Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Буркина Фасо






 

Дистанция по Буркина Фасо примерно = 1000km:

Niangoloko- Koloko - Orodara - Bobo Dioulasso – Ouagadougou - Fada Ngourma – Pama.

Вот мы и на переходном пункте. Таможенные формальности много времени не заняли, деньги менять не надо, так-как в семи франко-говорящих странах западного побережья одна и та же валюта - Сифа. Жители этих двух соседних стран внешне похожи, уклад жизни такой-же, но больше транспорта на дорогах, в частности, велосипедов и мотоциклов, так-же чаще можно видеть и механизмы на полях. Кроме каркаде и хлопка здесь можно видеть и большие плантации сахарного тростника. Сейчас как раз сезон его уборки, и здесь, как и в других местах планеты, для облегчения дальнейшей обработки стеблей на поля запускают " Красного петуха". За тем тростник срубают мачете, и вручную погрузив на большие грузовики, везут на сахарный завод. Все плантации, располагающиеся неподалёку, как объяснил нам человек, подвезший нас до этого завода возникли благодаря государственной программе, и вроде как она пока работает. Ещё он сказал, что в стране уже 16 лет всё спокойно, что по Африканским меркам очень хорошо.

Религии здесь две: мусульманская и христианская, вторая больше распространена на юге. И действительно на нашем пути попадается всё больше и больше церквей (если эти небольшие, порой тростниковые сооружения можно так назвать). Я думаю, что одной из причин, по которой местные жители предпочли мусульманству, христианство, это растущие здесь деревья " Кокату" из семейства пальмовых,

Местные жители приспособились делать из их сока бражку. Точнее ничего из сока делать не надо, Он сам, постояв на жаре весь день, имеет 2%-4% алкоголя. Наверное там и ещё какие- то элементы присутствуют, которые действуют как расслабляющие, мы это ощутили на себе: Как обычно, сготовив еду, мы, как обычно собрались пару самых жарких часов пересидеть в тени, но выпив по граммов 200 этого мутно- белого напитка, остались в деревне до утра.

Так вот мусульманам алкоголь употреблять запрещает Коран, ну а христианам пить в меру не грех. Так что христианским проповедникам в этин местах было не трудно перетянуть одеяло.

Но вот чтобы собрать сок, с утра жителям приходится немного потрудиться. Впервые, я увидел эти высокие тонкоствольные пальмы вечером и подумал, что многочисленные сухие отверстия на стволах проделали птицы в поисках жучков, но утром я увидел " дятлов".

Они в начале поднимались на дерево с помощью тонкой бамбуковой лестницы, а остальное расстояние, почти под крону, преодолевали с помощью верёвочной петли на одной ноге. Ещё, на них были самодельные пояса, на которых болталась пустая ёмкость, 1-2 литровый плод баобаба или тыквы. " Верхолаз" в начале прочищал отверстие (видно ночью дерево само пьёт сок, а днем делится с людьми), затем вставлял туда палочку, по которой затем стекали капли в подвешенный сосуд. Готово, можно лезть на другое " кокоту".

Практически в каждом дворе есть такое дерево, так что далеко ходить не надо. Вечером слазив опять на дерево, сборщик не всегда снимет полный сосуд, а за вечер один человек выпивает 1 литр " банжи" [местное названия бражки], следовательно, надо иметь, либо больше деревьев, либо покупать напиток у соседей, потому что без " банжи" и шутки не смешные и девушки не такие красивые и т д. В общем, поскольку деревьев на всех не хватает, а спрос рождает предложения, то в деревне есть самогонщики.

Они приспособились варить бражку из сорго, миля или кукурузы. Напиток этот не такой приятный как банжи, но зато более крепкий. Варят его на медленном огне в больших котлах, дня три и члены семьи дежурят у огня по очереди, чтобы не прервался процесс. В общем, эта алкогольная зависимость заставляет людей больше работать. Простая закономерность - хочешь вечером больше расслабиться, надо днём больше поработать: Плети корзины и шляпы, мочаль мочалки из листьев того же " кокоту", крой соседям крыши - благо они здесь пальмовые и через каждые пару лет их надо менять, штопай крылья на мотоциклах. В общем, кто во что горазд. Да, на счёт крыльев я не оговорился, они здесь пластмассовые и часто ломаются - так их сшивают в стык медной проволокой, если бы я сам не увидел - не поверил.

В каждой деревне имеется базар, на котором можно купить, либо обменять что – либо. Скажем, в соседней деревне нет озера, на котором растёт тростник, из которого плетут корзины, но зато там водятся очень вкусные обезьяны – почему не поменяться? Ну и т. п.

Жителям посёлков, расположенных не далеко от больших городов и через которые проходят асфальтовые дороги, повезло больше. В смысле они могут позволить себе выпить больше банжи, так как заезжие туристы покупают их товары на сувениры.

Мы с женой не осчастливили местных жителей покупкой сувениров, но зато местный лодочник заработал на нас $ 5, свозив нас к гипопотамам, которые живут в красивой части озера, покрытой разноцветными лотосами. Как не велико у местных жителей желание пустить их на шашлыки под бражку, они понимают, что туристы приезжают в деревню, только из-за бегемотов и поддерживают их популяцию.

В Буркине-Фасо, как и в других странах Африки, работа по дому лежит на женщинах, ну а в свободное время они торгуют на базарах или заплетают волосы. Все наверняка видели в фильмах эти африканские мелкие косички, но не все знают, что на эту причёску уходит минимум два часа. Кстати, очень удобная причёска – голову мыть очень удобно и держится один, два месяца. Я знаю, потому, что Вероника, устав мыть волосы от песка в Сахаре, решила попробовать ее на себе. Пока она сидела в " парикмахерской", я расположился в тени большого дерева и варил обед.

Следующие два часа, свободным от работы жителям деревни было чем заниматься. Они ходили от моего костра к волосам моей жены, наблюдая, как движется процесс и делясь впечатлениями. Хотя казалось бы, что в этом необычного. Детишки оказались не только любознательные, но и довольно сообразительные, они с удовольствием помогали мне с дровами, но больше лезли в камеру, когда я начинал что-либо снимать. Когда я направлял камеру на женщин, они по началу просили денег, но, поняв, что я платить не намерен, позировали бесплатно.

