Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 79. Белорусский государство и право в послевоенный период. Изменения в государственном аппарате. Расширение прав республики в конце 50-х - начале 60-х гг. ХХ в.






 

В послевоенный период главной задачей было восстановление народного хозяйства. В сентябре 1946 утверждается план первой послевоенной пятилетки развития. В государственном управлении происходит оживление после вынужденного военного застоя.

 

Произошел новый территориальный раздел Беларуси. Часть северных земель была передана Литве, часть западных - Польше. Количество областей и районов уменьшено, некоторые населенные пункты переименовывались на советский строй. После смерти Сталина была попытка перейти к коллективному руководству - Президиум ЦК КПСС. Но в 1954г. Первым секретарем ЦК КПСС был избран М.Хрущев.

 

Высшим органом государственной власти считался Верховный Совет БССР, который собирался на сессии 2 раза в год, а в перерывах высшим органом государственной власти считался Президиум Верховного Совета БССР. Сессии проходили формально, компетенция была довольно ограниченной: он не определял ни внутренней, ни внешней политики. Принимал законы, которые уточняли и развивали законы, принятые Верховным Советом СССР.

 

Исполнительным и распорядительным органом являлся Совет Министров. Его компетенция была очень ограничена, так как он подчинялся Совету Министров СССР. Местные органы состояли из областных, городских, районных и поселковых Советов депутатов трудящихся.

 

В июле 1947 года принимается закон о внесении изменений в Конституцию, в рамках которых за высшими органами государственной власти было закреплено право на принятие законодательства о браке и семье, заслушивание отчетов о выполнении бюджета БССР. Эти изменения коснулись и высших органов государственной власти. Так, в связи с расширением контрольно-надзорной и распорядительной деятельности Верховного Совета в его составе увеличивается число постоянных комиссий: в 1955 г. - 4, в 1957 г. – 8.

 

В апреле 1945 года Беларусь и Украина получают приглашение стать членами-учредителями ООН. На конференцию отправляется делегация от Беларуси, которая во всем поддерживала позицию делегации СССР.

 

Изменения произошли после ХХ съезда КПСС (14-25 февраля 1956). Республики получили возможность самостоятельно решать внутриреспубликанской хозяйственные вопросы: областной административно- территориальное разделение, законодательства о судоустройстве, принимать Гражданский, Уголовный и Процессуальный кодексы. Перестройка управления промышленностью: по территориальному принципу. В БССР образовывался 1 совнархозов, в подчинение которому передавались почти все промышленные предприятия и строительная организации, расширила самостоятельность и инициативу республики и способствовало подъему развития промышленности и строительства. Расширение прав республик проявилось и в том, что с 1957г. председателя Советов Министров союзных республик были включены в состав Совета Министров СССР, тем самым они стали полноправными членами Правительства СССР. Союзным республикам дополнительно передавались на их решение вопросы хозяйственного и культурного строительства. Они могли оставлять в своем распоряжении значительную часть продукции, выработанной сверх плана. 11 февраля 1957г. был издан закон о расширении прав республик по изданию кодексов. Были приняты Указы о государственном флаге и гимне БССР. Но вместе с положительными мероприятиями, которые проводились в державном управлении в послесталинских период, много было и ошибочных решений по реформированию местных органов. Например, разделение местных исполкомов на руководящих промышленностью и руководящих сельского хозяйства.

 

Вопрос 80. Государство и право Беларуси в 60-80 гг. 20 века.

 

На 2 сессии Верховного Совета БССР в июле 1947 г. был принят закон «Об ​ ​ изменении и дополнении текста Конституции (Основного закона) Белорусского ССР». В соответствии с законом за высшими органами государственной власти республики было закреплено право на принятие законодательства о браке и семье, утверждение отчетов о выполнении государственного бюджета БССР. Вносились уточнения в гарантии прав граждан на отдых и образование. Норма о равноправии мужчины и женщины была дополнена положением о государственной помощи многодетным и одиноким матерям.

В послевоенный период активизировал свою деятельность Президиум Верховного Совета БССР. С 1947 по 1965 г. Президиум Верховного Совета БССР руководит организационно -массовой работой местных советов и их исполкомов, утверждает положения о выборах, принимает указы о порядке проведения выборов, решает вопросы административно- территориального разделения в республике, осуществляет нормотворческую деятельность, ратифицирует различные международные договоры.

В 50 -60-е гг. развивается контрольно-наблюдательная и распорядительная деятельность Верховного Совета БССР, появляются новые комиссии. До 1969 - г. количество комиссий Верховного Совета увеличилось до 15.

Начиная с середины 50-х гг., Происходит изменение административно -территориального деления республики. В результате территория Белорусской ССР стала состоять из шести областей.

В 1957 г. в СССР произошли значительные изменения в сфере руководства

народным хозяйством. С целью более оперативного управления народным хозяйством вместо системы министерств, организованной по отраслевому принципу, для руководства народным хозяйством была создана система советов народного хозяйства (совнархозы), построенных на основе территориального принципа.

В 1960 г. Министерство юстиции БССР было ликвидировано и функции по руководству областными и народными судами, нотариальными конторами были возложены на Верховный Суд БССР. Увеличение количества государственных органов, направленное на повышение эффективности их функционирования, с одной стороны, помогало учитывать специфику той или иной отрасли народного хозяйства, а другой делало служебный аппарат необоснованно «раздутым» и менее подконтрольным.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.