Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История зарождения промысла






Дымковский промысел — уникальное явление русского народного искусства, пришедшее к нам из глубины веков. Считается, что возник он в XV–XVI веках в Кировской области слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлынова-Вятки. Именно там развилась и сложилась потомственная традиция изготовления глиняной игрушки по женской линии, передаваемая от матери к дочери. Постепенно складывались династии мастериц дымковской игрушки: Никулины, Пенкины, Кошкины. Каждая из них имела свои особенности изделий в форме и пропорциях, колорите и орнаментах. В слободе Дымково, в XIX веке жили и работали от 30 до 50 семей игрушечниц.

Дымковская игрушка – обобщенная декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву: фигурки высотой в среднем 15-25 см, росписаная по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, гороха, полосок, клеток, волнистых линий яркими красками, часто с добавлением золота [6, с.76]. Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке образами являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу колокообразных юбках и высоких головных уборах – кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками. Все они явно пришли из XIX в., но в 60-80-е годы XX в. обновляются, переосмысливаются и, почти не меняя своего облика и костюма, становятся «воспитательницами в детском саду», «учительницами», «колхозницами», «доярками». Дымковские индюки и кони реальны и фантастичны в одно и тоже время. Индюк с пышным веерообразным хвостом, конь в ярко-синих яблоках-кругах, у козла красные с золотом рога. Кавалеры в дымковской игрушки: это обычно более мелкие фигурки, неотъемлемые от свистульки в виде конька, с которым верховой, не имеющий ног, представляет одно целое. Мастерица предельно обобщает форму, налепляя на конька торс всадника или просто подпирая сзади мужскую фигурку в длиннополом, почти скрывающем ноги сюртуке. Выразительность, боевой задор свистулек козлов, коньков, баранов, уток достигаются простейшими приемами: лепкой энергично вскинутой головы и широко расставленных коротеньки ножек.
Особо украшается «утка-барыня»: на нее надевается оборчатая пелеринка. Встречаются парные упряжки и тройки коней: на удлиненном туловище-свистульке сидят две-три головы. Легким поворотом и наклоном голов в разные стороны удивительно верно выражено стремительное движение.
Во всех этих наивных и красочных образах так и видятся присущие русскому народу простодушие, удаль, оптимизм, склонность к сказочной, песенной интерпретации действительности. В женских фигурах большое значение имеют выразительные детали: нарядные прически, головные уборы, оборки на рукавах и передниках, пелеринки, муфты, зонтики, сумочки [7, с.127].

Известно, что дымковская игрушка, имеющая древние корни, упоминается в летописях в XV–XVI веках. В XII веке земли нынешней Карелии архангельской области принадлежали Великому Новгороду. В 1174 году по рекам новгородцы дошли до реки Вятки и в устья реки Хлынцева основали город Хлынов. Позднее, по велению Екатерины Великой, он был переименован и стал называться Вятка. Основавшие город новгородцы берегли свои обычаи и обряды, продолжали лепить народную игрушку [18, с.16]. К древнейшим видам дымковской игрушки, вероятно, нужно отнести шары, или «шарыши». Сравнительно небольшого диаметра (6-10 см), полые, с катающимися внутри горошинами, они издают звук погремушки, красивы по цветовым сочетаниям. По черному фону нанесены ряды белых, красных и сиреневых или белых, голубых и коричневых пятен горошин. Катание глиняных шаров на Свистопляску было поздней модификацией древнего обряда: заклинания плодородия катания яиц. Название игрушки происходит от слободы Дымково, ныне район города Вятки, где производство игрушек уже вначале XIX в. приобрело самостоятельное значение. Промысел обычно носил семейный характер – приурочивая ее изготовление весенней ярмарке [9, с.79]. Многие исследователи связывают изготовление глиняных свистулек с вятским весенним праздником «свистопляской», имеющим языческие корни и посвященному солнцу. Участники праздника свистели в глиняные игрушки и перекидывались расписными глиняными шариками. Культовое значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала XX в.

Существовал в Вятке и другой обычай. В воскресенье, после обедни, молодые девушки, разодетые в свои лучшие наряды, ходили за водой на пруд. Вдоль дороги выстраивались женихи. Этот обычай также отразился в творчестве вятских мастеров, появились фигурки водоноски [1, с.148]. И была такая примета, что если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если небрежно относятся к своим игрушкам — быть беде. В колыбель к ребенку клали куклу «оберег», считая, что она охраняет его покой и сон. Кукла участвовала и во взрослых обрядах. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические и духовные идеалы народа. Это традиции, обычаи, особенности жизни, быта, которые передаются из поколения в поколение[23, с.75].

