирование — это квалифицирован­ный совет, помощь лицам, испытывающим различные про­блемы, с целью их социализации, восстановления и оптими­зации их социальных функций, выработки социальных норм общения. В рамках социального консультирования можно выделить следующие направления: медико-социальное, пси­холого-педагогическое, социально-правовое, социально-управ­ленческое и др. Вероятно, правомерно выделять и социономическое направление консультирования.

Социальный работник в связи со спецификой своей про­фессиональной деятельности зачастую выполняет функции людей самых разных профессий: юриста, психолога, педаго­га, социального менеджера и даже священника, выслуши­вая порой исповеди своих подопечных. Следовательно, социономическое консультирование включает в себя элементы других направлений социальной консультативной деятельно­сти. Но все же по своей сути оно ближе к психологическому консультированию. Поэтому, как нам представляется, пра­вомерно социономическое консультирование называть соци­ально-психологическим.

Основной целью социономического консультирования является оказание помощи клиенту в решении его социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с ок­ружающими. Такая консультативная деятельность позволяет клиенту расширить представления о себе собственной ситу­ации, а затем пережить в себе свои новые возможности. Кли­ент в результате консультации должен принять ответствен­ность на себя за происходящее с ним. Особенность технологии консультирования состоит именно в активизации резервов и внутренних сил клиента для решения проблемных, кризис­ных или конфликтных ситуаций.

При проведении социономического консультирования важ­но придерживаться основных принципов этой деятельности. Ряд исследователей (А. А. Осипова и др.) вполне справедливо выделяют шесть основных принципов социально-психологи­ческого консультирования:

• доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту;

• ориентация на нормы и ценности клиента;

• запрет давать советы клиенту;

• анонимность консультирования;

• включенность клиента в процесс консультирования;

• разграничение личных и профессиональных отношений.

Социально-психологическое консультирование предпола­гает использование своеобразных приемов и методов работы с клиентами. К их числу обычно относят: наблюдение, тести­рование, внушение, убеждение, информирование, метод художественных аналогий, минитренинг, консультационный инструктаж и др.

Многие ученые (В. Ю. Меновщиков и др.) выделяют два вида консультирования: контактное (" оч­ное") и дистантное (" заочное"). Для контактного консульти­рования характерно то, что консультант встречается с кли­ентом, и между ними происходит беседа. Дистантный вид консультативной деятельности не предполагает прямого общения с клиентом лицом к лицу. В данном случае общение происхо­дит по телефону или по переписке.

Контактная беседа является наиболее распространенным видом консультационного процесса. Одной из основных ее форм является интервью. Оно предполагает оказание воз­действия на клиента с помощью вопросов и специальных за­даний, раскрывающих его потенциальные возможности.

Технология проведения консультативного интервью вклю­чает в себя определенные этапы. Прежде всего, консультант решает проблему установления контакта, достижения взаи­мопонимания с клиентом. Представляясь клиенту, консуль­тант разъясняет свои профессиональные возможности.

Затем начинается процесс сбора информации о клиенте и решается вопрос о том, в чем же состоит его проблема. В ходе интервью консультант может выдвинуть несколько гипотез о проблеме клиента и обсудить их, задавая вопросы. Потом консультант излагает одну проверенную фактами ги­потезу и уясняет возможности клиента в решении этой про­блемы.

На следующем этапе интервью консультант вместе с кли­ентом определяют желаемый результат, обсуждая то, каким клиент хочет стать, что изменится в его жизни, когда жела­емое будет достигнуто. На этом этапе важно, чтобы у клиен­та возникли переживания, связанные с осознанием собствен­ных возможностей в ситуации интервью. Консультант дает рекомендации, которые способствуют тому, чтобы пережи­ваемые клиентом в ходе беседы изменения, привели и к из­менениям в его поведении. Затем с клиентом обсуждаются различные варианты решения его проблемы, создаются ус­ловия для выбора им альтернатив.

На завершающем этапе интервью консультант обобщает результаты взаимодействия с клиентом по поводу его про­блемы. При этом необходимо учитывать индивидуальные осо­бенности клиента. Консультант предпринимает усилие по изменению мыслей, действий, чувств клиента вне ситуации интервью, в его повседневной жизни. Для этого очень важно, чтобы интервью заканчивалось своеобразным домашним заданием по закреплению установок на измене­ние поведения клиента. В ряде случаев на данном этапе интервью консультант может порекомендовать клиенту об­ратиться к специалисту из смежной области или прочитать определенную книгу, которая может быть ему полезна.

