Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В 9 классе 4 страница




Календарно-тематическое планирование 1 вариант 7класс
Наименования разделов Количество часов на изучение раздела Темы отдельных уроков Вид занятий (практические, количество часов) Виды деятельности учащихся Формы и методы контроля
    Традиции в русской культуре   Уметь пересказывать статью учебника, пользоваться аппаратом книги, знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии, умение решать тесты  
История литературы.Разделы «Из русской литературы 19 века», «Из зарубежной литературы». Теория литературы          
    А.С.Пушкин      
Страницы классики: литература 19 века   1.А.С. Пушкин. Из биографии (Пушкин в Царскосельском лицее — по воспоминаниям современников). «Няне». Эмоциональность стихотворения, средства его создания   Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в. Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм). Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования   Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта  
    2. Культ возвышенной дружбы и верность «святому братству». «Прощанье», «Разлука», «Простите, верные дубравы!..»    
    3. РР.«19 октября 1825 года» Дружба как одна из высших человеческих ценностей. Образы лицейских друзей поэта. Гимн Лицею и лицейскому братству. РР Развернутый ответ «Дружба как одна из высших человеческих ценностей»  
    4 Повесть «Дубровский». Замысел и история создания произведения. Образ романтического героя Владимира Дубровского.    
    5. Ключевые моменты развития сюжета: пожар в Кистенёвке, Дубровский-Дефорж у Троекурова, любовь к Маше (анализ эпизода)    
    6. Нравственный выбор героев. Развязка. Открытый финал.    
    7. РР. Классное сочинение. «Благородство против подлости». РР  
    1.Ф. Шиллер. «Разбойники» (сцены). Выбор главного героя, его борьба за справедливость, обречённость на одиночество и непонимание. Проект. Влияние европейской романтической литературы на творчество Пушкина. Национальные черты повести «Дубровский». Переосмысление поэтом романтических традиций Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении. Выявлять жанровые особенности драмы, комедии и трагедии при изучении пьес русских и зарубежных авторов. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.  
    М.Ю.Лермонтов      
    1.М.Ю. Лермонтов.Из биографии (Кавказ в жизни поэта). «Парус», «Тучи», «На севере диком стоит одиноко…» Тема одиночества и разлуки. Символический смысл стихотворений.   Отмечать особенности поэзии русского романтизма на уровне языка, композиции, образа времени и пространства, образа романтического героя. Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм). Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Выступать с развёрнутыми письменными сообщениями  
    2.РР. «Кавказ», «Ветка Палестины», «Казачья колыбельная», Противоречивость переживаний поэта. Живописность поэзии Лермонтова: роль сравнений и эпитетов. РР. Развернутый ответ «Роль сравнений и эпитетов в стихах М.Ю.Лермонтова»  
    3.«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Историческая тема и фольклорные мотивы в творчестве Лермонтова    
    4. РР.Приём сопоставления в изображении героев «Песни…». Утверждение человеческого достоинства и правды. РР  
    5.Образы гусляров-рассказчиков как выразителей авторской оценки изображаемого.    
    Н.В.Гоголь      
    1.Н.В. Гоголь. Из биографии писателя (по воспоминаниям современников). «Тарас Бульба». Историческая основа произведения. Изображение нравов и обычаев Запорожской Сечи. Любовь к родине и чувство товарищества в повести.   Определять тематику и проблематику произведения, выявлять авторскую самобытность в постановке и решении существенно значимых проблем, возможную полемику с другими произведениями близкой тематики. Определять характерные признаки лирических и лиро-эпических жанров на примерах изучаемых произведений. Давать письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования  
    2.РР. Два типа характеров: Остап и Андрий. Проблема нравственного выбора. РР Сопоставительная характеристика Остапа и Андрия.  
    3.Патриотизм главных героев: Тараса и Остапа.    
