Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средняя мышечная сила (наибольшая тяжесть, поднимаемая обеими руками), кг






 

Возраст, лет Мальчики Девочки
    Обе руки Правая Левая Обе руки Правая Левая
  17, 0 7, 7 4, 6 11, 8 3, 6 2, 8
  20, 0 8, 5 5, 0 15, 5 4, 7 4, 0
  26, 0 9, 8 8, 4 16, 2 5, 6 4, 8
  29, 2 10, 7 9, 2 19, 5 8, 2 6, 7
  33, 0 13, 9 11, 7 23, 0 10, 1 7, 0
  39, 8 47, 9 16, 6 21, 4 15, 0 18, 8 26, 7 33, 4 11, 0 13, 6 8, 1 11, 3
  57, 1 27, 8 22, 6 35, 6 15, 0 14, 1
  63, 9 32, 3 26, 8 37, 7 17, 3 16, 6

 

Для нас интересны сопоставления средней мышечной силы правой и левой рук (сравнительно с их общей средней силой). Легко заметить, что у мальчиков всех возрастов средняя мышечная сила правой руки превосходит аналогичную силу левой руки. Но эта разность не является постоянной величиной. В 8-9 лет разность превышает 3 кг, а в 15-16 лет – 5 кг. Однако между этими периодами располагаются периоды уменьшения разности за счет увеличения относительной силы левой руки в возрасте 10, 11 и особенно 13 лет.

У девочек мы также обнаруживаем превосходство величин средней мышечной силы правой руки по сравнению с аналогичными величинами левой руки, однако разность не бывает столь большой, как у мальчиков в 14-15 лет. Максимальная разность отмечается в 12 лет, после чего постепенно сглаживается различие в средней мышечной силе обеих рук. За исключением периода 11-12-13-14 лет, во все остальные годы для девочек (8, 9, 10, 15, 16 лет) характерна минимальная разность (меньше 1 кг).

Динамометрические измерения Фирордта являются классическими, и тем больший интерес представляет проделанная нами обработка его данных с точки зрения изменения соотношения мышечной силы обеих рук, обнаруживающая сдвиги типа усиления или, напротив, ослабления функциональной асимметрии обеих рук (по мышечной силе). Помимо общевозрастных характеристик, свойственных периоду созревания и отличающихся лишь по срокам (у девочек период усиления асимметрии наступает раньше, чем у мальчиков), показательны половые различия в самом типе развития взаимодействия обеих рук, регулируемого взаимодействием обоих полушарий. У девочек можно отметить более стабильный характер этого взаимодействия и сравнительную постепенность как в возрастании, так и в убывании разности средней мышечной силы обеих рук.

В этой связи особый интерес представляют данные Н. Крамаренко*, который специально сопоставлял мышечную силу обеих рук у мальчиков и девочек в тех же возрастах (8-16 лет) и вычислял разность между обеими руками.

* Крамаренко Н. Типы телосложения. – М., 1927.

 

Возрастная закономерность, в общем, заключается в постепенном нарастании силы левой руки, своего рода «подтягивании» ее до уровня мышечной силы правой руки. Это важно отметить с точки зрения билатерального регулирования, так как такое подтягивание противоречиво совмещается с усилением правшества в результате обучения и использования графических действий разного рода (письма, рисования, черчения). Однако эта общая закономерность онтогенетического развития более выражена у девочек, менее – у мальчиков. У мальчиков верхняя граница уравновешивания силы левой и правой рук датируется возрастом в 13 лет, после чего происходит снижение силы левой руки. У девочек более высокая верхняя граница (в процентах сравнительно с верхней границей у мальчиков, равной 90 %) наступает в 15-16 лет. Лишь в 25 лет величины сенсомоторных функций сближаются и стабилизируются.

Более плавное развитие психомоторных функций рук у девочек свидетельствует о большей стабильности индукционных отношений между обоими полушариями.

Изменение степени доминирования прослежено в нашей лаборатории Г. П. Поздновой, изучавшей развитие у детей кинестезии рук в процессе обучения их ручному труду. По сравнению с первым годом такого обучения у второклассников расхождения между кинестезией правой и левой рук возрастают. Однако, как отмечает Г. П. Позднова, «у учащихся третьего класса точность движений правой руки больше, чем левой, но такой большой разницы между правой и левой руками, как было в первом и втором классах, мы здесь не наблюдаем... Правая рука третьеклассника мало чем отличается от правой руки второклассника, расхождения в точности ее движений всего на 1, 7 мм. Точность же движений левой руки у третьеклассника выше на 5, 6 мм»*.

* Позднова Г. П. Формирование у детей двигательных навыков на уроках труда // Воспитание и развитие детей в процессе начального обучения: Сб. - М: Изд. АПН РСФСР, 1960. - С. 259.

 

В графических действиях (письмо, рисование) правостороннее доминирование фиксируется более устойчиво, чем в трудовых операциях, способствующих соотнесенности действий обеих рук и, как показали опыты Г. П. Поздновой, более фиксированному развитию левой руки у правшей. Еще в большей мере изменяется степень доминирования при переходе от рабочих движений рук к их гностическим движениям (ощупыванию предметов в процессе активного осязания). Ранее было установлено серией наших работ, что у многих двигательных правшей левая рука оказывается ведущей в осязательном отношении. Явления доминантности в сенсорных функциях вообще сложны и противоречивы.

