Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Две основы гл., их вычленения и роль в формообраз. глагола






 

Сист-ма форм гл. обр-ся от основы инфинитива и основы наст. вр. (будущ. прост. у глаг. соверш. вида).

В основу инфинитива не включ. его показатель: читать-чита-, смотреть-смотре-, нести-нес-. У глаг. типа плести, вести основа инфинит. плет-, вед-, т.е. у них на месте [с] восстанавл. –ся, первонач. согл., кот. быть до диссимиляции (чередования), др. словами, она совпадает с основой наст. вр.; у гл. типа беречь, печь основа инфинитива тоже совпад. с осн. наст. вр. (берег-, пек-) Выдел. еще основу прош. вр. Она обычно совпад. с осн. инфин. (чита-л, нес-л-а, берег-л-а); в глаг. типа вел, плел, мерзла основа прош. вр. отлич. от основы инфин.: ве-, пле-, мерз- (основа инф. – мерзну-).

Основа наст. вр. выдел. путем отбрасывания от форм нас. вр. (а у сов.в. от ф. буд.вр.) оконч.: знают-знай, смотрят-смотр-, ходят-ход-, крикнут-крикн-, мелют-мел-.

От осн. наст. вр. обр-ся ф. наст. вр. (буд.прост.), повелит. накл., прич. наст. вр., дееприч. на а(я): читай-у, эть, эт, эм, эте, ут.

От осн. инфинит. об-ся ф. прош. вр., сослагат. накл., прич.

Категория наклонения– это словоизменительная категория в системе глагола, определяющая модальность действия, т.е. обозначающая отношение действия к действительности. В русском языке различаются три наклонения: изъявительное, сослагательноеи повелительное.

 

Изъявительное наклонение выражает действие, мыслимое говорящим как вполне реальное, фактически протекающее во времени (настоящем, прошедшем или будущем).

Повелительное наклонение выражает волю говорящего – просьбу, приказание или побуждение к совершению действия, обозначенного глаголом.

Синтетическая форма повелительного наклонения образуется от основы настоящего / будущего простого времени при помощи суффикса –И–(сход-и-, принес-и-) или нулевого суффикса (рассказывай-O-). Повелительная форма 2-го лица множественного числа образуется присоединением к форме единственного числа окончания – те: стройте, несите

Аналитические формы повелительного наклонения выражаются сочетанием частиц пусть, пускай, да с формой 3-го лица единственного или множественного числа настоящего или будущего простого времени

Сослагательное наклонение, оно же условн., оно же желат., а так же усл. – желат., представляет действие как желат. или возм. Обр-ся оно аналитически, т.е. любым сочетанием форм глаг. с суффиксом -л- (пришел) с частицей бы — пришел бы. Она мож. стоять как после глаг., так и перед ним, отделяться от него др. словами, к кот. будет примыкать. Сосл. накл. не имеет форм времени и лица, но имеет число и род только в ед. числ.

Формы сосл. накл. могут выражать 1) желаемость действия (“ И все бы слушал этот лепет, все б эти ножки целовал.. ” А.С. Пушкин.), 2) предположительность действия (“ А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейтах водосточных труб? ” Маяковский.), кот. может быть вызвана мысл. противопоставлением действий (“ Вы б наверняка подавились, мы же - ничего, облизнулись ” Башлачев) или жел-стью того, чтобы это действие было не только предпол. (“ Ах, если бы я только мог вовеки с вами не прощаться! ”). Предпол. действие также может выражать зав-сть его от другого действия (“ Если б я был физически слабым, я б морально устойчивым был, ни за что не ходил бы по бабам, алкоголя б ни грамма не пил.. ” Высоцкий). Кроме того, сосл. накл. может обозначать действие, вопреки кот. совершается др. дей (“ Сколько б ты не пряталась, все равно моя ты, ду-ду-ду.. ”)

Сосл. накл. употр-ся в тех случаях, когда действие предст-ся возм., желат. или необх., но еще не осущ-ся, когда высказ-ся просьба, пожелание или совет, но в более мягкой форме, чем в повелит. наклонении.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.