    4.Эмоциональность повествования, лирическое начало в повести. Чувства автора, средства их выражения. Картина степи, художественная роль фрагмента    
    5-6.РР. Классное сочинение. «Почему Тараса Бульбу можно назвать национальным героем» РР    
    П.Мериме      
    1.П. Мериме. «Маттео Фальконе» Проблема нравственного выбора в новелле: долг и предательство.   Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Выявлять особенности русской реалистической литературы в сопоставлении с отечественной литературой предшествующих эпох и зарубежной литературой в форме развёрнутых устных или письменных ответов, сочинений литературоведческого характера  
    2.Развитие речи. Общечеловеческие проблемы и их решение в творчестве Н.В. Гоголя и П. Мериме. РР  
История литературы.Разделы «Из русской литературы 19 века». Русская лирикасередины 19 века.   1.Н.А. Некрасов.Из биографии поэта (по воспоминаниям современников) Образ народа и тема народных страданий в лирике Некрасова. «Перед дождём», «Несжатая полоса», «Железная дорога» Образ рассказчика в стихотворениях.   Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи, характеризовать отличия былинного стиха от песенного, рифмованного от нерифмованного. Определять виды рифм и способы рифмовки двусложных и трёхсложных размеров стиха на примере изучаемых стихотворных произведений, созданных в рамках силлабо-тонической системы стихосложения     Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении. Анализировать различные формы выражения авторской позиции в произведении, характеризовать формы проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы (лирика, эпос, драма). Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения, о прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета  
    2.«Саша». Сюжет и тема становления человеческого характера в поэме. Роль пейзажа в раскрытии образа главной героини произведения.    
    3.Ф.И. Тютчев. Из биографии поэта. «Весенняя гроза», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Фонтан». Мастерство поэта в создании картин природы. Олицетворение как основное средство изображения природы.    
    4.А.К. Толстой. Из биографии поэта. «Вот уж снег последний в поле тает…», «Острою секирой ранена берёза…», «Осень. Обсыпается весь наш белый сад…» «Край ты мой, родимый край…» Пейзаж, фольклорные традиции в изображении природы. Эмоциональность лирического героя, его способность к сочувствию и сопереживанию.    
    5.А.А. Фет. Из биографии поэта. «Чудная картина…», «Печальная берёза…», «Я пришёл к тебе с приветом…», «Облаком волнистым…», «Ласточки пропали…», «Вечер», «Какая грусть! Конец аллеи…», «Учись у них — у дуба, у берёзы…». Состояние природы и человеческой души, запечатлённое в единстве.    
    6.А.Н. Майков. Из биографии поэта. «Осень», «Осенние листья по ветру кружат…» (другие — по выбору учителя) Лирический герой в пейзажной лирике Майкова. Эпитеты, сравнения и их роль в создании читательского настроения.    
    7.РР. Развернутый ответ «Пейзаж в лирике поэтов середины XIX в.: Некрасова, Тютчева, Фета» РР  
    1. Полугодовая контрольная работа   Знать биографические сведения о писателях; содержание прочитанных литературных произведений; изученные теоретико- литературные понятия Уметь отвечать на заданные вопросы. КР
История литературы.Разделы «Из русской литературы 19 века», «Из русской литературы 20 века».          
    1.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Проект. А.П. Чехов, А.И. Куприн, Л.Н. Андреев в воспоминаниях современников: портрет писателя (по выбору) Характеризовать героя русской литературы второй половины XIX в. Выявлять характерные для произведений русской литературы второй половины XIX в. темы, образы и приёмы изображения человека. Соотносить содержание произведений русской литературы второй половины XIX в. с романтическим и реалистическим принципами изображения жизни и человека. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание  
Страницы классики.   1.А.П. Чехов.Вехи биографии писателя. «Хамелеон». Картина нравов в рассказе. Приёмы создания комического эффекта.    
    2.«Толстый и тонкий». Авторская ирония в рассказе. Средства юмористической характеристики.    
    3.В.ч. Рассказы Чехова. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». Особенности композиции, средства создания характеров: сюжетные повторы, нагнетание деталей, неожиданная развязка.    
    1.А.И. Куприн.Вехи биографии писателя. «Чудесный доктор» Тема служения людям и добру. Образ доктора. Мотив чудесного в рассказе.    
    1.Л.Н. Андреев.Вехи биографии писателя. «Баргамот и Гараська» Влияние духовной литературы. Идея человеческого братства и милосердия.   Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения, о прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.    
    1.О. Генри. «Дары волхвов» Джим и Делла, способность к самопожертвованию. Черты рождественского рассказа.    
    1.Ю.П.Казаков. Рассказ «Арктур-гончий пес».Образы животных. Нравственные проблемы в произведениях о животных.    
    1.В.П.Астафьев. Рассказ «Жизнь Трезора». Нравственные проблемы в произведениях о животных.    
    1-2.Д.Лондон. Повесть «Белый клык» Образы животных. Нравственные проблемы в произведениях о животных.    
    1.Э.Сетон-Томпсон. Рассказ «Королевская аналостанка». Животные в жизни и творчестве писателей.    