Названия даже маленьких посёлков, здесь на удивление длинные, трудно запоминающиеся и трудно произносимые, поэтому для облегчения они пользуются сокращениями. У больших городов названия короче. К примеру, здесь две столицы, одна административная - официальная, вторая промышленная. Вот их названия: Ваго – Дуго и Бобо де Лассо. Так люди для облегчения называют их соответственно: Ваго и Бобо.

Bobo Dioulasso – первый большой город на нашем пути - в нем ничего особенного, но видно, что некоторые здания в центре построены при помощи европейцев. Отсюда мы двинулись в сторону побережья по единственной асфальтовой дороге, и " Ouagadougou" как раз лежала на нашем пути. Когда до столицы оставалось пол пути, нас подобрали полицейские, правда на их машине кроме мигалки на магните, которую они включали, где надо и где не надо, никаких опознавательных знаков не было. По дороге они с гордостью рассказывали нам о достижениях в стране, не забыв упомянуть, что в стране нет ни внешних, ни внутренних столкновений вот уже 17 лет. Кроме двух полицейских в машине ещё ехала молодая женщина, которую попросил подвезти их друг. Именно она слегка изъяснялась по-английски и пригласила нас переночевать у неё. По приезду в “ВАГО” ребята повели себя очень странно. Они сняли с машины мигалку и сказали, что не могут подвезти нас к дому девушки, как обещали в начале. Мы подумали, что, поговорив, с начальством, они заторопились по делам, но, оказывается, у них была более веская причина.

Мы с девушкой уже с пол часа шли по тёмным улицам, когда услышали выстрелы - сначала одиночные, затем короткие очереди. Пройдя ещё минут, пять, мы увидели лежащий на боку полицейский мотоцикл и спрятавшего за ним полицейского, который стрелял по автомобилю, из которого отстреливались из автомата. Нам как раз надо было поворачивать на этом перекрёстке, и как только мы завернули за угол, я достал видео камеру и направил на стреляющих. Толпа зевак, которая из-за угла наблюдала за перестрелкой, тут же бросилась врассыпную, очевидно испугавшись, что преступники не захотят попасть на видео и начнут палить по камере. Пришлось её тут же убрать, впрочем, все равно было слишком темно.

Пока мы шли к дому, а затем ужинали, перестрелка не затихала, затем передвинулась в сторону центра. Но никто из соседей не мог нам объяснить её причину.

Утром, отправившись на поиски посольства, мы случайно познакомились с почётным консулом России. Нам нужны были фото для визы и мы зашли в ближайшую фото студию. Узнав, что я русский, работники сразу же позвонили своему хозяину, который и оказался по совместительству почётным консулом.

Михаил оказался очень приветливым и разговорчивым, видно соскучился по русской речи. Впрочем, позднее он познакомил нас со своим русско-говорящим приятелем, начальником охраны аэропорта, который в своё время закончил Рижское авиационное училище. Правда, он говорил с большим акцентом, но это лучше чем ничего. Михаил свозил нас в посольство Бенина и следующую ночь мы провели у него дома. Он со своим африканским другом и объяснил нам, что произошло накануне:

Оказывается в каком- то баре, подвыпившие солдаты слишком шумели. Полицейские решили успокоить их, ну и пристрелили одного. После чего солдаты побежали в казармы и взломав сейфы с оружием стали охотиться на полицейских.

Случись это где – нибудь в глубинке, всё бы закончилось гораздо быстрее, но тут в столице о происшедшем сразу стало известно прессе и президенту, который потребовал от генералов утихомирить солдат, но лояльно. Но их поддержала вся армия, и они потребовали выдать им на самосуд убийцу, иначе они будут убивать всех полицейских. Полицейское руководство выдавать служащего не стало, но на время приказали всем замаскироваться – то есть снять формы.

Не знаю точно, как разрешился этот конфликт, так как на третий день мы покинули столицу, но по радио объявили, что всё урегулировано мирным путём и убито только 10 человек, с обеих сторон, и 17 мирных жителей. Но все знают, что цифры официальной информации надо умножать минимум на 2. Но если даже и на 10, то для Африки это очень даже хорошо. Подобный конфликт вполне мог бы закончиться сменой правительства с тысячами погибших.

Чернокожие люди весьма миролюбивы, просто не всегда могут справиться с эмоциями, поэтому их очень легко спровоцировать, чем и пользуются местные лидеры для своих целей. Но в этот раз как мы видим, произошло всё наоборот. Пострадают, в общем- то ни в чём не повинные офицеры. Многие лишатся своих постов.

Ну а простых людей, если не считать случайно подстреленных, это практически не затронуло, жизнь в столице шла своим чередом. Однако многие туристы поторопились улететь, испугавшись возможных последствий инцидента в непредсказуемой Африке.

Получив Бенинскую визу, мы покинули столицу. Приближался новый год, и мы хотели встретить его на берегу океана, где не так жарко и можно представить, что это не песок, а снег, а пальмы это елочки. Двигаться к побережью можно было через Гану, или по Того, но это лишние затраты на визу, поэтому мы решили из Буркина- Фасо зайти сразу в Бенин. Еще одна причина - увидеть и снять на видео загадочное «Вуду», которое якобы практикуется там чаще, чем в соседних странах.

Бенин

 

Дистанция по Бенину примерно =1500km: Natitingou - Djougou - Dassa Zoume - Paouignan - Bohicon - Abomey-Calavi - Cotonou - Porto-Novo - Ketou - Isselou - Idignu - Save – Guene viza=$70

Вот мы и в Бенине. Прямо на переходном пункте мы сели на попутку, это был пустой бензовоз, идущий, аж в Нигерию за дешёвым топливом, и мы, чтобы успеть во время к морю, решили часть пути проехать на нем. За пять часов езды мы встретили и обогнали штук 20 бензовозов. Похоже это здесь основной транспорт. Как говорится: " Любовь приходит и уходит, а топливо автомобилям нужно всегда". Мы благополучно проехали пол страны, не разделив участи 5 сгоревших бензовозов, которых видели за это время в кюветах. Похоже, шоферам здесь платят не за время, а за километры, вот и гоняют.

