Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совершенной конкуренции;






Несовершенной конкуренции.

Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной. Крайним случаем является чистая монополия, когда в отрасли господствует только одна фирма, границы фирмы и отрасли совпадают.

Когда в отрасли существует ограниченное число фирм, возникает ситуация олигополии. Противоположная ситуация складывается тогда, когда фирм много, но каждая из них обладает хотя бы небольшой частичкой монопольной власти. Такую ситуацию называют монополистической конкуренцией.

Наличие на рынке одного покупателя называется монопсонией. Фирма, которой удается разным категориям потребителей продавать товар по разной цене, называется фирмой, использующей ценовую дискриминацию.

Когда сталкиваются монопсонист-покупатель с монополистом-продавцом, мы имеем двустороннюю монополию. Если в отрасли функционируют лишь 2 фирмы, то этот частный случай олигополии называется дуополией.

66) Совершенная конкуренция – такое состояние рынка, которое характеризуется минимальной взаимозависимостью участников сделок; влияние каждого участника рынка на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Совершенная (чистая) конкуренция — рынок, где множество фирм продают стандартизированные товары большому числу покупателей; доступ на рынок свободен; индивидуальный продавец совершенно не имеет возможности контролировать цену продаваемого им товара; отсутствует неценовая конкуренция.

Рынок совершенной (чистой) конкуренции характеризуется следующими признаками:

Множественность участников сделок. На рынке взаимодействуют большое количество потребителей и производителей; их соперничество придает силу механизмам конкуренции. По причине их многочисленности индивидуально принятые решения агентов не влияют (или незначительно влияют) на уровень цен, регулирующих рынок.

Однородность товаров. Товары, являющиеся предметом сделок, производятся подобным образом у различных производителей (например, зерно, хлопок и т.п.). В этом случае устанавливается единая цена на продукт, и потребителю безразлично, у кого покупать товар. При продаже стандартной продукции не возникает неценовой конкуренции, т.к. качество продукции и ассортимент одинаковы. Не существует качественных различий, которые могли бы привести к сегментации рынка и нарушить конкуренцию посредством цен. Товары на таком рынке неспецифичны, им легко найти равноценную замену ввиду объективного сходства, поэтому у потребителей отсутствует стимул выбора продавца и возникает анонимность агентов.

Полная информация. Предприниматели и потребители располагают полной информацией о заключающихся в отрасли сделках, о предложении и спросе, которые могут обнаружиться еще до начала самих сделок. Следовательно, преобладающая цена объективно становится единой. Примечательна позиция Дж. Стиглера, который связывал совершенный рынок не с конкуренцией, а с наличием полной информации, отмечая возможность господства рыночной конкуренции при отсутствии входа и выхода ресурсов (хозяйствующих субъектов) на рынок отрасли, пребывающей вне долгосрочного конкурентного равновесия.

Свободный доступ на отраслевой рынок. Не существует дискриминации, связанной со входом на рынок или выходом из него; новые производители могут свободно производить товары на тех же самых условиях, на которых их производят те, кто уже работают на рынке. Таким образом, нет барьеров (законодательных, технологических, финансовых) для вхождения новых фирм на рынок, таможенных пошлин, квот или соглашений между производителями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.