Влияние и взаимодействие литератур разных народов.   1.А.Вахнин.Рассказ «Гибель вожака». Человек и природа. Бездушие человека. Утверждение ценности и независимости природы. ЭК  
    1.РР. Классное сочинение. Поэтизация человеческих отношений и поиски добрых начал в человеке (на материале рассказов рубежа XIX–XX вв.) РР Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта  
История литературы.Разделы «Из русской литературы 20 века», «Из литературы народов России».          
Наедине с поэтом.   1.И.А. Бунин. Вехи биографии писателя. «Родина», «Ночь и даль седая…», «Листопад», «Шумели листья, облетая…», «Огонь», «Слово», «Густой зеленый ельник у дороги». Природа в изображении И.А. Бунина. Пушкинские традиции в пейзажной лирике поэта   Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XX в. с романти­ческими и реалистическими принципами изображения жизни и человека Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения, о прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения. Передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения), характеризовать образ персонажа через чтение его монологов, реплик, описаний внешности, действий, размышлений и т. д. (элементы исполнительской интерпретации произведения). Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников, чтение актёров  
    1.Н.А. Заболоцкий. Вехи биографии поэта. «Журавли», «Одинокий дуб» Природа и человек. Природа и творчество    
    1. РР. Анализ стихотворения И.Бунина, Н.Заболоцкого РР  
    Тема войны в лирике поэтов    
    1.Тема войны в лирике русских поэтов. А.А. Ахматова. «Клятва», «Мужество», «Победителям»; О.Ф. Берггольц. «…Я говорю с тобой под свист снарядов…»; Ю.В. Друнина. «Я только раз видала рукопашный…», «Всё грущу о шинели…», «Запас прочности».    
    2.Тема войны в лирике русских поэтов. С.П. Гудзенко. «Перед атакой»; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной…»;    
    3.Тема войны в лирике русских поэтов. Д.С. Самойлов. «Сороковые, роковые…»; М.М. Джалиль. «Смерть девушки», «Радость весны»;    
    4.Тема войны в лирике русских поэтов. А.А. Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь…»; К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», «Жди меня, и я вернусь…». Г.Тукай «Родная деревня», «Книга».    
    5. РР. Выразительное чтение стихотворений. Защита проектов РР  
История литературы.Раздел «Из русской литературы 20 века».          
    А.Т.Твардовский      
Национальный характер в литературе 20 века.   1.А.Т. Твардовский. Вехи биографии поэта. «Василий Тёркин» (главы по выбору учителя). «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины…» Своеобразие жанра («книга про бойца»). Документальность произведения и художественный вымысел. Особенности стиха.   Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается писателем  
    2.Народный герой в поэме: Василий Тёркин как собирательный образ. Автор и герой. Образ солдата-победителя. РР. Характеристика героя поэмы «Василий Теркин» Соотносить героя и прототип, образы автора и биографического автора, лирического героя и поэта. Давать характеристику героя.  
    3.Изображение подвига народа. Тема памяти    
Влияние и взаимодействие литератур разных народов.   1.М.Карим. Поэма «Бессмертие». Героический пафос поэмы. Близость образа главного героя образу Василия Теркина.   Характеризовать отдельного героя и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей  
    М.А.Шолохов      
    1.М.А. Шолохов.Вехи биографии писателя. «Судьба человека» Андрей Соколов — воплощение национального характера... Тема нравственных испытаний и военного подвига. Проект. «Историческая реальность и художественный вымысел в русской литературе» или «Психологический портрет на основе внутреннего монолога»   Уметь выделять этапы развития сюжета, определять художественную функцию внесюжетных элементов композиции произведения. Характеризовать отдельного героя и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей. Соотносить героя и прототип, образы автора и биографического автора, лирического героя и поэта. Обосновывать жанровое различие рассказа, повести и романа на конкретных примерах изучаемых произведений. Определять жанровые разновидности эпических произведений (приключенческий рассказ, автобиографическая повесть, исторический роман и т. п.). Характеризовать отдельного героя и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей. Проводить индивидуальную работу по подготовке рефератов и докладов по проблемам русской литературы XX в. с последующим рецензированием несколькими учащимися и обсуждением наиболее интересных работ в классе. Писать сочинение-описание  
    2.«Судьба человека». Отражение судьбы всего народа в судьбе героя произведения Особенность композиции: рассказ в рассказе; роль пейзажа.  
    3.РР. Классное сочинение. " А был он лишь солдат. Солдатами не рождаются" РР  
Влияние и взаимодействие литератур разных народов.   1.И.Торопов. Рассказ «Пшенная каша». Становление характера героя. 5.Правда жизни, столкновение с предательством, ложью. ЭК  
    В.Г.Распутин    
    1.В.Г. Распутин.Вехи биографии писателя. «Уроки французского» События, рассказанные от лица мальчика, авторская оценка.    
