Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности содержания рабочей программы






 

Данная рабочая программа представляет практический курс литературы в 5-9 классах (в соответствии с ФГОС ООО) по учебно-методическому комплексу под редакцией Б.А. Ланина, входящего вфедеральный перечень учебников:

1. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Авторы: Б.А.Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова; под ред. проф. Б.А. Ланина

2. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Авторы: Б.А.Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова; под ред. проф. Б.А.Ланина

3. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Авторы: Б.А.Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова; под ред. проф. Б.А.Ланина

4. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Авторы: Б.А.Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова; под ред. проф. Б.А.Ланина

5. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Авторы: Б.А.Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. проф. Б.А.Ланина

Программа реализует следующие идеи ФГОС второго поколения:

1. Ориентация на системно-деятельностный подход через систему тем для обсуждений, творческих работ и ученических проектов-исследований.

2. Внимание к личностному развитию школьников.

3. Достижение метапредметных результатов и отражение различных видов деятельности.

4. Воспитание привычки к чтению и развитие литературного вкуса.

5. Использование интернет-ресурсов и новых информационных технологий, особенно в проектной деятельности учащихся.

6. Развитие творческой самостоятельности школьников, в том числе с помощью системы уроков развития речи.

7. Мотивация к изучению литературы как учебного предмета и воспитание квалифицированного современного читателя.

8. Подготовка к государственной итоговой аттестации.

 

Курс для 5-9 классов строитс я на сочетании концентрического, хронологического и жанрового принципов.

В каждом классе затронута одна ведущая тема:

в 5 классе – «Художественный вымысел, событие, сюжет»;

в 6 классе – «От истоков литературы – к литературным жанрам»;

в 7 классе – «Литература и действительность»

в 8 классе – «Литература в поисках героя»

в 9 классе – «Личность – история – судьба. Личностный характер художественного творчества».

В программе представлены следующие разделы:

1. Устное народное творчество.

2. Древнерусская литература.

3. Русская литература 18 века.

4. Русская литература 19 века.

5. Русская литература 20 века.

6. Литература народов России.

7. Зарубежная литература.

8. Сведения по теории и истории литературы.

 

Задания и вопросы, в зависимости от целевой установки, распределены по рубрикам: «Встреча», «Повторяем пройденное», «Возьмите на заметку!», «Обсудим вместе», «Ваша литературная энциклопедия», «Решаем читательские задачи», «Литературная мастерская», «Давайте поспорим», «Виртуальная кладовочка», «А теперь – в школьный кинотеатр».

 

В классах с углубленным изучением литературы до 2014-15 учебного года обучение велось по программе «Литература 5-11» для школ и классов с углублённым изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля под редакцией М.Б.Ладыгина. В 2014 году УМК под редакцией М.Б.Ладыгина исключен из федерального списка допущенных учебников.

Из части учебного плана МАОУ «СОШ № 25», формируемой участниками образовательного процесса, для реализации интересов и потребностей учащихся, их родителей (законных представителей) выделен дополнительный час на углубленное изучение литературы в классах с углубленным изучением литературы.

Главная задача углубленного изучения литературы на этапе основного общего образования - на основе творческого чтения произведений русской и зарубежнойклассики сформировать представление об основных законах литературы как вида искусства и ее отличии от народного поэтическоготворчества (фольклора); о специфике художественной условности словесного творчества; об основных этапах развития мировой литературыи о месте в ней русской национальной литературы; изучить основные понятия, позволяющие осознать особенности художественного миралитературного произведения; сформировать систему умений читательской деятельности как инструмент анализа литературного текста; развить навыки свободного владения устной и письменной речью.

В классах с углубленным изучением литературы дополнительный час введен не просто для расширения материала, а для более полного освоения законов словесного творчества, чтобы ученик, понимая замысел автора и способы его художественного воплощения, оказывался способным к сотворчеству, без которого немыслимо постижение художественного мира произведения. Отобранные произведения русской литературы призваны создать целостную картину развития и достиженийвеликой русской литературы. Включение же произведений зарубежной литературы подчинено задаче выявления литературных связей срусской словесностью и раскрытию закономерностей мирового литературного процесса.

Кроме того, внутри тем выделяются специальные разделы, призванные систематизировать литературное образование на всех этапах обучения:

1) Раздел «Читательская лаборатория» формирует основные умения читательской деятельности и обеспечивает становлениенавыков самостоятельной работы с художественным текстом.