В городке, где мы заночевали, мы увидели одну церквушку, и одну мечеть, но никаких признаков представителей чёрной магии. Как мы поняли по реакции на наши вопросы " Вуду" здесь существует, но люди боятся знахарей, которые его практикуют и предпочитают не говорить об этом. Хотя, в следующем городе, известном туристам по знаменитому дворцу, построенном на крови, мы увидели объявление, что через неделю, будет какой- то праздник, где туристы, заплатив, могут присутствовать и снимать обряды Вуду.

Но, неделя ожиданий – это не по мне и мы, осмотрев музей двинулись дальше. Здание, в котором сейчас расположился музей, назвать дворцом можно с большим натягом, но для Африки, тем более пару столетий назад, сойдет.В числе прочих немногочисленных туристов мы осмотрели стены из глины, замешанной на крови, и трон короля, сделанный из человеческих костей и украшенный черепами его врагов. История приписывает этому королю большую кровожадность, но кто знает, во времена распрей трудно определить, кто больше виноват. Возможно, он был более практичен, чем другие. Воды в пустыне мало, а тут еще пленных поить и кормить, которые к тому же, возможно, сами пришли сюда с целью завоевания. Вот он и решил их убивать, а кровь и кости, не пропадать же добру, пустил на стройматериалы. Конечно, часть израсходовали колдуны на свои вудовские ритуалы, чтобы накликать поражение на новых врагов. Часть самых здоровых пленных оставят в живых на смену своим погибшим, чтобы их жены не были обижены, так что за 40 лет своего правления король внес посильную лепту в уменьшение численности населения, которое было и так слишком велико, а также в смешивании кровей, не только с глиной, но и в крови младенцев рожденных от иноплеменников. Его преемникам было уже легче: появился спрос на рабов.

Как всегда, в подобных местах продается множество сувениров. Особенно охотно доверчивые туристы покупают статуэтки, якобы раскопанные на месте старого города, не соображая, как мало времени и кислоты требуется для меди, чтобы только что вылитые модельки выглядели старинными и сколько же надо было их выкопать, чтобы их хватило на всех туристов. Единственное, что мне понравилось - деревянные скульптуры, выполненные в человеческий рост. Они поражали сходством: вот сидит влюбленная парочка, а этот вышел покурить, тот играет на там-таме. Если бы увидел их в темноте, то принял бы за настоящих.

Кстати, о темноте: как-то я оставил уставшую Веронику спать в кузове грузовика, на котором мы приехали в небольшой городок, а сам пошел на звук громкой музыки. По дороге я спросил одного парня, что там такое. Он ответил, что дискотека и предложил провести меня туда, так как для незнакомца, да еще белого, там небезопасно. Так вот, по дороге мы встретили человек 10, и они все здоровались и называли друг друга по имени, причем начинали разговаривать, когда между ними было метров 10. Но я не о вежливости: ночь была абсолютно темная, а улицы в африканских городках, сами понимаете, неосвещенные, и увидеть лицо чернокожего человека на таком расстоянии не легче, чем черного кота. Может, они узнают друг друга по запаху?

Мое появление на дискотеке отвлекло всех от танцев, и чтобы не мешать людям, я вскоре ушел. Там собралась, в основном, молодежь, слегка подвыпившая. Под громкую современную музыку они пытались подражать тем танцам, которые увидели по телевизору в голливудских или современных фильмах.

А вот церковные службы здесь идут совершенно по-другому, и если бы не кресты на крышах, мы бы никогда не приняли их за христианские. Однажды мы услышали громкий бой тат-тамов, вошли внутрь, и впервые люди при нашем появлении не отвлеклись, все громко пели, пританцовывая, в такт неистовому там-таму. Да, католические миссионеры, принесшие сюда свою религию, наверняка бы перевернулись в гробу, узнав, как трансформировался процесс молитвы.

Вудовских мероприятий мы почти не видели, за исключением погребальной процессии, где женщина, несшая обувь покойного, которую потом кладут на могилу, пританцовывала весьма дико. Но позже, когда мы гостили в посольстве, один работник, правда подвыпивший по случаю нового Года, рассказал, что, будучи в одной деревне, он стал свидетелем следующего: группа вудовских колдунов полдня исполняла свои ритуалы на палящем солнце, но их труды не пропали даром. Вдруг с ясного неба раздался гром, а вслед за этим упала пара мешков риса. На его расспросы ему ответили, что это жители другой деревни, где в этом году не было засухи, послали им «материальную помощь», для чего им там тоже пришлось выполнять такой же ритуал. Ну вот, хотите – верьте, хотите – нет. За что купил – за то и продаю.

Как вы поняли, к Новому Году мы не только успели к морю, но провели и встретили его в гостеприимном российском посольстве. Оно и приютило нас аж до Рождества. Спасибо огромное всему коллективу, а особенно послу, который в принципе мог и " послать" нас, как делали иногда его коллеги. Побольше бы нам таких душевных людей на ответственных постах. Он лично вручил нам новогодний подарок – дорогую бутылку виски, которую мы выставили на новогодний стол. Да, давно мы так не едали: тут и икра: черная, красная и даже заморская -кабачковая и баклажанная, привезенные из России, и селедка под шубой, и черный ржаной хлеб! А потом, после поздравительной речи Путина (при посольствах всегда имеется российский канал), застольные российские песни и песни под караоке. Да, во время путешествий мы многое находили, но многое и теряли.

В столице мы пробыли аж неделю и не потому, что местные чиновники неделю «отходили» после Нового Года, и мы не могли решить организационные вопросы, - это чисто русская традиция. Бенинцы Новый Год почти не празднуют. Дело в том, что наши консульские работники категорически не советовали нам двигаться дальше через Нигерию, так как там царит анархия и без предел. Вообще-то, у них-посольских, всегда позиция «премудрого пескаря», и если путешественнику принимать все их советы, то он в половину стран никогда не попадет, поскольку там опасно по той или другой причине. Но информация у них всегда проверенная, ее надо внимательно выслушать и, пропустив их через призму своего отношения к опасностям, принимать решения.

