Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И нулевой эластичностью






 

Для дальнейшего анализа рассмотрим линейную функцию.

 

Рисунок 3.13 Линейная функция спроса

 

Эластичность этой функции изменяется в зависимости от уровня цены: если цена стремится к нулю, эластичность также стремится к нулю (в точке Q0). По мере возрастания цены и ее приближения к Р0, эластичность стремится к бесконечности. В середине этого интервала (при Р10/2), коэффициент эластичности равен -1. Для цен выше цены Р1 соответствующей объему спроса ОQ1, ценовая эластичность больше 1, для цен ниже P1 – спрос неэластичен. Как видно, эластичность спроса выше при высоких и средних ценах и ниже – при низких ценах.

Отсюда следует, что если функция спроса является линейной, а ее график представляет собой прямую линию, то эластичность принимает различные значения в каждой точке графика. Следовательно, без предварительного измерения невозможно сказать, является ли в данной точке спрос эластичным или относительно неэластичным.

Вместе с тем наблюдается связь между значением эластичности и наклоном линии спроса. При более пологой форме линии спроса величина коэффициента эластичности выше, чем в случае более крутой с точки зрения ее наклона линии спроса.

Коэффициент эластичности – во всех случаях величина переменная при данной функции спроса. Однако бывают ситуации, когда эластичность спроса на всем протяжении какого-либо отрезка равна 1. В этом случае Р0Q0=P1Q1. График такой функции является равнобочной гиперболой и асимптотически приближается к осям координат, никогда не пересекаясь с ними.

 

Варианты ценовой эластичности спроса:

1. ED> 1, спрос эластичен.

2. ED< 1, спрос неэластичен.

3. ED=1, эластичность единичная.

4. ED=0, спрос совершенно неэластичен.

5. ED=∞, спрос совершенно эластичен.

 

 

Рисунок 3.14 Спрос с разной эластичностью

 

Факторы, влияющие на эластичность спроса:

1. Наличие субститутов (прямое).

2. Размер дохода.

3. Удельный вес товара в структуре потребительских расходов (как правило, чем выше доля расходов на данный товар, тем выше его эластичность).

4. Вид товара (эластичность на предметы первой необходимости ниже, чем на предметы роскоши).

5. Размеры запаса (прямое).

6. Ожидания потребителя (инфляционные, дефицитные и иные).

7. Время службы товара и время, отведенное для реакции спроса на изменение цены:

· чем длительнее временной период, тем больше возможностей найти субститут;

· чем длительнее временной период, тем больше возможностей изменить структуру потребления;

· чем больше срок службы товара, тем более вероятна адаптация к новым условиям.

 

Рассмотрим, каким образом повлияет эластичность спроса на поведение покупателей. Здесь можно выделить несколько вариантов:

· если спрос совершенно эластичный (Е = ∞), то при снижении цены покупатели повышают объем спроса на неограниченную величину, а при повышении цены – полностью отказываются от товара;

· при эластичном спросе (Е > 1) при снижении цены объем спроса повышается более высокими темпами по сравнению с изменением цены, а при ее повышении – снижается в более значительных размерах, чем цена;

· при единичной эластичности (Е = 1) объем спроса изменяется теми же темпами, что и цена, но в противоположном направлении;

· если спрос неэластичный (Е < 1), то при повышении цены объем спроса снижается более низкими темпами, чем растет цена, а при ее снижении – увеличивается более медленно, чем падает цена;

· при совершенно неэластичном спросе (Е = 0) любое изменение цены объема спроса совершенно не меняет.

 

Эластичность спроса по доходу можно определить по аналогии с ценовой эластичностью спроса как степень количественного изменения дохода на 1%.

(3.7)

Рост дохода увеличивает спрос, т.е. эластичность спроса по доходу является положительной. Если при этом коэффициент эластичности по абсолютному значению крайне мал (0< Е< 1), то речь идет о товарах первой необходимости. Если же — достаточно велик (Е> 1), то о предметах роскоши. Для товаров Гиффена эластичность спроса по доходу будет величиной отрицательной (Е< 0).