2) Раздел «В мастерской художника слова» раскрывает некоторые тайны поэтического мастерства, помогает ученикам проникнуть втворческую лабораторию писателя.

 

В данной рабочей программе календарно-тематическое планирование представлено в двух вариантах:

- 1 вариант реализуется в общеобразовательных классах

- 2 вариант включает часы из части, формируемой участниками образовательного процесса, которыереализуются в классах с углубленным изучением литературы на следующем материале:

 


В 5 классе:

Наименование раздела Количество часов из части, формируемой участниками образовательного процесса (ЧФУОП) Из них выделено
    на уроки РР на углубленное изучение произведений
История литературы. Устное народное творчество. Теория литературы   1.РР. Читательская лаборатория «Как научиться работать со статьей учебника. «О том, что такое фольклор.поэтической мудрости народа» 2.РР. Читательская лаборатория «Как научиться читать текст художественного произведения».   1.Русский детский фольклор и его основные жанры. 2 .«Иван-царевич и серый волк». Тема испытания в сказке. 3.«Иван-царевич и серый волк». Нравственная проблематика сказки. 4 .«Бой на Калиновом мосту». Противоборство добра и зла в сказке. 5.«Бой на Калиновом мосту». Сопоставительная характеристика трех братьев.
История литературы. Раздел «Из русской литературы 19 века».Басни Теория литературы   1.РР. В мастерской художника слова. Секреты создания басни. Чтение басен наизусть.   1. Басни С.В.Михалкова Мастерство Михалкова – баснописца. Теория. Аллегория, мораль
История литературы. Раздел «Из русской литературы 19-20 века». Литературные сказки. Теория литературы   1.РР. Письменная работа. Сравнение двух произведений словесного искусства 2.РР. Читательская лаборатория «Как научиться сопоставлять два произведения» 3.РР. Сопоставление литературной и фольклорной сказки.   1. А.С.Пушкин. «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» Система образов в сказке. Фольклорная основа сказки: сравнение со сказкой «Белоснежка» 2.А.С.Пушкин.«Сказки о мертвой царевне и семи богатырях». Пушкинское представление о внешней и внутренней красоте человека. 3. П.П.Ершов. «Конек-горбунок». Часть1. Сравнительная характеристика братьев, образ Ивана. 4.П.П.Ершов. «Конек-горбунок».Часть 2. Конек-горбунок как «волшебный помощник» 5.П.П.Ершов. «Конек-горбунок». Часть 3. Система человеческих ценностей в сказке Ершова. 6. Х.К.Андерсен. «Дикие лебеди». Тема любви и красоты в сказке. 7.Х.К.Андерсен. «Дикие лебеди». Фольклорная основа сказки: сравнение со сказкой «Шесть лебедей» Теория. Ирония, стихотворная сказка, проблематика, «бродячий» сюжет
История литературы. Раздел «Из русской литературе 20 века» От сказки к фантастике. - - -
История литературы. Разделы «Из русской литературы 19-20 века», «Из зарубежной литературы», «Из литературы народов России». Среди ровесников. Теория литературы   1. РР. Читательская лаборатория. «Как пересказать эпизод художественного произведения». 2.РР. Письменный ответ навопрос: Какие нравственные ценности выражены в новеллеЛ. Н. Толстого «Кавказский пленник»? 3-4.РР. Характеристика героя художественного произведения на основе работы с Читательскойлабораторией «Как научиться характеризовать персонаж литературного произведения» 1.Новелла как эпический жанр литературы. Художественный мир новеллы и действительность.   Теория. Начальное понятие о «характере», «героическом»    
История литературы. Разделы «Из русской литературы 19 века», «Из русской литературы 20 века» Наедине с поэтом. Теория литературы   1.РР. Читательская лаборатория. «Как научиться читать лирическое произведение». 2.РР. «В мастерской художника слова». «Писатели-очеркисты». 3.РР. Читательская лаборатория. «Как написать очерк». 4-5.РР. Написание очерка. 6-7.РР.Знакомство с очерками учащихся. Редактирование творческих работ. 1.Литературныйочерк как эпический жанр. 2-3. Очерк Дж. Конрада «Тремолино». Особенности повествования 4. К. Г. Паустовский. «Мещерская сторона». Художественная роль пейзажа в литературном произведении 5.К. Г. Паустовский. «Мещерская сторона». Нравственная ценность эстетического восприятия природы Теория. Очерк, пейзаж, художественный вымысел
       