Именно тогда, сто лет назад встала серьезная угроза существованию старинного дымковского промысла. Изготовление дымковской игрушки шло постепенно на убыль, «не кормило», как раньше, и многие мастерицы из потомственных семей прекращали работать, уходили в поисках другого ремесла. В самой слободе Дымково в противовес глиняной игрушке расцветали мастерские по изготовлению гипсовых изделий, пользующихся большим спросом у местного населения и на ярмарках в других крупных городах. Часть мастериц подрабатывали «на гипсах», занимаясь их раскраской. Лишь только одна мастерица продолжала по старинке лепить из глины игрушки. Это была Анна Афанасьевна Мезрина (1853–1938), творчество которой стало связующей нитью между прошлым и будущим дымковского промысла, классикой для современных мастериц.[9, с.90].

Игрушки А.А Мезриной вводят нас в особый мир, где тесно переплелись черты жизни провинциального города, с его барынями, кавалерами, няньками, праздными гуляньями, танцами, катаньями в лодках, и жизни народа, занятого извечным трудом («доение коровы», «водоноски»), связанного крепкими узами с природой и населяющими ее живыми существами. Этот мир весел, радостен и беззаботен, в меру сказочен и реален, наивен и простодушен, и бесконечно искренен в своих проявлениях. Сюжеты её игрушек разнообразны - от жанровых сценок современности до откровенной фантастики наездников на козле и двухголовых коньков-свистулек. В каждый тип игрушки она внесла свое понимание красоты образа. Особенно характерны ее барыни и няни. Они полны достоинства и важной серьезности. В их одежде - забавная смесь народного костюма с модными у городского мещанства конца XIX века кофтами в талию, шляпками с полями, перчатками по локоть и ридикюлями [5, с.24]. Фигурки А.А Мезриной увеличивались в размерах, приобретали статность, особую монолитность объемов. Их пластика обладает скульптурной законченностью; фронтальность постановки не нарушает пространственного подхода к решению композиции. Роспись игрушек нарядна и декоративна. Она пользовалась специальной палочкой - «глазничкой» для росписи лиц. Излюбленные краски мастерицы малиновый фуксин, зеленая, темно-синяя, желто-оранжевая. Они соединяются в своеобразную «мезринскую» гамму, довольно сдержанную и сгармонированную в цвете, выделяющую ее игрушки среди произведений других авторов. Наряду с окраской деталей, важное место принадлежит орнаменту. Небольшие круги, овалы, точки полосы, клетки, написанные свободно, без контуров, теми же красками, составляют несколько типов узоров, разработанных мастерицей. Различные сочетания одинаковых мотивов создают впечатление разнообразия и богатства украшений. Нарядную красочность игрушек дополняют ромбики из потали, поблескивающие на цветных фонах, - особенность, присущая только дымковским игрушкам (поталь - тончайшие листочки из сплава меди и цинка, имитирующие золото) [1, с.150]. В тот же время решающую роль в судьбе всего промысла, а, значит, и в частных судьбах отдельных игрушечниц, сыграл вятский художник-пейзажист, подвижник и знаток дымковского ремесла Алексей Иванович Деньшин (1893–1948). С 15-ти лет он увлекся творчеством малограмотных мастериц, зарисовывал их игрушки, изучал процесс работы, сумел разглядеть в их работах настоящее искусство. Особую любовь он питал к творчеству А.А. Мезриной. Она обучила этому искусству двух своих дочерей Александру Ивановну Мезрину (1874–1934) и Ольгу Ивановну Коновалову (1886–1979) [11, с.153].

Интерес к народному искусству у А. И. Деньшина возник после посещения воскресных курсов рисования и живописи, организованные по инициативе земства в 1908 году при Вятском техническом училище. Преподаватель рисования И. Ф. Федоров, выпускник Строгановского училища прикладного искусства в г. Москве, увлек своих учеников бесконечными беседами о русском искусстве и русских художниках, о народном творчестве и мастерах. Он дал первые основы знаний по истории стилей русского искусства и народного творчества, особенно вятского, образцы которого тот собирал и коллекционировал. Эта привитая им любовь к народному искусству, вылилась у А.И. Деньшина в серьезную работу «по собиранию и зарисовками образцов вятских народных художественных изделий» в течение всей его жизни, которую он сочетал с увлечением живописью.