Следует также отметить, что на завершающей стадии интервью некоторые консультанты подключают и метод мини-тренинга. Его применение позволяет сформировать у клиен­тов необходимые им навыки поведения путем кратковремен­ных тренировок. Например, консультант может предложить клиенту " проиграть" ситуацию схожую с его проблемой и затем обсудить его ошибки и ограничения в поведении. Такая работа с клиентом будет способствовать изменению его мыс­лей и действий в реальной жизни.

Специфическим видом консультативной деятельности яв­ляется дистанционное консультирование. Телефонное кон­сультирование как основная его форма позволяет многим гражданам, не решающимся обратиться за помощью напря­мую к специалисту-консультанту или не имеющим такой воз­можности, получать заочно советы и рекомендации по вол­нующим их социальным проблемам.

Особенностью телефонного консультирования является принцип анонимности, который формирует у клиента фанта­зийный образ консультанта. Отсутствие зрительных впечат­лений усиливает нагрузку на звуковой канал восприятия. Зна­чение приобретает не только сам текст сообщения, но и тон, тембр, скорость речи, паузы, продолжительность молчания. Основные же приемы и методики телефонного консультиро­вания (выслушивание, перефразирование, резюмирование и др.) совпадают с теми, что используются при контактном кон­сультативном процессе.

Своеобразной формой дистанционного консультирования является консультирование по переписке или скрибо-терапия. Оно применяется в тех случаях, когда телефонное консультирование затруднено из-за отсутствия в том или ином городе (районе) службы " телефона доверия", телефона у клиента, а также из-за его нежелания с глазу на глаз встретиться с социальным консультантом. К тому же, как спра­ведливо отмечает ряд исследователей (В. Ю. Меновщиков и др.), для отдельных категорий населения (заключенные, от­бывающие наказание) консультирование по переписке мо­жет быть единственной возможностью получить жизненно важный совет, средством, способным предотвратить беду. При этом следует признать, что консультирование по переписке во многих случаях служит лишь начальным, переходным этапом к непосредственной социальной помощи.

В рамках социономического консультировании мож­но выделить такие виды: консультирование пожилых людей и инвалидов, семейное консультирование, консультирование по вопросам занятости населения, корректирующее консуль­тирование специалистов (супервизорство).

Особым видом социономической консультативной деятельности является консультирование по вопросам занятости населения. Консультативный процесс по проблемам занятости насе­ления включает в себя несколько этапов. Для упорядочения работы консультантов центров занятости, безработный сна­чала попадает к диспетчеру, который осуществляет первич­ную консультацию. В его обязанности входит: получить ин­формацию у клиента о цели обращения в службу занятости населения; предложить клиенту ознакомиться с информаци­ей, расположенной в информационном зале на стендах, на экранах монитора; ознакомиться с документами клиента; на­править обратившихся граждан к соответствующему специа­листу-консультанту; равномерно регулировать поток впер­вые обращающихся граждан, выдавая им памятки (номерки) с указанием даты и времени приема того или иного специа­листа. Если первичная информация для клиента оказывается недостаточной, то он направляется на более обстоятельную информационную беседу, которая продолжается до 30 ми­нут. В ходе ее проведения консультант предоставляет кли­енту информацию о наличии вакантных мест, о предприя­тиях, где они имеются, о соответствующих этим вакансиям специальностях, а также сведения о том, где можно пройти переобучение и обучение.

Важным этапом консультативной работы по вопросам за­нятости является профессиональное консультирование. В ходе его проведения изуча­ются профессиональные интересы клиента, выявляются пси­хологические и психофизические особенности личности, пре­доставляются рекомендации по наиболее приемлемой для клиентов сфере деятельности, направлению профессиональ­ного обучения. На этом этапе может выясниться, что клиент нуждается в психологической поддержке. Личностная психо­логическая консультация необходима тем безработным, ко­торые находятся в состоянии депрессии со сниженной ак­тивностью поведения, пессимистическим настроением и пло­хим самочувствием. Такие люди испытывают определенные; трудности в общении как с близкими людьми, так и с потен­циальными работодателями.

Во время профессионального консультирования с целью выявления лиц, способных успешно работать по той или иной специальности, может проводиться профотбор. В ходе про­фессионального консультирования широко применяется те­стирование клиентов по методике " Карта интересов". С ее помощью определяется их склонность к одному из направле­ний профессиональной деятельности: " человек — природа", " человек — техника", " человек — художественный образ", " человек — человек". Затем идет совместное обсуждение перечня профессий, входящих в направление, и определяет­ся та из них, которую выбирает клиент.

Профессиональное консультирование завершается выбо­ром профессии, аргументацией в пользу выбранной профес­сии и направлением клиента к консультанту по трудоустрой­ству.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.