    2.Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости    
Влияние и взаимодействие литератур разных народов.   1.Ф.Шахов. Повесть «Сверстники» (фрагменты). Образы детей. Доброта и отзывчивость на чужую боль. Поступки как средство характеристики героев. ЭК  
    1.Т.Ломбина. Рассказ «Зинка-капуста». Познание ребенком трагедий окружающего мира. Образ блаженной дурочки Зины-капусты. Высота нравственного идеала автора. ЭК  
    1.РР. Классное сочинение-описание. «Внутренняя сила героев произведений литературы РК»» РР  
    В.М.Шолохов    
    1.В.М. Шукшин. Вехи биографии писателя. «Космос, нервная система и шмат сала», «Микроскоп» (другие — по выбору учителя)    
    2.«Сокровенный» герой рассказов Шукшина. Доброта, доверчивость и душевная красота «маленьких людей». Столкновение с миром грубости и практической приземлённости. Внутренняя сила героя.    
    3.РР.Своеобразие национального характера в русской литературе XX в.: традиции и новаторство. РР  
    1.Ф. А. Абрамов. «Поездка в прошлое» Моральная ответственность за поступки. Является ли жестокое время оправданием для предательства?   Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя  
    1. Годовая контрольная работа   Знать биографические сведения о писателях; содержание прочитанных литературных произведений; изученные теоретико- литературные понятия Уметь отвечать на заданные вопросы. КР

 

 

Календарно-тематическое планирование 2 вариант 7класс  
Наименования разделов Количество часов на изучение раздела Темы отдельных уроков Вид занятий (практические, количество часов) Виды деятельности учащихся Формы и методы контроля  
История литературы.Разделы «Из русской литературы 19 века», «Из зарубежной литературы».       Традиции в русской культуре   Уметь пересказывать статью учебника, пользоваться аппаратом книги, знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии, умение решать тесты    
Страницы классики: литература 19 века.   1.Урок мастерства. Концепция мира и человека в русской литературе 19 века. ЧФУОП Характеризовать нравственные ценности, утверждаемые в русской литературе 19 века.    
    2. А. А. Бестужев-Марлинский «Вечер на бивуаке». Средства раскрытия характеров и развитие кон­фликта в произведении. ЧФУОП Оценивать характер героя, характеризовать авторскую позицию, описывать характер взаимоотношений персонажей, объяснять смысл понятия «новелла», находить и определять роль изобразительно-выразительных средств.    
    3.РР Изобразительно — выразительные средства и художественная деталь в новелле «Ве­чер на бивуаке». ЧФУОП РР    
             
    А.С.Пушкин        
    1.А.С. Пушкин. Из биографии (Пушкин в Царскосельском лицее — по воспоминаниям современников). «Няне». Эмоциональность стихотворения, средства его создания   Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в. Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм). Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования   Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта    
    2. Культ возвышенной дружбы и верность «святому братству». «Прощанье», «Разлука», «Простите, верные дубравы!..»      
    3. РР.«19 октября 1825 года» Дружба как одна из высших человеческих ценностей. Образы лицейских друзей поэта. Гимн Лицею и лицейскому братству. РР Развернутый ответ «Дружба как одна из высших человеческих ценностей»    
    4 Повесть «Дубровский». Замысел и история создания произведения. Образ романтического героя Владимира Дубровского.      
    5. Ключевые моменты развития сюжета: пожар в Кистенёвке, Дубровский-Дефорж у Троекурова, любовь к Маше (анализ эпизода)      
    6. Нравственный выбор героев. Развязка. Открытый финал.      
    7. РР. Классное сочинение. «Благородство против подлости». РР    
    1.Ф. Шиллер. «Разбойники» (сцены). Выбор главного героя, его борьба за справедливость, обречённость на одиночество и непонимание. Проект. Влияние европейской романтической литературы на творчество Пушкина. Национальные черты повести «Дубровский». Переосмысление поэтом романтических традиций Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении. Выявлять жанровые особенности драмы, комедии и трагедии при изучении пьес русских и зарубежных авторов. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.    