Так к примеру, если следовать их совету, то мы должны потихоньку двинуться обратно тем же маршрутом, так как в Нигерии любой белый человек сейчас рассматривается как добыча для бандитов, полицейских и военных. Если мы пойдем в обход, - то в Чаде противодействие правительства и военной группировки, чьи танки стоят уже в 4 км от столицы. Если двинемся на восток - там война в Сомали. Здесь в Бенине относительно спокойно, но совсем недавно посольские работники в течение 10 дней не выходили за пределы территории, так как пришла эпидемия «лихорадки эбола». Ее принес из Конго какой-то моряк, перед смертью заразивший еще несколько человек. К счастью (для не заразившихся), эта болезнь очень быстротечна: человек умирает, не успев заразить многих, поэтому не только осторожные посольские, но и все жители Котону в страхе сидели по домам.

В общем, у нас была такая же ситуация, как у того богатыря в анекдоте: Подъезжает он к камню на развилке, а на нем надпись: «Прямо пойдешь – пенделей огребешь, направо пойдешь – тоже огребешь, а налево пойдешь – огребешь тоже». Стоит богатырь, чешет затылок, тут из-за камня вылезает Змей Горыныч и говорит: «Ну, решай быстрее, а то прямо здесь и огребешь!» Ну, умирать нам рановато, есть у нас еще дома дела. Но не возвращаться же! Решили мы камень перепрыгнуть.

Там, за Нигерией, вполне безопасная на данный момент экваториальная Гвинея, куда, в принципе, можно добраться на судне. Я сходил несколько раз в порт и договорился с двумя капитанами идущих туда небольших суденышек. Я, конечно, еще помнил тот контрабандный переход, Панама – Колумбия, но я не из тех, кто, обжегшись на молоке, дует на воду, да и других подходящих вариантов у нас не было.

Консульские и от этого варианта пытались меня отговорить, пугая меня Анголой, но, видя мою непреклонность, даже написали письмо визовой поддержки в посольство Гвинеи. Каково же было их удивление, когда наши с Вероникой паспорта даже не приняли к рассмотрению. Наш консул самолично повез нас туда на машине с флажком. Главный консул, с которым он собирался беседовать, был в отпуске, а его заместитель наотрез отказался нарушать правила выдачи виз: любой выезжающий должен получать визу только у себя на родине. Расстроенный консул с Вероникой вышли, а я чуть задержался. Сделал последнюю попытку: намекнул на вознаграждение, но работник только развел руками.

Разводить руками не в моих правилах, и я еще раз переговорил с обоими капитанами на предмет можно ли поехать с ними без визы и поставить штампы на месте, но те, несмотря на желание заработать, отказались.

В общем, отпраздновав Рождество (в гостеприимном посольстве даже предлагали мне отметить вместе мой день рождения, поскольку он приходится на Старый Новый год), мы, как нормальные герои, пошли в обход Нигерии через Нигер, решив, что в стране, где военные заняты выяснением отношений между собой, риск все-таки меньше, чем там, где за тобой будут специально охотиться.

Кстати, перед тем, как вывезти нас за пределы столицы, водитель посольства совершил небольшой экскурс по городу, в течение которого мы увидели два забавных дорожных знака: один в виде двух огромных черных грудей обозначал, что впереди «лежачий полицейский». Второй изображал писающего черного человека, перечеркнутого красной полосой. В связи с чем я пошутил, что нам с водителем, поскольку мы белые, мочиться здесь под пальмами не запрещено, так же как и женщинам. В Индию бы такие знаки, а то воняет от стен за десятки метров. До границы Нигера мы проскочили на попутках довольно быстро так и не увидев колдунов так-как наша месячная виза подходила к концу. Перед границей мы увидели еще одну женскую работу. Женщины сидели поодиночке и группами в тени деревьев с большими молотками в руках, превращая отходы мрамора в мраморную крошку. Их мужьям досталась более интеллектуальная работа: они вырезали столешницы и надгробные памятники. Весь этот товар продавался вдоль дорог; видимо, его закупали за границей. Кто знает, может и нам вскоре понадобится надгробье. Тьфу, тьфу, тьфу!

Мы заночевали под мостом на берегу реки Нигер, по которой здесь проходит граница. Переходный пункт здесь не очень оживленный: ни очередей, ни менял, ни даже поселка, лишь возле грязного здания таможни, продавцы из Нигера жарят над углями барашка для тех, кто не успел перейти границу до закрытия. Таможенники поделились с нами водой. Ну, наверное, не отказали бы воспользоваться и туалетом, если бы он у них был.

Утром, заплатив за визу по 40 долларов (в посольстве просили 60), мы долго шли по нейтральной полосе протяженностью 15 км, где не было ни одного строения, но потом дорога опять пошла вдоль берега, довольно густо заселенного. Лодочное движение было не менее активным чем автомобильное, 5-10 лодок за час, причем лодки выглядели намного приятнее, чем насквозь проржавевшие, на ходу разваливающиеся, перегруженные автомобили. Огромные длинные пироги тоже были перегружены, но хоть оригинально раскрашены и их двигатели не тарахтели и не дымили, как у их сухопутных собратьев. В этих моторных пирогах, похоже вырубленных из одного ствола, сидело человек 50 плюс поклажа, и конечно, ни о каких спасательных жилетах здесь и не слышали, но похоже и крокодилов, помогающих утопающим, тоже не было. Во всяком случае, местные большерогие, горбатые коровы -зебу без страха подходили на водопой.

Коров и всякого другого скота здесь намного больше, чем в Бенине, наверное, потому, что здесь больше мусульман, которые предпочитают пить простое молоко, а не молоко из-под бешеной коровки, то бишь пальмы. Здесь женщины – мусульманки не работают, как в Бенине, к примеру на изготовлении щебня, а лишь выполняют работу по дому, которой в условиях стран третьего мира вполне хватает для того, чтобы женщинам хватало одного мужа на четверых.

Нигер

Дистанция по Нигеру примерно =1500km: Konbo - Gaya - Yelou - Zabori - Bouremi - Afole - Dogondoutchi - Maiseka - Tafouka - Tyerassa Gdune - Maradi - Zinder - Mirria - Guidimouni - Goure - Maine Soroa - Tam - Diffa - Djibouloua - N'guigmi - Maliari - Viza= $60

Не знаю, насколько велика свобода выбора жениха у мусульманских женщин в Африке. Я имею в виду, может ли девушка из мусульманской семьи выйти замуж за не мусульманина, если решит, что четверти мужа ей не хватит. В Ираке, например, все мусульмане, так что – выбора нет, а здесь – есть.

