Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Доход производителя






При анализе дохода фирмы мы исходим из постулата максимизации прибыли, то есть из того, что целью фирмы является получение максимальной прибыли.

Виды дохода:

1. Совокупный доход (выручка от реализации – TR) – весь доход, который производитель получает от реализации выпуска.

TR=P*Q (4.24)

2. Средний доход (AR) – доход, получаемый с единицы продукции

AR=TR/Q (4.25)

3. Предельный доход (МR) – прирост совокупного дохода при увеличении объема выпуска на дополнительную единицу.

МR=Δ TR/Δ Q (4.26)

4. Прибыль (Pr) – доход за вычетом издержек

Pr= TR-ТС (4.27)

a) Бухгалтерская прибыль = TR-бухгалтерские издержки

b) Экономическая прибыль = TR-экономические издержки

 

Для конкурентной фирмы цена задается извне (фирма не может влиять на цену). Следовательно, для нее цена = const. Доход конкурентной фирмы зависит от объема производства и от цены, но последнюю фирма не выбирает.

Для фирмы, работающей на рынке несовершенной конкуренции, цена – величина переменная. Фирма может влиять на цену и выбирать не только нужный объем выпуска, но и нужную цену.

 

Рисунок 4.19 Совокупный доход конкурентной и неконкурентной фирмы

 

Для конкурентной фирмы МR= AR=Р (4.28)

 

 

Рисунок 4.20 Средний и предельный доход конкурентной фирмы

 

Если фирма работает на рынке несовершенной конкуренции, то для того, чтобы продать дополнительную единицу продукции, она должна снижать на нее цену. Так как все единицы продукта должны продаваться по одной цене, то фирма должна снизить цену и на остальной выпуск. Следовательно, MR< P и MR< AR.

 

Рисунок 4.21 Средний и предельный доход для неконкурентной фирмы

 

Максимизация прибыли. Для определения оптимального объема выпуска (выпуска, который обеспечивает максимум прибыли) можно использовать:

· метод сопоставления предельных показателей;

· метод сопоставления валовых показателей.

 

Используя метод сопоставления предельных показателей, мы сопоставляем доход, приносимый дополнительной единице продукта с приростом издержек, вызванных выпуском этой единицы.

 

Количество продукции, ед.

 

Рисунок 4.22 Соотношение предельных показателей работы фирмы

 

На рисунке 4.22 видно, что оптимальный объем выпуска – в точке Qе. До этой точки фирма не добирает прибыль из-за недостаточного объема выпуска, а после нее – теряет прибыль из-за возросших издержек. Таким образом, отклонение объема выпуска от оптимального приводит либо к прямым убыткам, либо к потере массы прибыли.

 

Используя метод сопоставления валовых показателей, мы сопоставляем совокупный доход и совокупные издержки. Если цена постоянна, задается вне фирмы, а для конкурентной фирмы дело обстоит именно так, то прибыль зависит от объема производства и величины издержек. Следовательно, мы имеет две задачи:

1. Минимизация издержек, что обеспечит максиму прибыли на единицу продукта.

2. Нахождение оптимального (эффективного) объема выпуска, то есть объема выпуска, при котором общая масса прибыли максимальна

Ответ на первый вопрос: следует найти точку (объем выпуска), в которой издержки имеют минимальное значение. Из изложенного выше известно, что это объем производства, при котором МС=АС. В точке пересечения кривых АС или AVC с кривой МС и средние издержки (средние валовые издержки, общие средние издержки), и средние переменные издержки имеют минимальные значения.

Ищем ответ на второй вопрос. Для этого сопоставим совокупный доход, который может быть получен при различных объемах выпуска, с издержками, соответствующими этим объемам.

 

Количество продукции, ед.

 

Рисунок 4.23 Сопоставление валовых показателей для определения оптимального объема выпуска

 

Проанализируем представленный график.

1. Фирма получает прибыль, производя в объемах, при которых совокупный доход больше совокупных издержек. Следовательно, фирму устроит объем выпуска в пределах точек Q3- Q5.

2. Объем производства, при котором разница между совокупным доходом и совокупными издержками максимальна, обеспечивает фирме максимальную прибыль (Q4).

3. Производство в объемах, при которых совокупные издержки больше совокупного дохода, приносит фирме убытки - 0 – Q3 и за пределами Q5.

4. После точки Q5 производство нецелесообразно. Хотя фирма и покрывает постоянные издержки, но переменные издержки нарастают, что отчетливо видно на графике. Скорее всего, это происходит за счет нарастания средних переменных издержек. Следовательно, с увеличением объема выпуска нарастают убытки, и дальнейший рост производства не имеет смысла.

