Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социализация персонала






Социализация – усвоение человеком самостоятельно и посредством целенаправленного воздействия (воспитания) определенной системы ценностей, социальных норм и образцов поведения, необходимых для становления личности, обретения ею социального положения (статуса) в данном обществе (организации).

При управлении персоналом важно учитывать, что процесс социализации непосредственно связан с профориентацией и трудовой адаптацией работника к социальной и производственно-технологической среде организации, вхождением его в ту или иную социальную группу, ролевую структуру коллектива организации.

Социальная структура коллектива включает следующие показатели: пол, возраст, стаж работы, образование, социальное положение, вид мотивации, уровень прогрессивности, уровень жизни, отношение к собственности.

Ролевая структура коллектива определяет состав и распределение творческих, коммуникационных и поведенческих ролей между отдельными работниками и является важным инструментом в системе работы с персоналом /5/.

Творческие роли свойственны энтузиастам, изобретателям и организаторам и характеризуют активную позицию в решении проблемных ситуаций, поиске альтернативных решений. Выделяют следующие разновидности творческих ролей:

· генератор идей. Выдвигает принципиальные идеи, определяет ключевые проблемы, предлагает альтернативные решения, определяет пути и средства реализации идей;

· компилятор идей. Доводит фундаментальные идеи до прикладного решения, обладает способностью соединения разных идей, разрабатывает технологию использования выдвинутых идей на практике;

· эрудит. Носитель энциклопедических сведений по широкому кругу проблем в прошлом и настоящем;

· эксперт. Обладает способностью оценить целесообразность той или иной идеи и дать правильный совет по ходу обсуждения;

· энтузиаст. Личным примером и обаянием заражает группу верой в успех общего дела, побуждает других работать добросовестно;

· критик. Подвергает критическому анализу ход и результаты работы группы, дает критическую и часто негативную оценку выдвигаемых идей;

· организатор. Организует работу группы, увязывает в процессе «мозгового штурма» работу отдельных членов группы с позиции достижения конечной цели.

Коммуникационные роли определяют содержание и уровень участия в информационном процессе, взаимодействие в обмене информацией, в процессе принятия решений. Выделяют следующие разновидности коммуникационных ролей:

· лидер. Человек, обладающий в группе высоким личным и профессиональным авторитетом, оказывающий влияние на поведение группы в целом и отдельных ее членов;

· делопроизводитель. Выполняет важную рутинную работу по фиксации идей, справок, мнений и составлению итогового отчета группы;

· связной. Связывает на неформальной межличностной основе членов группы, иногда конфликтующих между собой, обеспечивает внешние взаимосвязи группы;

· «сторож». Распределяет и контролирует потоки информации, оценивая важность или второстепенность сообщений, и доводит их до лидера;

· координатор. Осуществляет увязку действий отдельных членов группы с точки зрения достижения конечной цели в контакте с лидером;

· проводник. Человек, хорошо знающий географию и историю района, структуру организации и обеспечивающий связи группы с внешней средой.

Поведенческие роли характеризуют типовые модели поведения людей на производстве, в быту, на отдыхе, в работе, в конфликтных ситуациях и играют важную роль в коллективе. Выделяют следующие разновидности поведенческих ролей:

· оптимист. Всегда уверен в успехе общего дела, находит пути выхода из кризисных ситуаций, заражает своим позитивным поведением членов группы;

· нигилист. Неуверен в успехе общего дела, имеет критическую точку зрения, чаще всего отличную от общепринятой;

· конформист. Следует общепринятым нормам поведения, пассивно соглашается с решением группы, представляя «молчаливое большинство»;

· догматик. Упорно держится известных норм, стоит до последнего в своем мнении, не соглашаясь с рациональным решением группы;

· комментатор. Фиксирует и комментирует события, происходящие в жизни людей, в мире, на работе, в спорте и быту;

· кляузник. Собирает и способствует распространению слухов, часто непроверенных и ложных. Во всем видит личную обиду и готов писать жалобы во все инстанции;

· борец за правду. Является носителем и выразителем общественной морали, философии предприятия, прав человека. Может играть как прогрессивную, так и консервативную роль;

· общественник. Увлечен общественной работой, нередко придумывает и выполняет «почины» и «мероприятия» в рабочее время. К своим обязанностям по службе относится посредственно;

· «важная птица». Напускает на себя загадочный важный вид, давая понять, что он многое знает и у него есть «рука»;

· «казанская сирота». Ищет сочувствия в окружающих, жалуясь на свое бедственное положение и непонимание в коллективе и среди руководства;

· «ерш». Обычно пребывает в раздраженном состоянии, отталкивая от себя друзей и наживая врагов, конфликтует с руководством и коллегами;

· «себе на уме». Занимается преимущественно личными делами в рабочее время (читает лекции, пишет диссертацию, обустраивает квартиру и дачу и пр.), при этом используя свое служебное положение;

· лентяй. Не проявляет никакой активности в труде, занимается второстепенными делами (спит, читает газеты, курит, ходит по отделам), ведет пустые разговоры;

· «наполеон». Тщеславный человек, обычно маленького роста, с манией величия, гениальности, стремящийся занять руководящее кресло, любит рассказывать о своих успехах и достижениях.

Конечно, каждому человеку приходится исполнять в той или иной степени все три вида ролей, и можно говорить лишь о степени проявления его личности в творческой, коммуникационной и поведенческой роли. Поведение человека может иметь разнонаправленные тенденции, как к лучшему, так и к худшему. Это зависит от внешней среды.

Основными методами для определения ролевой структуры являются социально-психологические методы, тестирование, наблюдение, анализ биографических и кадровых данных, материалы аттестации персонала, результаты проведения деловых игр.

Контрольные вопросы:

1. В чем сущность трудовой адаптации?

2. Какие задачи решает трудовая адаптация?

3. Назовите основные виды трудовой адаптации.

4. Назовите формы трудовой адаптации.

5. Перечислите этапы трудовой адаптации.

6. В чем сущность содержательной стороны адаптации?

7. В чем сущность организационной стороны адаптации?

8. Перечислите основные этапы трудовой адаптации.

9. Раскройте сущность программы адаптации.

10. Что представляет собой социализация человека в коллективе?

11. Что представляют собой творческие роли в коллективе?

12. Что представляют собой коммуникационные роли в коллективе?

13. Что представляют собой поведенческие роли в коллективе?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.