    1.А. С. Пушкин «Цыганы». Понятие о романтическом герое. Содержание и компози­ция поэмы. ЧФУОП Умение определять тип характера в литературном произведении, характеризовать литературный персонаж, определять идею и тему произведения, цитирование литературного произведения, аргументированный ответ на поставленный вопрос, выразительное чтение, работа над эпизодом, формирование умения определять национальный колорит, выражение отношения к прочитанному, умение определять основной конфликт в литературном произведении    
    2. «Цыганы» Раскрытие понятия свободы человека в основном конфликте поэмы. ЧФУОП    
    3. РР.Характер Алеко и образ старого цыгана. Пейзаж в поэме. ЧФУОП РР    
    4. А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке». Проблема ответственности человека за судьбы окружающего мира. ЧФУОП    
    5.РР.«Сказка о золотом петушке». Сравнение с «Легендой об арабском астрологе» В. Ирвинга. ЧФУОП РР    
    М.Ю.Лермонтов        
    1.М.Ю. Лермонтов.Из биографии (Кавказ в жизни поэта). «Парус», «Тучи», «На севере диком стоит одиноко…» Тема одиночества и разлуки. Символический смысл стихотворений.   Отмечать особенности поэзии русского романтизма на уровне языка, композиции, образа времени и пространства, образа романтического героя. Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм). Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Выступать с развёрнутыми письменными сообщениями    
    2.РР. «Кавказ», «Ветка Палестины», «Казачья колыбельная», Противоречивость переживаний поэта. Живописность поэзии Лермонтова: роль сравнений и эпитетов. РР. Развернутый ответ «Роль сравнений и эпитетов в стихах М.Ю.Лермонтова»    
    3.«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Историческая тема и фольклорные мотивы в творчестве Лермонтова      
    4. РР. Приём сопоставления в изображении героев «Песни…». Утверждение человеческого достоинства и правды. РР    
    5.Образы гусляров-рассказчиков как выразителей авторской оценки изображаемого.      
    Н.В.Гоголь        
    1.Н.В. Гоголь. Из биографии писателя (по воспоминаниям современников). «Тарас Бульба». Историческая основа произведения. Изображение нравов и обычаев Запорожской Сечи. Любовь к родине и чувство товарищества в повести.   Определять тематику и проблематику произведения, выявлять авторскую самобытность в постановке и решении существенно значимых проблем, возможную полемику с другими произведениями близкой тематики. Определять характерные признаки лирических и лиро-эпических жанров на примерах изучаемых произведений. Давать письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования    
    2.РР. Два типа характеров: Остап и Андрий. Проблема нравственного выбора. РР Сопоставительная характеристика Остапа и Андрия.    
    3.Патриотизм главных героев: Тараса и Остапа.      
    4.Эмоциональность повествования, лирическое начало в повести. Чувства автора, средства их выражения. Картина степи, художественная роль фрагмента.      
    5.РР. Классное с очинение. «Почему Тараса Бульбу можно назвать национальным героем» РР    
    П.Мериме        
    1.П. Мериме. «Маттео Фальконе» Проблема нравственного выбора в новелле: долг и предательство.   Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Выявлять особенности русской реалистической литературы в сопоставлении с отечественной литературой предшествующих эпох и зарубежной литературой в форме развёрнутых устных или письменных ответов, сочинений литературоведческого характера    
    2.Развитие речи. Общечеловеческие проблемы и их решение в творчестве Н.В. Гоголя и П. Мериме. РР    
    1. Н. В. Гоголь «Портрет». Судьба героя повести. Особенности композиции. ЧФУОП Характеризовать особенность построения художественного мира произведения, объяснять роль фантастики, выявлять авторскую позицию, определять тип характера в литературном произведении, характеризовать литературный персонаж, определять идею и тему произведения, цитирование литературного произведения, аргументированный ответ на поставленный вопрос, выразительное чтение, работа над эпизодом, формирование умения определять национальный колорит, выражение отношения к прочитанному, умение определять основной конфликт в литературном произведении    
    2. «Портрет». Проблема ответственности человека за судьбу мира. ЧФУОП    
    3. РР. Олицетворение зла в повести «Портрет». ЧФУОП РР    
    4. Вопрос о назначении искусства в повести «Портрет». ЧФУОП    
    5. Художественное мастерство писателя. Контрольная работа по повести «Портрет». ЧФУОП КР  
История литературы.Разделы «Из русской литературы 19 века». Русская лирика середины 19 века.              