В 6 классе:

Наименование раздела Количество часов из части, формируемой участниками образовательного процесса (ЧФУОП) Из них выделено
    на уроки РР на углубленное изучение произведений
История литературы. Раздел «Устное народное творчество». Истоки литературы. Фольклор. Героический эпос. Теория литературы   1.РР. Читательская лаборатория: «Как научиться различать фольклорное и литературное произведения».   1.Что такое художественный мир произведения. 2.Что такое миф и мифология (древнегреческие мифы) 3.Общее и национальное в мифах разных народов («Норны», «Перун и Скипер-зверь») Теория. Миф, народный идеал.
История литературы. Разделы «Из русской литературы 19 века», «Из русской литературы 20 века». Развитие фольклорных жанров в литературе. Литературная сказка, песня. Теория литературы   1.Сравнительная характеристика Говена и Роланда 2-3.Письменная работа «Сравнительная характеристика героев фольклорной былины и литературной баллады» 4.Анализ и редактирование письменных работ учащихся. 5.РР. Читательская лаборатория: «Как определить основную тему произведения». 6.РР. Читательская лаборатория: «Как научиться давать характеристику героя произведения». 1.Связь и взаимодействие фольклора и литературы. Особенности жанра рыцарского романа («Мул без узды»). 2.Былинные мотивы в русской поэзии. А.К.Толстой «Илья Муромец», И.А.Бунин «Святогор и Илья». Авторская позиция в произведениях. 3.Народные традиции в литературе. Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд».     Теория. Легенда, былина, баллада, постоянный эпитет, гипербола, художественный повтор, зачин,
История литературы. Разделы «Из зарубежной литературы», «Из русской литературы 20 века» Образ мечты в литературе: путешествия, приключения, детектив. Теория литературы   1. Читательская лаборатория: «Как определить авторское отношение к герою».  
История литературы. Разделы «Из русской литературы 19 века», «Из русской литературы 20 века» Наедине с поэтом. Теория литературы   1 .РР. Читательская лаборатория: «Как научиться определять стихотворный метр». 2. РР. Читательская лаборатория: «Какуслышать в художественном произведении голос автора» (по стихотворениям Н.А.Некрасова) 1.Чтение и восприятие стихотворений А.С.Пушкина «Поэт», «Дельвигу» 2.Сонет как формализованный стихотворный жанр(Ф.Петрарка»На смерть мадонны Лауры», Шекспир Сонеты №66, 74, Дельвиг «Вдохновение», А.С.Пушкин «Сонет»). Теория. Сонет, лирический герой.
История литературы. Раздел «Из русской литературы 19 века». Страницы классики. Теория литературы   1. РР. Развернутый письменный ответ («Нравственный выбор героев») 2. РР. Читательская лаборатория: Как представить себе художественное пространство и художественное время в произведении Анализ и редактирование сочинений учащихся   1.Литературное произведение как художественное единство 2. Литература как поэтическая память народа Н.М. Карамзин: писатель и историк. 3.Историческая основа новеллы Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь». Образы Натальи и Алексея Любославского 4. Нравственная проблематика новеллы. Способы и приёмы создания исторического колорита в новелле. 5.Особенности сюжета и композиции новеллы Н.В. Гоголя «Страшная месть». 6.Основной конфликт. Художественная роль пейзажа в новелле Н.В. Гоголя «Страшная месть». 7.Тема человеческой ответственности в противоборстве со злом в новелле Н.В. Гоголя «Страшная месть». 8.Сон как прием организации повествования в новелле В.Я.Брюсова «В башне» Теория. Основная тема, начальное понятие об историзме и средствах создания исторического колорита, традиции фольклорные, поэтические, стилизация, композиция.
История литературы. Раздел «Из русской литературы 19 века», «Из русской литературы 20 века» Среди сверстников. Теория литературы.   1. РР. Читательская лаборатория: Как представить себе художественное пространство и художественное время в произведении 2. РР. Читательская лаборатория: «Как научиться пересказывать сюжет литературного произведения». 3. РР. Читательская лаборатория: «Как научиться определять роль пейзажа в художественном произведении». «Как написать отзыв о прочитанном произведении» 1.Защита итогового проекта 2. Е. И. Н о с о в. «Лоскутное одеяло». Связь поколений в новелле. 3-4.В. А. Солоухин «Мститель» Изображение внутреннего мира как основа организации сюжета. Теория. Внутренний конфликт, диалог.
       

