Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мобильность факторов производства. Факторы производства могут быть перенесены с одного рынка на другой.






В цене товара не учитываются транспортные издержки.

Перечисленные признаки фирмы-конкурента в хозяйственной практике складываются не часто, поэтому в чистом виде совершенная конкуренция встречается редко. Она была более распространена на начальном этапе развития рыночных отношений и получила описание в «Капитале» К. Маркса как свободная конкуренция. В настоящее время совершенная конкуренция — это в большей мере теоретическая модель, характеризующая простейшую ситуацию на рынке. Теоретический характер модели чистой, или совершенной, конкуренции обусловлен тем, что в действительности не все потребители одинаково реагируют на разницу цен, существующую в разных торговых точках. Очевидно, что поведенческие стереотипы, незнание цен товаров, рекламируемых конкурентами, транспортные издержки, признание только одной марки и пр. могут исказить логику выбора.

Западная экономическая мысль длительное время рассматривала рынок совершенной конкуренции как ситуацию, наиболее выгодную для общества, а возникающие в то время монополии считались исключением (О. Курно). В настоящее время совершенная конкуренция существует в сочетании с другими конкурентными структурами.

По сравнению с другими рыночными структурами совершенная конкуренция обладает неоспоримыми преимуществами, среди которых выделяют следующие:

1. Аллокативная эффективность (Р = МС) основана на том, что у чистого конкурента цена не превышает предельных издержек. Вследствие этого происходит такое распределение ресурсов, которое позволяет максимально удовлетворить общественные потребности ввиду соответствия совокупного спроса и совокупного предложения. Потребитель максимизирует полезность до тех пор, пока приобретает товары по рыночной цене, равной предельным издержкам. Производитель, стремясь к максимальной прибыли, сравнивает предельный доход от производства с его предельными затратами и производит такой объем продукции, при котором они равны. При этом достигается равенство интересов потребителя (максимизация полезности) и производителя (максимизация прибыли): если P = MU и P = MC, значит, и MU = MC.

2. Производственная эффективность (Р = АС) предполагает, что каждый необходимый обществу товар будет производиться с меньшими затратами. На это направлен и механизм перераспределения ресурсов в ходе конкуренции: предприниматели, использующие новейшие ресурсосберегающие технологии, получат преимущества. В долгосрочном периоде передовая технология распространится на всех производителей отрасли, обеспечит равенство цены и средних долгосрочных издержек, что и позволит производить отраслевой товар самым дешевым способом. Рыночный механизм совершенной конкуренции обладает гибкостью и адаптивной саморегуляцией, не требует вмешательства государства.

В то же время рынок совершенной конкуренции не свободен от тех не-достатков, которые свойственны рыночной экономике в целом. Среди них, прежде всего, следует отметить тенденцию к монополизации, которая возникает в результате конкуренции, объективно усиливающей концентрацию производства и капитала.

67) Антимонопольное законодательство – законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти.

Классическим примером антимонопольного законодательства является антитрестовское законодательство США. Первым актом стал закон Шермана (1890г.), который был направлен в основном против монополизации торговли и коммерческой деятельности. Он запрещал любые формы контрактов (объединения, сговор), направленные на ограничение свободы торговли, а также объявлял вне закона «недобросовестные приемы» устранения конкурентов, рассматривая их как уголовное преступление. В качестве мер наказания предусматривались штрафы, возмещение убытков, тюремное заключение и даже расформирование виновной фирмы. Главная особенность закона Шермана – нацеленность на борьбу с уже существующими монополиями. Его недостатками были нечеткость основных определений, отсутствие постоянного контролирующего органа и профилактических антимонопольных мер.

Эти недостатки были устранены в 1914г., когда были приняты закон Клейтона и закон о Федеральной торговой комиссии (ФТК). В законе Клейтона не только уточнялись основные понятия антитрестовского законодательства, но и расширялось понятие антимонопольной деятельности. На ФТК был возложен контроль за исполнением антитрестовских законов.

68) У рыночной экономики помимо положительных моментов (см. тему «Сущность рыночного механизма») имеются ряд недостатков, которые могут быть устранены только с помощью государственного вмешательства в экономику. К данным недостаткам относятся: безработица, инфляция, цикличность экономического развития, социальное расслоение общества, бедность, возникновение монополий, отраслевая диспропорция, производство общественных благ, недоучет внешних эффектов. Перечисленные выше недостатки относятся к «провалам» рынка.

«Провалы» рынка, или второе название «фиаско» рынка – это ситуация когда конкуренция и свободное ценообразование неуместны, не достигают цели или не дают удовлетворительных решений экономических и социальных проблем. Мы не анализируем сущности тех проблем, которые были рассмотрены ранее (см. соответствующие главы), а остановимся на тех, которые встречаются впервые.

Что касается общественных благ, к таковым относятся блага, которые объединяют низкую (или даже нулевую) неконкурентность в потреблении с неделимостью.

Низкая неисключаемость общественного блага означает, что никто не может воспрепятствовать потреблять такие блага всем экономическим субъектам. Общественные блага к тому же невозможно разделить на какие-либо части.

К общественным благам относятся: оборона, благоприятная окружающая природная среда, регулирование транспортного движения, маяки, охрана общественного порядка, наука, пожарная безопасность и т.д. Рынок данные блага не может производить т.к. возникает проблема «безбилетника». Если, к примеру, выяснять, кто платил за оборону, а кто нет, то трансакционные издержки по сбору информации будут выше, чем выгоды, поэтому производством общественных благ занимается государство.

Внешние эффекты – это издержки, навязанные третьим лицам без их согласия. Внешние издержки, второе название экстерналии, бывают двух видов: положительные и отрицательные. К первым, к примеру, можно отнести прививку против гриппа. Человек, прививаясь, выигрывает сам – он не болеет, но при этом выигрывает и общество т.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.