  1.Понятие о лирическом герое лирического произведения. ЧФУОП Объяснять смысл понятий, характеризовать образ лирического героя, отвечать на вопрос о поэтическом мастерстве автора    
    2.РР.Читательская лаборатория. Как научиться характеризовать образ лирического героя литературного произведения. ЧФУОП РР    
    1.Н.А. Некрасов.Из биографии поэта (по воспоминаниям современников) Образ народа и тема народных страданий в лирике Некрасова. «Перед дождём», «Несжатая полоса», «Железная дорога» Образ рассказчика в стихотворениях.   Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи, характеризовать отличия былинного стиха от песенного, рифмованного от нерифмованного. Определять виды рифм и способы рифмовки двусложных и трёхсложных размеров стиха на примере изучаемых стихотворных произведений, созданных в рамках силлабо-тонической системы стихосложения     Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении. Анализировать различные формы выражения авторской позиции в произведении, характеризовать формы проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы (лирика, эпос, драма). Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения, о прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета    
    2.«Саша». Сюжет и тема становления человеческого характера в поэме. Роль пейзажа в раскрытии образа главной героини произведения.      
    3. Н. А. Некрасов. Слово о поэте.«Рус­скиеженщины»: «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины ЧФУОП    
    4.РР.Читательская лаборатория. «Как научиться анализировать эпизод художественного произведения». ЧФУОП РР    
    5.РР. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». Подготовка к домашнему сочинению. ЧФУОП РР    
    6Ф.И. Тютчев. Из биографии поэта. «Весенняя гроза», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Фонтан». Мастерство поэта в создании картин природы. Олицетворение как основное средство изображения природы.      
    7А.К. Толстой. Из биографии поэта. «Вот уж снег последний в поле тает…», «Острою секирой ранена берёза…», «Осень. Обсыпается весь наш белый сад…» «Край ты мой, родимый край…» Пейзаж, фольклорные традиции в изображении природы. Эмоциональность лирического героя, его способность к сочувствию и сопереживанию.      
    8А.А. Фет. Из биографии поэта. «Чудная картина…», «Печальная берёза…», «Я пришёл к тебе с приветом…», «Облаком волнистым…», «Ласточки пропали…», «Вечер», «Какая грусть! Конец аллеи…», «Учись у них — у дуба, у берёзы…». Состояние природы и человеческой души, запечатлённое в единстве.      
    9А.Н. Майков. Из биографии поэта. «Осень», «Осенние листья по ветру кружат…» (другие — по выбору учителя) Лирический герой в пейзажной лирике Майкова. Эпитеты, сравнения и их роль в создании читательского настроения.      
    10.РР. Развернутый ответ «Пейзаж в лирике поэтов середины XIX в.: Некрасова, Тютчева, Фета» РР    
    2. 1.Полугодовая контрольная работа     КР  
История литературы.Разделы «Из русской литературы 19 века», «Из русской литературы 20 века».            
Страницы классики.   1-2. С.Т. Аксаков «Очерк зимнего дня».Особенности восприятия мира и человека в жанре очерка. ЧФУОП Уметь характеризовать очерк как эпический литературный жанр, определять роль повествователя в очерке, выявлять художественную роль пейзажа, приемов выражения авторской позиции, опознавать изобразительно-выразительные средства художественной речи, написать свой очерк зимнего дня    
    1. Л. Н. Толстой «После бала». Особенности композиции новеллы, значение «рамоч­ной» композиции. ЧФУОП Формирование умения видеть художественную деталь как форму подачи персонажа Формирование умения понимать внутренний мир литературного характера, характеризовать роль антитезы в построении художественного мира произведения, объяснять смысл понятия «рамочная композиция» в новелле, формулировать авторскую позицию.        
    2. «После бала»: антитеза как главный композиционный приём новеллы. ЧФУОП        
    3. Этическое звучание новеллы. Проблема нравственного выбора человека в новелле. ЧФУОП    
    4.. РР. Сочинение по рассказу Л. Толстого «После бала». ЧФУОП РР    
    5. РР.В мастерской художника слова. Портрет в литературном произведении. ЧФУОП РР      
    1.. С. Лесков «Человек на часах»: проблема нравственного выбора и ответст­венности человека. ЧФУОП      
    1.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Проект. А.П. Чехов, А.И. Куприн, Л.Н. Андреев в воспоминаниях современников: портрет писателя (по выбору) Характеризовать героя русской литературы второй половины XIX в. Выявлять характерные для произведений русской литературы второй половины XIX в. темы, образы и приёмы изображения человека. Соотносить содержание произведений русской литературы второй половины XIX в. с романтическим и реалистическим принципами изображения жизни и человека. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание    
    1.А.П. Чехов.Вехи биографии писателя. «Хамелеон». Картина нравов в рассказе. Приёмы создания комического эффекта.      