Да, порой я жалею, что не знаю языка людей, среди которых нахожусь, но нельзя объять необъятное. Впрочем, нехватка языка мне мало мешает, если бы я даже был глухонемой, то все равно, мог понять, как живут люди, ну, а более подробную информацию читатель может почерпнуть из научных книг.

Жизнь в Нигере больше похожа на жизнь в Мали, чем в Буркина- Фасо и в Бенине. Да и, вообще, во всех странах, где правительство не заботится о простых людях их обычаи и традиции диктуются природными условиями, а не законами.

Рассуждая, таким образом, мы шли по дороге среди других пешеходов, но они, в отличие от нас, несли поклажу на головах, а не на плечах. Только один тип поклажи они несли в руках – «грозди» кур или цесарок, связаных за лапы. Каждая гроздь насчитывала штук 5-10 кур.

Это не вызывало у нас удивления, но когда нам встретилась группа женщин и девочек, несущих на головах такое же количество посудин изготовленных из тыквы, поставленных друг на друга, мал-мала меньше, Вероника, показала пальцем на самую высокую пирамиду.

Ответ не заставил себя ждать. Девочка, несущая самую маленькую поклажу, сразу же сняла ее и, поставив на землю, помогла снять самую высокую пирамиду. Я повернул ладонь выученным в соседних странах жестом, обозначающим вопрос, который оказался понятен и здесь. Женщина сразу же, тыкая пальцем в посудины, назвала их цены. В любом случае мы не могли уже не купить, к тому же, заглянув в самую маленькую чашку, мы увидели что-то похожее на кефир и, заплатив смехотворно маленькую цену, выпили приятную кисловатую жидкость, конечно же, предварительно спася жизнь плавающим там мухам. Напиток нам понравился и мы, купив второй «этаж», уже без утопающих, перелили содержимое в имеющиеся у нас емкости. Тем самым мы избавили шею продавщицы от 2, 5 литров ноши, которую ей предстояло пронести до базара.

После двух часов ходьбы мы увидели производителей молока, которые мирно паслись на окраине деревни. Диких животных, которых мы вначале опасались, ночуя в палатке, вдали от населенных пунктов, оказывается, здесь совсем немного, их давно убили на шкуры, а остальных согнали в национальные парки и устраивают сафари на забаву туристов.

Конечно, зверям там живется намного лучше, чем в зоопарке и даже лучше, чем совсем на воле, так как, они защищены от охотников. Но если выросшее в зоопарке животное уже не выживет на воле, то, сбежавший, или выпущенный из национального парка зверь, безусловно, выживет, но – до первого охотника, так как эти звери абсолютно не боятся людей.

А вот жирафы в Нигерии гуляют сами по себе, где хотят, но находятся под защитой закона Наказание за убийство этого животного такое же, как за убийство человека – смертная казнь. Ну, правительство можно понять, этих животных в стране осталось всего 120, и если бы не ввели этот закон, то у обладателей пятнистой шкуры и нескольких тонн мяса не осталось бы шансов выжить. Однажды мы приблизились к семье этих < < подъемных кранов» метра на три и только тогда они медленно и грациозно пропустили нас. Не думаю, что этот закон сделал их такими, скорее всего у них всегда был такой характер.

В ближайшей от жирафов деревне, один человек слегка говорил по-английски, и все напрашивался к нам в гиды. Так вот, он сказал, что, несмотря на этот закон, ему и остальным обитателям деревни посчастливилось таки отведать жирафятины. Животное погибло в результате несчастного случая (что уж там точно произошло, мы так и не узнали - знания его английского языка было недостаточно). Надеемся, что никого за это не расстреляли.

Глубинка Нигера выглядит беднее, чем поселки Бенина, наверное, потому, что нет рынков сбыта, а в Бенине и Бурккина-Фасо, все-таки есть морские порты, что очень помогает развитию экономики. Конечно же, отсутствие внешнего рынка мешает, но базары здесь были и будут всегда. Они есть в любом поселке и на них, в отличие от наших рынков, можно не только купить за деньги, но и поменяться товаром.

Чем больше поселок, тем больше базар. И покупателям и продавцам иногда нужно поесть. Тут, к вашим услугам всегда есть еда быстрого приготовления. в Нигере – это «баурсаки». Кусочки теста, брошенные на ваших глазах, в кипящее масло, через пару минут превращаются в пухлые, ярко коричневые шарики, очень вкусные из-за добавленных в них специй. Еще нам нравилось жевать их жвачку – недозрелый янтарь. Он, так же, используется в медицине.

На базаре, так же, всегда имеется цирюльник, он же, по совместительству, доктор. Пока он стрижет одного клиента, второй принимает лечебные процедуры. Процедуры эти очень примитивные и полезны, я думаю, никак не больше чем для 50% больных. Так же, впрочем, как и те, которые раньше были приняты в России – кровопускание, пиявки, банки. Здесь же цирюльники больных лечат Нигерийскими «банками» – это коровий рог, с отверстием на конце, через который «доктор» высасывает воздух, создавая вакуум. В случае, который мы наблюдали, рог был установлен как присоска к груди в районе сердца. Также цирюльники используют свои ножницы для процедуры, необходимой каждому мусульманскому мальчику. Ну, а женское обрезание, к счастью девочек, в Нигере не практикуется.

Однажды нас подвез богатый бизнесмен, при котором был даже личный охранник в камуфляже и в красном берете, вооруженный каким-то древним автоматом. Поскольку уже вечерело, мы приняли предложение бизнесмена заночевать в деревне, где он родился, хотя она находилась в стороне от дороги, и нам придется выбираться завтра оттуда пешком.

В деревне мы стали свидетелями тому, как велико почтение простых людей к людям более высокого класса. Впрочем, возможно они приходили пожать гостю руку, в надежде получить что-то, либо продать, к тому же есть возможность посмотреть на белых «обезьян», приехавших к ним.

Тут же был зарезан и распят над костром барашек, а, с наступлением темноты заведен генератор, единственный в деревне, который месяцами безмолвствовал, в отсутствие хозяина, в большом (по меркам Африки) доме за глиняным дувалом.

Вечером собралась вся деревня, чтобы посмотреть телевизор, а мы имели возможность увидеть обряд венчания, вернее, заключения договора между родителями мальчика и девочки, не старше 10 лет. Сообразительные родители попросили бизнесмена быть свидетелем, что, как я понял, обязывает его присутствовать на будущей свадьбе, ну и, естественно, с подарком.

