Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Традиция в современной жизни Дымковской игрушки






Дымковская игрушка в начале XXI века – явление сложное и многогранное. Тематическое разнообразие, повествовательность языка, яркость в цвете, тщательная проработка в деталях и орнаментах характерна для произведений современных мастериц. Эту игрушку с изделиями мастериц прошлого связывает так называемая традиция, которая, сохранив основное, на протяжении ХХ века постоянно изменялась и развивалась.

Само понятие «традиция» имеет латинское происхождение и обозначает «вручение, передача, предание, преподавание», то есть то, что передается во времени от поколения к поколению. Сюда мы можем отнести основные сюжеты и образы, технологию, приемы лепки и росписи, формы и элементы орнамента. В народном искусстве на традицию оказывают воздействие немало внешних и внутренних, объективных и субъективных факторов[12, с.62].

Основная технологическая цепочка в создании дымковской игрушки – подготовка глины, лепка, сушка, обжиг, побелка, роспись, украшение сусальным золотом – осталась в принципе неизменной. Но прогресс внес существенные поправки в течение ХХ века.

Современная мастерица не копает глину, не месит и не очищает её от примесей. Все это делают машины на одном из местных керамических производств под руководством технолога, и глина поступает в дымковский промысел готовой к работе, упакованной в полиэтилен брикетами по 5-10 килограмм. Кроме того, изменился состав побелки. До середины ХХ века дымковские мастерицы использовали мел, разведенный на снятом молоке, куда окунали игрушку целиком. Сегодня для беления дымковской игрушки используется сложный химический состав, который наносится кистью. Также в течение века не раз менялись краски для росписи: от самодельных (пигмент с яйцом и водой) до фабричных (казеиново-масляная и темпера ПВА, гуашь), в состав которых по-прежнему добавлялось яйцо. С появлением не так давно новых акриловых красок, ярких по цвету и стойких, многие мастерицы заменили ими не прочные традиционные краски «фуксин» (малиновый) и «розовку», а некоторые взяли в свою палитру и другие цвета. Кроме того, в течение ХХ века не раз происходила замена потали (сплав меди и цинка) на сусальное золото. Сейчас оба этих материала в арсенале мастериц. Все эти новшества каждый раз требовали корректировки в целом цветовой гаммы на игрушке каждой мастерицы, менялась ее фактура. Современные фабричные кисти разного размера и качества волоса позволили мастерице усложнить традиционный орнамент мельчайшими деталями (точки, штрихи, прямые и волнистые линии), играя порой отрицательную роль в его перенасыщении и измельчении [12, с. 72].

Произошли некоторые изменения и в форме организации производства. Это по-прежнему индивидуальное художественное производство, где каждая игрушка от начала и до конца выполняется вручную одним мастером, являясь уникальной. Но разница в том, что современная мастерица освобождается от всех не творческих процессов, выполняемых другими людьми (обработка глины, изготовление побелки, обжиг), отдавая все свое время непосредственно искусству создания дымковской игрушки — творчеству.

Важным фактором в понятии «традиция» является механизм ее передачи ученикам. В течение ХХ века постепенно отошли от традиционной системы передачи опыта из рук в руки, от матери и бабушки к дочке и внучке («потомственность»). Стала преобладать другая форма — наборы учениц «со стороны». Кроме того, был в истории промысла также единственный опыт обучения мастериц на керамическом отделении Кировского художественного училища имени А. А. Рылова в 1980-е годы, где вместе с изучением традиционного ремесла, истории промысла, они обучались профессионально искусству рисунка, живописи, композиции, истории искусства. Часть мастериц получили образование художника-педагога в этом же училище. Со второй половины ХХ века начали складываться современные династии мастериц дымковской игрушки, исторически не связанных со слободой Дымково [12, с.78].

