Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная профилактика как технология социальной работы и методы ее реализации.






 

Профилактика, будучи важным средством предотвра­щения развития каких-либо негативных процессов на ранних их стадиях, позволяет с меньшими функциональ­ными затратами снять остроту проблемы и повернуть про­цесс в иное, более благоприятное русло. Таким образом, удается достичь цели профилактического воздействия.

Социальная профилактика — это научно обоснован­ное и своевременно предпринимаемое воздействие на со­циальный объект с целью сохранения его функциональ­ного состояния и предотвращения возможных негатив­ных процессов в его жизнедеятельности. Эффективность ее осуществления во многом определяется профессиона­лизмом субъекта воздействия и комплексным характером профилактического применения. Социальная профилак­тика создает предпосылки для процесса нормальной со­циализации личности, основывающегося на приоритете принципов законности и морали.

К числу важнейших видов профилактики, используе­мых в социальной работе, можно отнести: профилактику девиантного поведения; профилактику безнадзорности и беспризорности; профилактику семейного неблагополучия и насилия; профилактику безработицы и др. Наряду с профилактикой преступности, алкоголизма, наркомании, токсикомании, проституции, суицида, аморальных поступ­ков, являющихся основными компонентами социальных девиаций, особую актуальность в современном российском обществе приобретает проблема профилактики безнадзор­ности и беспризорности.

Реализация профилактических мер осуществляется через систему методов. К числу методов социальной про­филактики можно отнести: профилактическую информа­ционно-консультационную беседу; системное наблюдение; профилактические тренинги; метод поддержки и стиму­лирования новых навыков, моделей поведения, социаль­ной среды; метод заблаговременной нейтрализации кон­фликтной ситуации; метод профилактического вмешатель­ства и др. Наиболее распространенным является метод профилактической беседы. Такая беседа может быть эф­фективной, если соблюдаются ее технологические этапы. Психологи выделяют несколько этапов, по меньшей мере четыре. На начальном этапе специалист по социальной ра­боте или социальный психолог, а возможно, и социальный педагог устанавливают эмоциональный контакт с собе­седником, проявляя доброжелательность, сочувствие и особую корректность. На втором этапе консультант пыта­ется установить первопричины наметившейся проблемы, разобраться, например, в подлинных мотивах девиантных отклонений в поведении, задавая соответствующие во­просы собеседнику. На третьем этапе беседы консультант совместно с клиентом пытается сформулировать новую модель его поведения, которая позволила бы предотвра­тить негативное развитие событий. На четвертом, завер­шающем этапе беседы консультанту важно добиться внут­реннего принятия его собеседником новой модели пове­дения или иного понимания проблемы, а также настроя на успех.

Профилактические беседы применяются и в системе мер предупреждения родительских злоупотреблений по отно­шению к детям. Важную роль здесь играет просвещение родителей в вопросах, касающихся возрастных особен­ностей детей, специфики взаимоотношений с детьми раз­ного возраста, в правовых вопросах, в том числе связан­ных с защитой прав ребенка.

Метод профилактической беседы применяется и в практике работы телефонов доверия. Благодаря усилиям профконсультантов, работающих там, удается предотвра­тить кризисное развитие событий, разубедить человека, намеревающегося совершить суицид, помочь разрядить кон­фликтную ситуацию, и т. д.

При всей значимости профилактической информацион­но-консультационной беседы нужно отдавать себе отчет в том, что неумелое и навязчивое ее проведение может дать обратный эффект. Это, в частности, касается бесед по про­блемам профилактики наркомании. Специальными иссле­дованиями, проводившимися в нашей стране и за рубе­жом, было показано, что информационный подход здесь малоэффективен/Профилактические беседы и лекции нередко оказывают обратное ожидавшемуся действие, воз­буждая интерес к психоактивным веществам.

Правильный подбор методов профилактического воз­действия, их своевременное и профессиональное осуще­ствление обеспечивают эффективность социальной профи­лактики. В социальной работе это означает предупрежде­ние неблагоприятного развития тех или иных социальных процессов, сохранение, поддержание и защиту нормаль­ного уровня жизни и здоровья людей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.