    2.«Толстый и тонкий». Авторская ирония в рассказе. Средства юмористической характеристики.      
    3.В.ч. Рассказы Чехова. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». Особенности композиции, средства создания характеров: сюжетные повторы, нагнетание деталей, неожиданная развязка.      
    1.А.И. Куприн.Вехи биографии писателя. «Чудесный доктор» Тема служения людям и добру. Образ доктора. Мотив чудесного в рассказе.      
    1.Л.Н. Андреев.Вехи биографии писателя. «Баргамот и Гараська» Влияние духовной литературы. Идея человеческого братства и милосердия.   Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения, о прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.      
    1.О. Генри. «Дары волхвов» Джим и Делла, способность к самопожертвованию. Черты рождественского рассказа.      
    1.Ю.П.Казаков. Рассказ «Арктур-гончий пес». Образы животных. Нравственные проблемы в произведениях о животных.      
    1.В.П.Астафьев. Рассказ «Жизнь Трезора». Нравственные проблемы в произведениях о животных.      
    1-2.Д.Лондон. Повесть «Белый клык» Образы животных. Нравственные проблемы в произведениях о животных.      
    1.Э.Сетон-Томпсон. Рассказ «Королевская аналостанка». Животные в жизни и творчестве писателей.      
Влияние и взаимодействие литератур разных народов.   1.А.Вахнин.Рассказ «Гибель вожака». Человек и природа. Бездушие человека. Утверждение ценности и независимости природы. ЭК    
    1.РР. Классное сочинение. Поэтизация человеческих отношений и поиски добрых начал в человеке (на материале рассказов рубежа XIX–XX вв.) РР Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта    
История литературы.Разделы «Из русской литературы 20 века», «Из литературы народов России».            
Наедине с поэтом.   1.И.А. Бунин. Вехи биографии писателя. «Родина», «Ночь и даль седая…», «Листопад», «Шумели листья, облетая…», «Огонь», «Слово», «Густой зеленый ельник у дороги». Природа в изображении И.А. Бунина. Пушкинские традиции в пейзажной лирике поэта   Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XX в. с романти­ческими и реалистическими принципами изображения жизни и человека Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения, о прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения. Передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения), характеризовать образ персонажа через чтение его монологов, реплик, описаний внешности, действий, размышлений и т. д. (элементы исполнительской интерпретации произведения). Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников, чтение актёров    
    1.Н.А. Заболоцкий. Вехи биографии поэта. «Журавли», «Одинокий дуб» Природа и человек. Природа и творчество      
    2. РР. Анализ стихотворения И.Бунина, Н.Заболоцкого РР    
    Тема войны в лирике поэтов      
    1.Тема войны в лирике русских поэтов. А.А. Ахматова. «Клятва», «Мужество», «Победителям»; О.Ф. Берггольц. «…Я говорю с тобой под свист снарядов…»; Ю.В. Друнина. «Я только раз видала рукопашный…», «Всё грущу о шинели…», «Запас прочности».      
    2.Тема войны в лирике русских поэтов. С.П. Гудзенко. «Перед атакой»; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной…»;      
    3.Тема войны в лирике русских поэтов. Д.С. Самойлов. «Сороковые, роковые…»; М.М. Джалиль. «Смерть девушки», «Радость весны»;      
    4.Тема войны в лирике русских поэтов. А.А. Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь…»; К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», «Жди меня, и я вернусь…». Г.Тукай «Родная деревня», «Книга».      
    5. РР. Выразительное чтение стихотворений. Защита проектов РР    
История литературы.Раздел «Из русской литературы 20 века».            
    А.Т.Твардовский        
Национальный характер в литературе 20 века.   1.А.Т. Твардовский. Вехи биографии поэта. «Василий Тёркин» (главы по выбору учителя). «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины…» Своеобразие жанра («книга про бойца»). Документальность произведения и художественный вымысел. Особенности стиха.   Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается писателем. На основе учебной статьи и вопросов к тексту строить развернутое высказывание об идейно-художественном своеобразии поэмы, иллюстрировать основные тезисы высказывания примерами-аргументами из текста, сопровождать их самостоятельными комментариями, высказывать личную оценку прочитанного, приводить аргументацию    
    2.Народный герой в поэме: Василий Тёркин как собирательный образ. Автор и герой. Образ солдата-победителя. РР. Характеристика героя поэмы «Василий Теркин»    
    3.Изображение подвига народа. Тема памяти      
Влияние и взаимодействие литератур разных народов.   1.М.Карим. Поэма «Бессмертие». Героический пафос поэмы. Близость образа главного героя образу Василия Теркина.      