На поедание барашка присутствовала лишь «верхушка» деревни, ведя деловые беседы. Как я понял, бизнесмен помогает родной деревне тем, что скупает часть урожая. На наш вкус, к мясу барашка явно не хватало хлеба, ну, а, что-то вроде кумыса вместо водки нас вполне устраивало.

Утром, попрощавшись с сонным бизнесменом, мы, по холодку, добрались до асфальта и потопали дальше.

В следующем большом городе нам сказали, что здесь имеется госпиталь, где работает белая женщина - доктор. Мы зашли и познакомились с энергичной американкой, которая живет здесь вот уже 20 лет. Она работает от какой-то христианской миссии, и хотя медикаменты (просроченные) им доставляют с гуманитарной помощью бесплатно, пациентам все таки приходится платить за лечение, так как надо платить зарплату персоналу, поэтому обращаются сюда только люди с достатком выше среднего.

У местных полицейских зарплата здесь похоже тоже не большая, поэтому водителям приходится им доплачивать. Через каждые 100 км на дороге стоят шлагбаум, и все водители должны остановиться и отнести полицейскому документы на проверку, и шлагбаум обязательно откроется с помощью волшебных бумажек, вложенных между страниц. А вот для нас шлагбаум чуть не закрылся надолго, потому-что, что полицейский увидели направленную на них камеру. Пришлось мне тоже воспользоваться зеленым волшебством, иначе последствия могли быть непредсказуемые.

Дорога здесь проходит в 10км от границы, и мы даже сходили на границу, чтобы ступить на землю Нигерии, как сделали это в " Береге слоновой кости". Дальше идет дорога с настолько разбитым асфальтом, что водители порой предпочитают ехать не по ней, а рядом.

Там где почва глинистая, дорога лучше, а также немного лучше живут люди. Мужчины изготавливают саман и кувшины, а вот обжигают кувшины - это уже женская работа. Естественно, никаких гончарных печей здесь нет: кувшины устанавливаются вверх дном вместе штук по 20-40, затем крайние кувшины, по видимому, чтобы защитить от большой температуры обкладываются обломками разбитых кувшинов, затем кизяком, затем сухими стеблями кукурузы, сорго или миля, после того как все 5 групп женщин закончили эти приготовления, все это было подожжено. Сухие стебли сгорели почти моментально а кизяк будет гореть почти всю ночь создавая ровную температуру. В результате к утру будет готово штук 100 кувшинов а также зачато пару детей.

Сняв, к удовольствию женщин, все это на видео, мы отправились дальше, а они отправились домой. Так и живут они из года в год - днем делают кувшины, ночью детей, которые будут делать тоже самое, довольные тем, что в их местности есть глина. А у вас, читатели, наверняка больше имущества и меньше детей, которых надо кормить, но больше забот и вы чаще бываете недовольны жизнью чем они!???

Дорога становиться все хуже и хуже и наконец дойдя до " областного центра" вообще исчезает. Впереди в сторону границы с Чадом по пескам идут только то и дело разветвляющие колеи.

В столицу Нигерии за визой мы так и не зашли, надеялись, что сможем заплатить за вход в Чад прямо на границе. Мы шли по этим колеям руководствуясь компасом, интуицией и малийским опытом. Машины встречались редко но все они были до такой степени перегружены, что мы потеряли надежду что кто-нибудь подвезет нас. Да и не очень нам хотелось сидеть на самом верху грузовичка который из-за высокого центра тяжести того и гляди перевернется на ухабах. Однако в конце пятого дня пути по соседней колее, где-то в полу километре от нас. поднимая клубы пыли, в нужном нам направлении пронеслось пять автомобилей, затем еще три в туже сторону, но с другой стороны от нас. Значит машины таки ездят.

Переночевав в колючем кустарнике мы решили разделиться и идти по соседним " дорогам", но только до тех пор пока они не разойдутся до пределов слышимости и видимости, после чего я должен был идти к Веронике по " бездорожью". конечно в этом плане было много минусов, но жена слишком устала от жары, жажды, колючек, мозолей, по этому мы решили не упускать 50% возможности подъехать. До обеда, мы шли таким образом, наши пути пересекались раза три, но автомобилей не было. Сварив еду на кизяке, мы собрались и дальше двигаться таким способом, но тут вдали увидели клубы пыли, а поскольку мы обедали в тени почти, что на " перекрестке" то вероятность того, что автомобили проедут именно здесь, была равна 20% так как дорог, идущих в сторону границы было штук 10, но только две из них пересекались здесь. Но нам повезло, три запыленных легковушки остановились подле нас. Разговор был коротким: я махнул рукой в нужном направление и сказал «Чад», они закивали головами, я взял свой рюкзак и понес к машине. Все понятно без слов.

Правда, салон одной из машин был забит оторванными бампером и буфером, видно водитель не рассчитал скорость на рытвине, но в двух других салонах лежало лишь по четыре запасных колеса и прочая мелочь. Мы сели в одно авто, а наши рюкзаки кинули в другую машину и поехали.

Да, не завидую я будущим хозяевам этих машин! Оказывается, их перегоняли на продажу аж из Бенина и раньше, это было выгодное занятие. Но поскольку ситуация в Нигерии стала опасной не только для белых, но и для черных, то гнать машины ребята предпочли не по асфальту Нигерии, а по пескам Нигера.

Судно с подержанными автомобилями из Европы приходило лишь раз в месяц, так что нам повезло, хотя никогда не знаешь, чем закончится везение. Пол дня мы ехали по пескам, ныряя в рытвины, объезжая барханы и редкие деревья. Наконец-то водитель сказал, что через 10 км – граница. И, вскоре, вдалеке мы увидели избушку пограничников. Незадолго до этого я почувствовал какую-то опасность, исходящую от водителя, поэтому, не доезжая пол километра до границы, попросил его остановиться, и мы, сказав, что будем ночевать здесь, забрали рюкзаки и, поблагодарив водителей, попрощались.

Вероника спросила меня, почему мы не поехали с ними дальше, как планировали и я назвал какую-то бытовую причину, чтобы она не посчитала меня мнительным, хотя самом деле я послушался интуиции, которая никогда не подводила меня.