После революции 1917 года А.И. Деньшин активно занимался изучением и пропагандой дымковского промысла. Боясь его гибели и пытаясь привлечь внимание новых властей к этой проблеме, художник создает рукотворные альбомы «Вятская глиняная игрушка в рисунках» (1917), «Вятская глиняная игрушка. Куклы нарядные» (1919), «Вятские старинные глиняные игрушки» (1926), вышедшие в Вятке и Москве небольшими тиражами, сразу же став библиографической редкостью. Ценной частью изданий стали не только текстовые материалы по истории промысла, но больше всего привлекали зарисовки дымковских игрушек, выполненные художником на литографских камнях с последующей раскраской от руки яичными красками, точно скопированными с подлинников. Они стали впоследствии незаменимым материалом для изучения традиций промысла мастерицами всех поколений. Кроме того, художник также собирал и отвозил в музеи Москвы и Петербурга первые коллекции дымковских игрушек. Так широкая общественность узнала о вятском дымковском промысле. Эта деятельность вскоре принесла свои плоды. Промысел выжил в самые трудные времена, а старейшей мастерице А. А. Мезриной в 1934 году была даже назначена персональная пенсия. В 1930-е годы возросла популярность дымковской игрушки (публикации, заказы столичных музеев на коллекции игрушек, участие на Всемирных выставках в Париже и Нью-Йорке). Деньшин привлек обратно в промысел не только старых опытных мастериц (Е. А. Кошкина (1871–1953), Е. И. Пенкина (1882–1948)), но и заинтересовал в этом искусстве молодых [20, с.105].

Каждая из них внесла свою лепту в создание нового облика игрушки. Пожалуй, это единственный в своем роде пример, когда десятилетие за десятилетием, начиная с 1920-1930-х годов, можно проследить особенности почерка каждого автора, меру его вклада в создание единого стиля местного искусства игрушки.

Современницей Мезриной А.А была Елизавета Александровна Кошкина. Она много работала над расширением круга сюжетов игрушек, сочиняла из традиционных образов жанровые композиции на злободневные темы. Люди и звери в творчестве Е.А Кошкиной веселы и задорны. Открытые выражения лиц с острым взглядом сочетаются с внутренней экспрессией и своеобразной характерностью ее персонажей. Даже звери имеют какую-то «осмысленность» выражения. Так, работы Евдокии Захаровны Кошкиной (1914–1993), которая, по воспоминаниям всех была доброй, спокойной, аккуратной, уравновешенной женщиной, наполнены силой и крепостью формы, добротностью исполнения. Она предпочитает традиционные сюжеты (животные, птицы, барыни, няни, мужички), в образе которых ищет всегда характерные черты из жизни, интерпретируя на свой лад. Создавая свои композиции, Е. З. Кошкина пользовалась лаконичным языком, отбрасывая лишние детали — украшательства, стремясь к симметрии, равновесию, тщательно отделывая каждую игрушку в лепке и орнаменте. Цветовая гамма, характерная для Кошкиной, также спокойна и слегка разбелена. Монументальность при среднем размере, фронтальность и симметричность присущи игрушке мастерицы. Фигурки Кошкиной более стройные, удлиненных пропорций. В них много лепных деталей, которые, в отличие от монолитной пластики А.А Мезриной, придают сложность силуэтам, некоторую живость, подвижность образам. У Елизаветы Александровны была своя манера рисовать лица, которую потом переняла ее дочь Зинаида Федоровна Безденежных. Под тонкими линиями бровей маленькие точки-глаза, под ними - два больших красных круга - румянец; нос - две точки под горбинкой и губы сердечком[5, с.31].

Цвет росписи игрушек Кошкиной ликующе-радостный, яркий, нередко контрастный в сочетаниях красок. В орнаменте много колец и кругов, варьируемых в размере и цвете [3, с.141].