 

Перекрестная эластичность. Коэффициент перекрестной эластичности характеризует степень изменения спроса на один товар при изменении цены другого товара на 1%.

(3.8)

В зависимости от характера взаимосвязи товаров коэффициент может быть положительным, отрицательным или равен нулю:

Если E > 0, то товары являются субститутами. Повышение цены на один товар ведет к увеличению спроса на другой, его заменяющий.

Если E < 0, то товары являются комплиментарными. Повышение цены на один товар ведет к сокращению спроса на другой.

Если E = 0, то товары независимы друг от друга и повышение или понижение цены на один товар не оказывает практически никакого влияния на величину спроса на второй товар.

 

Эластичность предложения по цене показывает степень изменения объема предложения в ответ на увеличение цены. Коэффициент эластичности предложения показывает, на сколько процентов изменится количество предлагаемых для продажи товаров при изменении цены на 1 %.

 

(3.9)

или

(3.10)

 

Предложение эластично, если становится, его величина изменяется на больший процент, чем цена. Допустим, что цена на товар повысилась на 5 %, вследствие чего его продажа увеличилась на 10 %. В этом случае коэффициент эластичности предложения составит: Es=10 % / 5 %=2.

Предложение неэластично, если оно почти не изменяется при повышении или снижении цен (это характерно для многих товаров в краткосрочном периоде).

В зависимости от полученного значения коэффициента эластичности предложения по цене, как и в случае эластичности спроса, могут быть следующие виды эластичности:

1. ES> 1, предложение эластично;

2. ES< 1, предложение неэластично;

3. ES=1, эластичность единичная;

4. ES=0, предложение совершенно неэластичное;

5. ES=0, предложение совершенно эластичное.

 

 

Рисунок 3.15 Виды эластичности предложения

 

Рисунок 3.16 Абсолютно эластичное и неэластичное предложение

 

Факторы, влияющие на эластичность предложения:

1. Способность товара к длительному хранению и стоимость хранения. Для товара, который не может храниться длительное время, эластичность предложения будет низкой;

2. Особенности производственного процесса. Если производитель товара может расширить его производство при повышении цены либо при понижении цены переключиться на выпуск другой продукции, то предложение этого товара является эластичным;

3. Временной фактор. Производитель не может мгновенно реагировать на изменение цены, так как требуется определенное время, чтобы нанять дополнительных рабочих, закупить оборудование, сырье либо уволить рабочих, рассчитаться с банковским кредитом.

 

Эластичность и выручка:

1. Если эластичность больше единицы, то при падении цены товара выручка растет и наоборот. Потери от снижения цены единицы товара компенсируются ростом дохода за счет увеличения объема продаж.

2. Если эластичность меньше единицы, то снижение цены ведет к снижению выручки. Незначительное увеличение объема продаж не компенсирует снижение выручки в результате снижения цены единицы товара.

3. Если эластичность равна единице, то изменение цены не отражается на выручке.

 

Практическое использование теории эластичности:

1. Государственное регулирование аграрной сферы. Продукция сельского хозяйства, как правило, низкоэластична. Следовательно, повышение урожайности может привести к снижению дохода производителей. Для удержания уровня дохода сельскохозяйственное производство следует ограничивать.

2. Регулирование использования достижений НТП. Автоматизация производства приводит к снижению занятости в данной фирме. Если выпускаемый товар эластичен, то снижение цены приведет к росту объема продаж и, как следствие, к росту объема производства и росту занятости. Если выпускаемый товар неэластичен, то снижение цены может привести к сохранению выпуска на прежнем уровне или даже к его снижению, что снижает занятость.

3. Регулирование налогообложения. Чем эластичнее спрос по цене, тем в меньшей степени производители могут переложить налоговое бремя на цену, то есть на потребителей.

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.