Проекты: Проект «Сюжет былины и сюжет мультфильма. Сходство и различие»

Проект «Мой взгляд на прочитанное»

Проект «Устаревшие слова. Их значение и назначение»

Проект «Книга и фильм «Чучело»

В 7 классе:

Наименование раздела Количество часов из части, формируемой участниками образовательного процесса (ЧФУОП) Из них выделено
    на уроки РР на углубленное изучение произведений
История литературы. Разделы «Из русской литературы 19 века», «Из зарубежной литературы» Страницы классики: литература 19 века. Теория литературы     1.РР Изобразительно — выразительные средства и художественная деталь в новелле «Ве­чер на бивуаке». 2. РР. Характер Алеко и образ старого цыгана. Пейзаж в поэме. 3.РР.«Сказка о золотом петушке». Сравнение с «Легендой об арабском астрологе» В. Ирвинга. 4. РР. Олицетворение зла в повести «Портрет».   1.Урок мастерства. Концепция мира и человека в русской литературе 19 века. 2. А. А. Бестужев-Марлинский «Вечер на бивуаке». Средства раскрытия характеров и развитие кон­фликта в произведении. 3. А. С. Пушкин «Цыганы». Понятие о романтическом герое. Содержание и компози­ция поэмы. 4.«Цыганы» Раскрытие понятия свободы человека в основном конфликте поэмы. 5. А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке». Проблема ответственности человека за судьбы окружающего мира. 6. Н. В. Гоголь «Портрет». Судьба героя повести. Особенности композиции. 7. «Портрет». Проблема ответственности человека за судьбу мира. 8.Вопрос о назначении искусства в повести «Портрет». 9. Художественное мастерство писателя. Контрольная работа по повести «Портрет». Теория. Конфликт, романтический характер, пейзаж, портрет
История литературы. Разделы «Из русской литературы 19 века». Русская лирика середины 19 века. Теория литературы   1.РР .Читательская лаборатория. «Как научиться характеризовать образ лирического героя литературного произведения». 2.РР .Читательская лаборатория. «Как научиться анализировать эпизод художественного произведения». 3.РР. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». Подготовка к домашнему сочинению. 1.Понятие о лирическом герое лирического произведения. 2. Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «Рус­ские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины Теория. Проблематика, поэтическое мастерство
История литературы. Разделы «Из русской литературы 19 века», «Из русской литературы 20 века» Страницы классики: литература конца 19-начала 20 века. Теория литературы   1.РР. В мастерской художника слова. Портрет в литературном произведении. 2. РР. Сочинение по рассказу Л. Толстого «После бала».   1-2. С.Т. Аксаков «Очерк зимнего дня». Особенности восприятия мира и человека в жанре очерка. 3. Л. Н. Толстой «После бала». Особенности композиции новеллы, значение «рамоч­ной» композиции. 4. С. Лесков «Человек на часах»: проблема нравственного выбора и ответст­венности человека. 5. Этическое звучание новеллы. Проблема нравственного выбора человека в новелле. 6. «После бала»: антитеза как главный композиционный приём новеллы. Теория. Жанр очерка, рамочная композиция, антитеза, деталь, «диалектика души»  
История литературы. Разделы «Из русской литературы 20 века», «Из литературы народов России» Наедине с поэтом. Теория литературы - - -
История литературы. Раздел «Из русской литературы 20 века» Национальный характер в литературе 20 века. Теория литературы   1-2. РР. Классное сочинение «Нравственные уроки Платонова». 3. РР.Развернутый ответ «Каково влияние войны на человека?»   1. А. Платонов «Иван Великий». Своеобразие раскрытия темы войны в новелле. 2. Героическое и гуманистическое в характерах персонажей новеллы «Иван Вели­кий». 3 А. Платонов «В этом прекрасном и яростном мире». Образы главных героев. 4. А. Платонов «Юшка». «Уметь любить человека»: нравственное звучание новеллы. 5. А. Лиханов «Последние холода». Дети и война. Нравственные проблемы в повести. 6. Ф. Абрамов «Золотые руки», «Когда делаешь по совести». Изображение характера нашего современника в произведениях. Теория.Героическое и гуманистическое, человеческий идеал, позиция автора
       

В 8 классе:

Наименование раздела Количество часов из части, формируемой участниками образовательного процесса (ЧФУОП) Из них выделено
    на уроки РР на углубленное изучение произведений
История литературы. Раздел «Из русской литературы 18 века», «Из зарубежной литературы 18 века». Классицизм. Теория литературы   1.РР. Читательская лаборатория «Как определить виды комического в литературном произведении».   1. «Ода на день восшествия…». Ода как жанр. Особенности поэтического мастерства М.Ломоносова   Теория. Жанр оды.
История литературы. Раздел «Из русской литературы 18 века». Сентиментализм и его традиции. Теория литературы   1.РР. Читательская лаборатория. Пафос литературного произведения. Способы создания пафоса в литературном произведении. 4. Защита проекта «Бедная Лиза Н.М. Карамзина и Барышня-крестьянка А.С. Пушкина», «Сентиментализм в европейской литературе» 3. Защита проекта «Мое путешествие в…». 1. Сентиментализм в западноевропейской литературе. Т. Грей. «Элегия, написанная на сельском кладбище». 2 А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Особенности творческого метода писателя. 3. Жанровое своеобразие произведения «Путешествие …». Художественный смысл и значение эпиграфа   Теория. Сентиментализм как литературное направление, творческий метод писателя, пейзаж
История литературы. Раздел «Из русской литературы 18 века», «Русская литература 19 века». Поэты пушкинской поры. Русская литература 19 века. Теория литературы   1.РР. Развернутый ответ на вопрос по «Пиковой даме» А.С.Пушкина. 2.РР. Чиательская лаборатория «Как научиться сравнивать литературных героев». Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина. 3.. Защита проекта «Типология писем в романе " Капитанская дочка"». «Типология эпиграфов в романе А.С.Пушкина» 4. РР. Читательская лаборатория « Как охарактеризовать внутренний конфликт героя» (по произведениям М.Ю.Лермонтова) 5.РР. Читательская лаборатория «Как охарактеризовать систему образов в художественном произведении». 6. Защита проекта «Н.В. Гоголь «Мы ставим «Ревизор»»   1.Романтизм как творческий метод, художественная система и литературное направление. Система жанров. Понятие романтической иронии. Э.Т.А.Гофман «Золотой горшок». Романтическая концепция мира в сказке. 2.Д.Г.Байрон. «Корсар». Своеобразие романтической поэмы. «Вершинная композиция». 3. Д.Г.Байрон. «Корсар». Понятие «байронического героя». 4. В.Ф.Одоевский «Последний квартет Бетховена». Образ художника в литературе русского романтизма. 5.Русский романтизм, его национальное своеобразие. Бестужев-Марлинский «Страшное гадание». Романтическая концепция мира и человека. Тема любви и чести. 6. «Пиковая дама». Романтическое двоемирие в произведении. 7. Особенности характера Германна.Идейное звучание произведения «Пиковая дама» 8. М.Ю.Лермонтов. Поэма «Демон». Философский смысл поэмы. Образ Демона и Тамары. 9. Поэма «Демон». Проблема добра и зла, свободы личности, поисков гармонии. 10. Л.Н.Толстой «Холстомер». Особенности реализма Л.Н.Толстого. 11. Л.Н.Толстой «Холстомер». Философский смысл, композиция произведения. Теория.Романтическая концепция, романтическая ирония, «вершинная» композиция, «байронический герой», реализм, система образов, психологизм образов.
История литературы. Раздел «Из зарубежной литературы». Теория литературы   1.РР. Читательская лаборатория «КАК научиться характеризовать «трагическое» в литературе». 2.РР. Фауст как один из вечных образов.   1. Вольтер. «Кандид, или Оптимизм». Художественное и идейное своеобразие философской повести. 2.Особенности сатиры Вольтера. 3. О.де Бальзак «Гобсек». Особенности композиции новеллы. Роль рамочного повествования. 4.«Философия денег» в новелле. 5.Понятие о символизме и неоромантизме. О.Уайльд «Соловей и роза». Символика сказки. Её философское и нравственное звучание. Теория. Философская повесть, сатира, новелла, рамочная композиция, символизм, неоромантизм  
История литературы. Раздел «Из русской литературы 20 века» Теория литературы   - 1. М.Горький «Песня о соколе». Особенности художественного конфликта и героический пафос «Песни…». 2-3.В.М.Шукшин «Охота жить». Особенности построения сюжета. Этическое звучание новеллы. Авторская позиция писателя. Теория. Художественный конфликт, героический пафос, авторская позиция, сюжет, этическое звучание произведения.  
       

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.