5. Если выручка покрывает все переменные издержки и хотя бы часть постоянных, то фирме целесообразно продолжать производство. Объем производства, при котором превышение совокупных издержек над совокупным доходом минимально, означает, что убытки минимальны.

6. Объем производства, при котором совокупные издержки равны совокупному доходу, не приносит фирме ни прибыли, ни убытков, то есть ситуация нулевой прибыли - Q3, Q5.

7. Если при определенном объеме выпуска убытки фирмы равны постоянным издержкам, то фирме безразлично производить или нет, поскольку приостанавливая производство, она все равно несет постоянные издержки - Q2. Постоянные издержки, напомним, это издержки, которые не зависят от объема выпуска и, следовательно, присутствуют даже при нулевом выпуске. Внимание: не путать точку безразличия с точкой безубыточности!

8. При объеме производства, при котором убытки больше постоянных издержек, следует прекратить данное производство - Q1. Исключение: данная ситуация возможна и при освоении нового производства, то есть в случае, когда фирма еще не вышла на проектную мощность.

 

 

 

Рисунок 4.24 Максимизация прибыли конкурентной фирмы

 

Таблица 4.1 Зависимость выручки и прибыли от объема выпуска

  Соотношение дохода и издержек Результат
Q3-Q5 Q4 0-Q3; > Q5 … Q3, Q5 Q2 < Q2; > Q5 TR > ТС (TR – ТС) max TC > ТR (TC – ТR) min TR = ТС (-Pr) = FС (-Pr) > FС Прибыль есть Максимальная прибыль (Рr max) Убытки (-Рr) Минимальные убытки (-Рr min) Нулевая прибыль (Рr = 0) Точка безразличия Данное производство следует прекратить

 

Все вышеизложенное доказывает, что общее условие равновесия конкурентной фирмы: P=MC =AC

 

Оптимальный объем выпуска монопольной фирмы. Монополист, максимизирующий прибыль, всегда выбирает такой объем выпуска, при котором спрос является эластичным. Это можно объяснить двумя причинами.

Во-первых, так как для монополиста-производителя предельные издержки равны предельному доходу, а величина предельных издержек является положительной, то предельный доход также должен быть положительным при объеме выпуска, максимизирующем прибыль.

 

Рисунок 4.25 Оптимальный объем выпуска монопольной фирмы

 

Оптимальный выпуск для монополии достигается при MR=MC. Для монополиста MC – это кривая его предельных издержек, а MR – это кривая его предельного дохода. Для объемов выпуска, меньших Q*, MR > MC, так что увеличение выпуска приводит к росту прибыли. При объемах выпуска больше Q*, рост прибыли происходит только при уменьшении выпуска. Следовательно, величина оптимального выпуска для монополии равняется Q*, при котором MR=MC. При данном объеме выпуска цена P* > АТС*. Общая величина монопольной прибыли равна площади (P*‑ АТС*)* Q*. В данной точке спрос эластичен.

Во-вторых, при любом объеме выпуска, при котором спрос неэластичен, предельный доход является отрицательным. Поэтому сокращение выпуска увеличило бы доход. Сокращение выпуска в такой ситуации привело бы также и к снижению издержек. Поэтому оно всегда должно приводить к увеличению прибыли в условиях неэластичности спроса. Однако если прибыль может быть увеличена, это означает, что ее начальное значение не было максимальным.

 

 

Рисунок 4.26 Спрос и предельный доход монополии

 

В сравнении с конкурентной фирмой равновесие монополиста менее эффективно

 

 

Рисунок 4.27 Сравнение равновесия монополиста с равновесием конкурентной фирмы

 

Потери в эффективности из-за монополизма, как видно на рисунке 4.27, следующие:

· монополист " недораспределяет” ресурсы: Pm> MC. Равновесный объем предложения монополиста, обеспечивающий ему максимум прибыли, ниже предложения конкурентной фирмы: Qm> Qc.

· при максимизации прибыли монополист не минимизирует издержки (ATCm> ATCmin).

Некоторая компенсация потерь в эффективности происходит из-за того, что монополия - чаще всего крупное производство, и монополист имеет экономию издержек благодаря положительному эффекту масштаба.

Однако есть факторы, препятствующие минимизации издержек монополиста:

· расходы на поддержание монополистических барьеров;

· отсутствие угрозы конкуренции.

В силу нежелательных для экономики и общества потерь от монополизации все современные государства проводят антимонопольную политику.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.