Я как-то читал притчу о самурае, который каким-то образом всегда чувствовал опасность. Так вот, однажды он спал и возле него, как всегда, дежурил старый верный слуга, который вдруг подумал: «Вот лежит великий самурай, которого никто не может победить, а вот я, сейчас мог бы убить его, сонного». Самурай тут же схватился за меч и вскочил, озираясь, после чего сказал: «Впервые мое чувство обмануло меня». Так вот, водитель, может быть, всего лишь подумал: «Вот пересечем границу, а ночью, в песках заберем у туристов дорогие вещи, а их оставим на корм гиенам».

Но, мало ли какие мысли приходят людям в голову. Если даже он так подумал, то это не значит, что так и поступил бы. Но я думаю, что поступил правильно: и их уберег от греха, и себя с женой от возможной опасности.

 

Чад

 

Дистанция по республике Чад примерно =1000km: Kanirom - Koulom - Djiria - 200 km Bol - Moutenak - N'DJAMENA - Guelengdeng - Bongor - Moundou - Mbaye-Dogone -

Пограничники, к которым мы подошли через 15 минут, были рады развеять свою скуку, и стали угощать нас казенными, а может быть конфискованными продуктами

Этот пограничный пункт работает так же, как тот, что на границе Мавритания - Мали, поэтому не буду описывать, как караваны пересекают этот участок границы. Мы же, как и там – уже в Чаде, но идем дальше, в поисках места, где нам поставят штамп.

Нелегалами мы прошли аж до озера Чад, но зато там нам не пришлось искать, где бы поставить штампы. За почетное право сделать это поссорились аж три службы: полиция, таможенники и пограничники. Но, вначале они все, по очереди, подходили к нашей стоянке, на берегу и, проверив документы, пытались с нас взять штраф за нарушение границы. Но мы упрямо отказывались, а, поскольку была суббота, то мелкие чины, не беспокоя старших, хотели сами поживиться.

Но, в конце концов, слух о пребывании на приграничной территории нелегалов, дошел и до начальства. Нас заключили под домашний арест до понедельника. Власти, правда, назвали это заботой о нашей безопасности от, якобы, плохих людей, которые прибывают сюда на лодках из Нигерии. Но главная их цель была в том, чтобы мы не ушли из поселка, не заплатив. Мы могли спокойно перемещаться по довольно большому поселку, но наши рюкзаки при этом, должны были оставаться под охраной.

Было очень жарко, и мы пару раз ходили купаться и плавали под восхищенные крики зевак. Африканцы, даже живущие у воды, плавать, почему-то, не умеют. Правда Вероника вскоре поплатилась за то, что заплыла далеко от берега, где были волны, и она хлебнула немножко озерной водички.

Отбросы поселков в теплом климате служат отличной питательной средой для всевозможных бактерий, так что, прихватив с водой лишь амебу, она еще легко отделалась.

В понедельник мы двинулись дальше, заплатив лишь положенный за визу тариф. От штрафа нас спасло то, что еще на границе я попросил офицера, не имеющего штампа, расписаться и поставить дату, ну, и еще, хорошее настроение полицейских.

А хорошим оно стало потому, что я пообещал написать о них в книге, что сейчас и делаю. Правда, каюсь, что записная книжка, куда я внес их имена и чины, была сильно подмочена. Не смотря на то, что представители власти пытались получить от нас взятку, я на них не в обиде.

Все они лишь винтики в системе, хотя, конечно же, каждый из них может попробовать честно выполнять свою работу, правда, с риском потерять ее. Так было всегда, при любом государственном строе, и всегда находились смельчаки, которые не боялись сломаться.

От властей мы узнали, что в столице уже поспокойнее и двинулись туда, и по пути даже обогнали караван гружённых осликов. Кстати, моя жена потом долго козыряла этим, когда я упрекал ее в том, что она слишком медленно идет. Во всем остальном у меня, во время пути, не было к ней претензий, а вот идти все время медленнее, чем я привык, для меня, наверное, было не менее трудно, чем для нее – идти быстрее.

Но вот и Нджамена, где мы сразу же пошли в Российское посольство. Работники посольства нас встретили дружелюбно- накормив разместили, сказав, что, просто живя здесь, они считают себя экстремалами и никак не ожидали, что кто-то может прийти сюда подобным образом.

Наш план, идти дальше, через Центральную Африканскую республику, они сразу же забраковали и порекомендовали идти через спокойный Камерун.

Оказывается, Чад и Цар все время соревнуются за последнее, 175 место в списке ЮНЕСКО по уровню жизни. В этом году Чад уступил пальму первенства соседу, видно поэтому, у них на границе возник вооруженный конфликт (шутка). На самом деле правительствам нет никакого дела до этого списка, а жители так и вообще не знают не только о списке, но и о ЮНЕСКО вообще. Кстати, пока консульские работники не сказали мне о списке, я тоже ничего о нем не знал. И до сих пор не знаю, почему там у них 175 стран, а не все 202. Возможно потому, что существует список тридцатки лучших.

На второй день нашего пребывания в столице, я чуть не увеличил благосостояние центрального полицейского участка на свою видеокамеру «Samsung». Случилось это следующим образом: Оставив Веронику на территории посольства, я сходил в расположенное неподалеку посольство Камеруна и, на обратном пути решил снять памятник на дорожном кольце, которое всего метрах в 200 от посольства.

Как только я направил камеру на памятник, окружающие начали махать руками, мол, нельзя. Тут же подошел какой-то солдатик - их тут в униформе, каждый второй, и потребовал отдать ему камеру. Я, вообще-то, был предупрежден, что в связи с военным положением съемки запрещены, но не думал, что население поддерживает этот запрет, и, разумеется, не собирался отдавать камеру первому попавшемуся рядовому, но он, достав свисток, стал звать на помощь. Только тут я увидел, что на другой стороне улицы находится полицейский участок, от которого в нашу сторону сразу же побежали стражи порядка.

Ну, теперь точно заберут, подумал я, но потом добавил, если догонят, и со всех ног бросился к родному посольству. Все бросились вдогонку, но я, спортсмен, что позволило оторваться от них на минутку. Жму кнопку на воротах, и на мое счастье ворота открылись, когда самый быстрый из них был в пяти метрах.