    М.А.Шолохов   Уметь выделять этапы развития сюжета, определять художественную функцию внесюжетных элементов композиции произведения. Характеризовать отдельного героя и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей. Соотносить героя и прототип, образы автора и биографического автора, лирического героя и поэта. Обосновывать жанровое различие рассказа, повести и романа на конкретных примерах изучаемых произведений. Определять жанровые разновидности эпических произведений (приключенческий рассказ, автобиографическая повесть, исторический роман и т. п.). Характеризовать отдельного героя и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей. Проводить индивидуальную работу по подготовке рефератов и докладов по проблемам русской литературы XX в. с последующим рецензированием несколькими учащимися и обсуждением наиболее интересных работ в классе. Писать сочинение-описание.   Определять лирическое в эпическом, давать оценку образу повествователя. Объяснять смысл понятия «деревенская проза», характеризовать идеал автора. Определять роль пейзажа, объяснять смысл названия произведения, отвечать на вопрос по содержанию литературного произведения (устно и письменно), выражать собственное мнение о произведении и героях.   Умение характеризовать литературный персонаж, определять идею и тему произведения, цитирование литературного произведения, аргументированный ответ на поставленный вопрос, выразительное чтение, работа над эпизодом, умение определять основной конфликт в литературном произведении. Уметь найти нужную информацию в учебной хрестоматии      
    1.М.А. Шолохов.Вехи биографии писателя. «Судьба человека» Андрей Соколов — воплощение национального характера... Тема нравственных испытаний и военного подвига. Проект. «Историческая реальность и художественный вымысел в русской литературе» или «Психологический портрет на основе внутреннего монолога»    
    2.«Судьба человека». Отражение судьбы всего народа в судьбе героя произведения Особенность композиции: рассказ в рассказе; роль пейзажа.    
    3.РР. Классное сочинение. " А был он лишь солдат. Солдатами не рождаются" РР    
Влияние и взаимодействие литератур разных народов.   1.И.Торопов. Рассказ «Пшенная каша». Становление характера героя. 6.Правда жизни, столкновение с предательством, ложью.      
    1. А. Платонов «Иван Великий». Своеобразие раскрытия темы войны в новелле. ЧФУОП    
    2. Героическое и гуманистическое в характерах персонажей новеллы «Иван Вели­кий». ЧФУОП    
    3 А. Платонов «В этом прекрасном и яростном мире». Образы главных героев. ЧФУОП    
    4-5. А. Платонов «Юшка». «Уметь любить человека»: нравственное звучание новеллы. ЧФУОП    
    6-7. РРКлассное сочинение «Нравственные уроки Платонова». ЧФУОП РР    
    8-9. А. Лиханов «Последние холода».Дети и война. Нравственные проблемы в повести. ЧФУОП    
    10. РР.Развернутый ответ «Каково влияние войны на человека?» ЧФУОП РР    
    В.Г.Распутин      
    1.В.Г. Распутин.Вехи биографии писателя. «Уроки французского» События, рассказанные от лица мальчика, авторская оценка.      
    2.Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости      
Влияние и взаимодействие литератур разных народов.   1.Ф.Шахов. Повесть «Сверстники» (фрагменты). Образы детей. Доброта и отзывчивость на чужую боль. Поступки как средство характеристики героев. ЭК    
    1.Т.Ломбина. Рассказ «Зинка-капуста». Познание ребенком трагедий окружающего мира. Образ блаженной дурочки Зины-капусты. Высота нравственного идеала автора. ЭК    
    1.РР. Классное сочинение-описание. «Внутренняя сила героев произведений литературы РК»» РР    
    В.М.Шукшин      
    1.В.М. Шукшин. Вехи биографии писателя. «Космос, нервная система и шмат сала», «Микроскоп» (другие — по выбору учителя)      
    2.«Сокровенный» герой рассказов Шукшина. Доброта, доверчивость и душевная красота «маленьких людей». Столкновение с миром грубости и практической приземлённости. Внутренняя сила героя.      
    3.РР.Своеобразие национального характера в русской литературе XX в.: традиции и новаторство. РР    
    1.Ф. А. Абрамов. «Поездка в прошлое» Моральная ответственность за поступки. Является ли жестокое время оправданием для предательства?        
    2.Ф. Абрамов «Золотые руки», «Когда делаешь по совести». Изображение характера нашего современника в произведениях. ЧФУОП      
    2. Годовая контрольная работа     КР  

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.