Хотя сенсорное развитие тесно связано с моторным, оно все же развертывается по иным путям. Дело в том, что каждое из больших полушарий благодаря контра- и ипселатальным проекционным путям принимает и обрабатывает сенсорную информацию. К тому же дублирующим механизмом передачи сигналов из одного полушария в другое являются комиссуральные пути.

Явления функциональных асимметрий в сенсорном развитии глубоко своеобразны. Более 20 лет в нашей университетской лаборатории ведется их изучение многими методами, включая различные модификации условных рефлексов и электрофизиологические методы. Впервые были изучены не только зрительные и осязательные, но и другие функциональные асимметрии, включая обонятельные и вибрационные. Эти явления прослежены с первых лет жизни человека до глубокой старости, причем в разных видах деятельности.

Установлено, что на первом году жизни работа всех парных рецепторов (обоих глаз, ушей и т. д.) более или менее симметрична. Начиная со второго полугодия отмечается переход от неусточивой симметрии к неустойчивой асимметрии, но без какого-либо преобладания лишь одной из сторон. В преддошкольном и дошкольном возрастах постепенно усиливаются и развертываются различные виды функциональных асимметрий. Однако эти асимметрии подвижны и сменяют друг друга, не образуя прочного стереотипа. В школьных возрастах положение меняется в отношении функций, включенных в системы зрительно-моторной координации. Усвоенная с образованием навыков письма и чтения система отсчета (слева направо) переносится на чтение и построение рисунка, а затем и чертежа. Взрослый человек использует этот стереотип при слежении, при считывании показаний на индикационных устройствах и т. д.

Тем не менее во всех школьных возрастах, характеризуемых возрастанием сенсорных асимметрий, не обнаружено того глобального правшества, которое характерно для психомоторики и речи. Напротив, парадоксальное явление соразмерного развития правшества и левшества в различных функциях (даже одной модальности) оказалось нормой развития. Так, например, в семилетнем возрасте чаще всего совмещаются симметрия остроты зрения обоих глаз, левшество в бинокулярном поле зрения, правшество в линейном глазомере. В 10-летнем возрасте право- и левостороннее доминирование в поле зрения встречается одинаково часто, но в линейном глазомере учащаются случаи левшества. В 14–15 лет снова происходит смена доминантности в каждой из этих функций.

По данным Е. Ф. Рыбалко, в наибольшей степени асимметрия выражена в поле зрения (99, 4 %), к чему мы обратимся специально несколько позже. Для глазомерной деятельности также характерна асимметрия (93 %). В наименьшей мере асимметрия проявляется в остроте зрения (33, 9 %). Чем сложнее различительно-пространственная деятельность, осуществляемая зрительной системой, тем чаще проявляется асимметрия ее функций. Онтогенетическую эволюцию монокулярных асимметрий у детей дошкольного и школьного возраста характеризуют данные табл. 26, составленной Е. Ф. Рыбалко*.

* Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М.: Просвещение, 1964. – С. 248.

Таблица 26

Объединенные данные по монокулярной асимметрии зрения у детей дошкольного и школьного возраста, % от общего количества случаев

 

Возраст, Острота зрения Поле зрения Глазомер на расст. 5 км
лет Левост. Правост. Сим. Левост. Правост. Сим. Левост. Правост. Сим.
4 года 12, 5   37, 5            
  45, 5   45, 5            
    7, 7 69, 3 {66     {33    
                   
                   
                   
              {36    
                   
14-15                  
В среднем 17, 2 16, 7 66, 1   33, 4 0, 6 42, 5 50, 5  

 

Имеется, следовательно, определенное противоречивое совмещение различных видов взаимодействия монокулярных систем. Вследствие подобного уравновешивания противоречивых асимметрий по нейродинамическим законам взаимной индукции в обоих полушариях головного мозга вновь возникает симметрия на более высоких, чем в раннем детстве, уровнях, что способствует пластичной организации сенсо-моторных актов.

Интересно отметить, что в силу сенсорной регуляции двигательных актов и в них начинает расшатываться становящееся чрезмерным правшество, особенно в связи с обучением ручному труду, гимнастике, игре на музыкальных инструментах. Имеют место преодоление отставания левой руки от правой и относительное сглаживание различий в кинестезии обеих рук, относящихся к статическому и динамическому напряжению. Соответственно перестраиваются и механизмы зрительно-моторной координации, обеспечивающие точность движений.

Имеется известная связь онтогенетического порядка между состоянием зрительных и моторных реакций. Особенный интерес имеют сравнительно-возрастные данные, полученные Г. Майлсом (на возрастных группах от 10 до 89 лет), относительно зрительного контроля точности движения руки. Онтогенетическую эволюцию скорости моторных реакций руки и ноги характеризуют данные табл. 27*.

* Основы геронтологии. – М.: Медгиз, 1960. – С. 47.

 

Таблица 27

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.