Посольские работники мои действия естественно не одобрили, сказав, что меня могли бы подстрелить и, тогда, у них были бы проблемы. Действительно, подумал я, кому это нужно? Во мне дырка, у них проблемы, но, с другой стороны; Ну отдал бы я камеру, соседи из Цар узнали бы, и подумали - ага, у ЧАДских полицейских теперь есть камера, а у нас нет – обидно. И началась бы новая война. Так что, пусть скажут спасибо, что не отдал. Но никто мой геройский поступок не оценил.

На выходе из столицы, на мосту, опять достаю камеру и опять, на этот раз, женщина в униформе пристала, - отдайте камеру. В этот раз выручило Вероника, она, вдруг, стала кричать, что она больна и пожалуется в посольство. Женщина опешила и отошла, я тоже был удивлен. Свою жену я еще такой не видел. Оказывается, с ней случилась истерика. Разговоры в посольстве о том, что здесь могут просто пристрелить, не прошли даром. До конца дня я не подвергал жену стрессу и в последующем я, прежде, чем достать камеру, внимательно осматривался.

К границе Камеруна мы двинулись, рассчитывая пересечь его за неделю. Почему? Месячная виза стоит 60 долларов, транзитная, недельная – бесплатная. Правда сразу оговаривается, что если просрочишь визу хоть на час, то на выходе платить придется, как за обычную. Так что, в случае удачи, мы сэкономим 120 долларов. Конечно, 7 дней маловато, для того чтобы ознакомиться со страной, но нам нельзя забывать, что на Мысе Доброй Надежды существует зима и, до ее прихода, мы должны покинуть мыс. Конечно, до мая еще далеко, но и путь нас ожидает неблизкий.

Но вернемся на дорогу. Бедные города и деревни, солдаты, надевшие униформу в надежде, хоть что-то заработать. Да, не зря эта страна последняя или предпоследняя в списке ЮНЕСКО, хотя, если бы я этого не знал, то навряд ли бы увидел большое различие между ней и например страной под № 165. Особенно мало различий (по уровню бедности) в деревнях.

Еды, пусть не разнообразной, хватает для всех, но явно не хватает врачей и учителей. Да, что там, в деревнях, учителей не хватает и в городах. Уж очень это мало оплачиваемая, или, вообще неоплачиваемая, со стороны правительства, работа.

Доктору легче: болезнь прижмет – последнее отдашь, а с учебой можно и повременить. Тем более, как я уже писал, что никаких перспектив она не открывает. Где бедная семья возьмет деньги на обучение после школы?

О детских садиках здесь, разумеется, даже и не слышали. И магазинных игрушек деревенские детишки тоже отродясь не видывали. Мальчишки катают по деревне старые велосипедные обода или, если повезет, старую автомобильную покрышку, ржавая консервная банка на веревочке тоже не у каждого есть, так как в хозяйстве она под что-то другое пригодится. Во что нибудь типа лапты или футбола здесь не играют по простой причине – нет мяча.

В общем девчонкам «повезло» больше, с самого раннего детства, они помогают мамам и старшим сестрам в работе по дому. А пацанам что? Помогать папе строгать потомство? Маловаты еще. Вот подрастут, им дадут в руки игрушку – пострелять. Хорошо, хоть это дело здесь добровольное. Правительство никакого учета рождаемости не проводит и осенне-весеннего призыва в армию – тоже. Хватает добровольцев среди городских безработных, число которых пополняют те, кому стало скучно в деревне.

Данные о государственном строе я почерпнул из беседы с семьей украинских врачей, которую встретил в городе Банлор. Они уже давно работают здесь по линии организации «Врачи без границ». Муж возглавляет проект по борьбе с малярией, его жена борется с кишечными инфекциями. Работа, жизнь и государственный строй Чада устраивает их больше, чем на Украине. Может, статистики ЮНЕСКО что-то перепутали? Хотя малярии на Украине точно нет.

Гостеприимную усадьбу врачей мы покинули вооруженные таблетками и одноразовыми тестами, позволяющими определить в течение 15 минут, есть ли в крови малярийный плазмоид. Хотя, по своему опыту, я знаю, что малярия, не та болезнь, в присутствие которой больной будет сомневаться. Если в 40градусную жару тебе хочется вылезти из тени погреться, это значит что злобные плазмоиды уже жрут твои эритроциты.

На следующий день после визита к врачам, у Вероники началось кишечное расстройство. Разумеется, оно не было вызвано домашней пищей, которую мы у них ели, просто закончился инкубационный период у тех бактерий, которых она наглоталась, плавая в озере.

На нашу удачу, не доходя 150 км до границы, мы заночевали в католической миссии, где были медикаменты, и три пастора, которые там работали, предложили нам остаться у них до ее выздоровления. Кстати, один из священников был поляк, говоривший по-русски. Мы пробыли там два дня, которые совпали, как раз, с праздником урожая.

Вероника отлеживалась, а я вместе с миссионерами ездил по деревням на пикапе, в кузов которого складывали мешки с десятой частью урожая, которую отдавали им деревенские, после того, как они его освящали. Священникам тоже есть надо. Кстати, именно у них в миссии, я увидел холодильники, работающие не от электричества, а на тепле от керосиновых горелок.

На третий день праздника урожая ребята ехали в сторону границы, поэтому, хотя Вероника еще не до конца оклемалась, мы поехали с ними по новой, совершенно безлюдной дороге. Ее, только что построили португальцы, как гуманитарную помощь от Евросоюза, чтобы их более богатый сосед, Камерун мог скупать у них дешевые товары. Это должно было помочь ЧАДу выбраться с последнего места в списке.

Дорога была еще официально закрыта, поскольку первым по ней должен был проехать президент Чада, которому, по видимому, было пока некогда. Священники не побоялись воспользоваться дорогой до президента, хотя, может быть у них было специальное разрешение.

Дойдя до границы, мы поняли, что основной причиной отсутствия не только транспорта, но и пешеходов было то, что пограничникам обеих сторон было приказано не пропускать ни Чадцев, ни Камерунцев. На наше счастье, нам удалось убедить чадскую сторону в том, что в приказе ничего не было сказано, чтобы не пропускать иностранцев. Ну, а в Камеруне, по приказу правительства – турист всегда прав.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.