На протяжении ХХ века изменился ассортимент изготовляемых игрушек. Современную дымковскую игрушку по назначению можно поделить на две основные группы: традиционная по размеру, цвету и орнаменту, рассчитанная на продажу, и выставочная, где чаще идут творческие поиски. Тематика современной дымковской игрушки очень обширна. Кроме древних образов (свистулька, женская фигура, птица, животное), каждое новое поколение мастериц вносило свое понимание в отражение конкретной действительности, а также обращалось к прошлому. Можно выделить основные темы, распространенные в дымковской игрушке: историческая, бытовая (провинциальный город и деревня), сказочно-былинная, литературная, музыкально-фольклорная (сказки, былины, песни, частушки), архитектура, пейзаж. Все это тематическое и сюжетное разнообразие выражается не только в круглой пластике, но и в рельефе.

Огромное значение на изменение традиции в дымковской игрушке сыграл рынок, его требования, условия и вкусы общества. В ХХ веке спрос на игрушку испытывал не раз мощные спады и подъемы. Здесь сказались катаклизмы прошлого века (войны, политические и экономические преобразования), разрушающие старые связи. Современный зритель, покупатель, очень разный по своему уровню понимания народного искусства, требует и разную игрушку. Спектр этих требований широк: от простого незамысловатого вкуса обывателя до интеллектуала-знатока, порой коллекционера, погруженного в историю промысла и традиции, умеющего оценить художественные достоинства и недостатки работы мастерицы.

В 2003 году мастерица Л. Д. Верещагина закончила свою творческую работу из 120 фигур «Праздник Преображения», в основе которой лежат реальные исторические факты и описания Вятского женского Преображенского монастыря. Расположив композицию тремя ярусами, автор выделила главное: храмы, колокольню, крестный ход. Промежуточным звеном стали сцены монастырской жизни: молитва, пекарня, сенокос, рукоделие, скотный и птичий двор и т.д. Вокруг монастыря показана обыденная жизнь провинциального города и его жителей. Мастерице удалось воссоздать одновременно цельную картину мира прошлого, элементы настоящего и мечту о будущем. Изобразив конкретный праздник Преображения Господня, храмовый праздник данного монастыря, ей удалось заложить в композицию и более глубокий смысл: преображение каждого человека, нашедшего дорогу в храм, а значит, и преображение самой жизни [12, с.109].

Сегодняшнее поколение дымковских мастериц работают в своей организации «Союз художников России — Народный художественный промысел Дымковская игрушка», находящейся в центре г. Кирова. Среди них есть три заслуженных художника России (Л.С. Фалалеева, Н.П. Трухина, А.В. Кузьминых), остальные почти все — члены ВТОО «Союз художников России». Возглавляет промысел выбранное им же на общем собрании Правление, которое решает хозяйственные, художественные и выставочные вопросы. Руководит делами промысла председатель правления, также избираемое лицо. Уже несколько лет эту обязанность выполняет мастерица С. Г. Житлухина (р. 1953). Ежемесячно художественный совет, состоящий из опытных мастериц и искусствоведов, просматривает сделанные за месяц игрушки, оценивая каждую из них за образность, традиционность, творческий подход и качество исполнения. Продажи осуществляются в магазине промысла, и по всей России. Сохранился и развивается свой музей. В последние два года не хватает игрушки, объем заказов намного превышает количество создаваемой игрушки. Вновь встает наболевшая проблема преемственности, набора и обучения нового поколения мастериц, которые продолжат дело предшественниц из Дымковской слободы[12, с.110].

Таким образом, современная мастерица — это художник. Рождение выставочной игрушки, особенно композиции, в дымковском промысле сейчас очень напоминает рождение станкового произведения (живописи, графики, скульптур, росписи по ткани и т.д.). Свою задумку мастерица воплощает в эскизах, выполненных на бумаге или в глине. Затем идет поиск вариантов решения темы в цвете, орнаменте, аксессуарах. Цель, которую преследует мастерица, — это создание художественного образа, наиболее полно выражающего замысел художника. Для осуществления своей идеи она изучает традиции промысла в музейных коллекциях (зарисовки, копирование).

Промысел — дело коллективное, где каждый является творческой индивидуальностью и вносит свое в общее дело его сохранения и развития. О произведениях каждой из них можно рассказывать отдельно.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.