Елизавету Ивановну Пенкину также занимало расширение тематики дымковской игрушки и характеры ее персонажей. Она комбинировала и видоизменяла традиционные сюжеты, а искала новые темы, нередко черпая их в фольклоре. Она смело нарушала неподвижность и условную фронтальность игрушек, разворачивая их в пространстве или оживляя изнутри особой остротой характеристики. Такова ее «Спорщица» - воплощение строптивости, самозабвенной горячности спорящей женщины (Прил., рис 3). Выразительность этого образа достигнута жестом рук, упертых в бока, особым рисунком лица с острыми, «колючими» точками-глазами и капризно торчащим бугорком-носом. В этой скульптуре, значительно превышающей размеры традиционных игрушек, автора не покидает чувство юмора и доброй насмешки. Игрушек Е. И. Пенкиной в музейных собраниях немало. Особенно редкой коллекцией обладает Государственный Русский музей. В отличие от работ Е. А. Кошкиной произведения Е. И. Пенкиной не столь однородны. Крайние даты известных, произведений 1935-1946 годы, таким образом, творческий путь мастерицы занимает немногим более десятилетия. Почерк её, вероятно, в основном сложился еще в дореволюционные годы. Но определенную эволюцию ее творчества можно наметить, тем более, что ее работы более всего несут на себе печать времени, поисков нового в выразительных средствах, а подчас и отступлений от канонов местного искусства. Мастерица стала автором целого ряда многофигурных композиций и композиций-наборов от 4-х до 80-ти произведений, объединенных общим сюжетом. Таковы композиции «Теремок», «Красная шапочка», «Рукавичка», «Коза и семеро козлят», «Гуси-лебеди». Особенно выделяются своим замыслом «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила» и «Сказка о попе и работнике его Балде», навеянные образами любимого ею великого поэта А. С. Пушкина. Помимо главных героев и показа основных событий, здесь появляется златоглавый город, напоминающий куполами храм Василия Блаженного в Москве. Рассчитанный на круговой обход, он удивляет разнообразием форм, лепных деталей и орнамента на белом фоне. Обильное применение сусального золота усиливает ощущение сказочности. Впервые появился архитектурный мотив такого большого размера, который является частью большой композиции и одновременно может существовать самостоятельно [5, с. 40].

В 1967 году группа мастериц (З. В. Пенкина, Е. З. Кошкина, Е. И. Деньшина, О. И. Коновалова) получили звание Лауреатов Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина «за создание образцов дымковской игрушки, развивающих традиции русского народного творчества». Кроме того, они были награждены многочисленными дипломами, почетными грамотами и медалями. Долгое время они вместе являлись членами художественного совета промысла, принимали и оценивали игрушку всех мастериц. Говорят, игрушка, рожденная в руках мастерицы, пропущенная через ее сердце, удивительным образом напоминает ее внешность и характер. Эта мысль доказывается творчеством мастериц [8, с.73].

К ранним работам 1930-х годов можно отнести три игрушки, подаренные в Государственный Русский музей в 1940 году С. Л. Рыловой. В традиционном сюжете «катанья в лодке» автор сразу обнаруживает свою интерпретацию - лодочник с веслом изображен стоя, что придает композиции динамику, напряженность, отличающие ее от привычного для такого сюжета идиллического спокойствия. Сидящие в лодке дама и кавалер более традиционны. Но фигурки приземисты и коротконоги - характерная особенность многих работ. Росписи по существу нет, ее заменяет раскраска довольно сумрачными красками - черной, коричневой, темно-зеленой, лишь фуксиновое платье и желтая шляпка дамы вырываются из этого сурового однообразия [3, с. 85].

Время успеха 1960–80-е годы стали временем новых творческих исканий дымковских мастериц. Кроме старшего поколения, активно включается в творчество молодежь. Еще больше расширился круг сюжетов и тем. В это время наблюдался необыкновенный взлет интереса к искусству мастериц. Коллектив промысла составляли около 60 человек. Игрушка в большом количестве шла на экспорт. Именно тогда в 1981 году и было построено для промысла новое здание в центре города Кирова на ул. Свободы, д. 67 с большими мастерскими, в котором он продолжает работать и поныне.

Вятский художник, живописец В. Г. Харлов в 1981 году создает монументальную роспись «Дымковский промысел», показав в ней не только своеобразие природного и исторического ландшафта города и слободы Дымково, но и портреты вятских художников и старейших мастериц, поколения молодых, пришедших в промысел, связь времен через дымковскую игрушку [3, 94].

Таким образом Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. От старейших мастериц искусство дымковской игрушки унаследовали их ученицы. Нить древней традиции местного искусства не прерывается, а, постоянно обновляясь и изменяясь, сохраняет самое существенное - живые корни народной культуры, которые продолжают давать свежие ростки в современность.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.