Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности публицистического стиля






Публицистика как летопись времени обращена к злободневным проблемам общества: политическим, социальным, бытовым, философским. Она тематически неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон. Велики выразительные ресурсы. Грамматика публицистического стиля содержит различные риторические фигуры: анафоры, эпифоры, параллелизмы. Стилю характерна высокая степень индивидуализированности, образности, эмоциональности. Языковые средства исключают штампы, насыщены оценочными словами, изобилуют лексикой спорта, театра.

Публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка и широко применяется в различных сферах общественной жизни: в газетах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений. Сюда же следует добавить политическую литературу для массового читателя и документальное кино.

Публицистика существует в следующих формах:

· в словесной (письменной и устной),

· графически изобразительной (плакат, карикатура),

· фото- и кинематографической (документальное кино, телевидение),

· театрально-драматургической,

· словесно-музыкальной.

К публицистическому стилю относят подстили: газетно-публицистический, радио-тележурналистский, ораторский. Чаще жанровое разнообразие публицистического стиля обозначается емким именем – средства массовой информамации или масс-медиа (СМИ). СМИ по отношению к языку является своеобразным усилителем.

Регулярное радиовещание началось в России с 1924 г. В советское время радиовещание осуществлялось Всесоюзным радио, с 1990 г. стали появляться частные радиостанции, большая часть которых занимается музыкальным вещанием. В советские годы к дикторам радио предъявлялись очень строгие требования в части соблюдения норм оформления речи, содержательная сторона текстов определялась единой идеологией, что не могло не вызвать лексико-стилистического однообразия и шаблонности речи.

Телевизионное вещание началось в России с 1939 г., однако широкое распространение оно получило только в 60-е гг. XX в. Речевые особенности телепередач советского времени определялись тем, что их участники произносили заранее написанные тексты, и только спортивные комментаторы имели право на импровизированный текст. Современное телевидение стремится максимально использовать прямой эфир, что ставит перед участниками передач более трудную речевую задачу и сразу же выявляет уровень их языковой компетенции.

Публичная политическая речь восходит к политическим кружкам XIX в., звучит на улицах во время Революции 1905 г., получает легальные права в Государственной думе, созданной на основании Манифеста от 17 октября 1905 г. Первая Дума начинает работу 27.04.1906 г. Свободные политические дискуссии прерываются гражданской войной, когда берет слово «товарищ маузер», литературные и научные дискуссии еще продолжаются примерно до 1929 г. С этого времени публичные политические тексты носят не информационный, а ритуальный характер, и публицистический стиль развивается не по законам естественного языка, а по законам искусственной знаковой системы. С 1988 г. обстановка в стране меняется, публицистический стиль вновь оказывается востребованным в естественной социальной коммуникации, и вот здесь обнаруживаются трудности, вызванные отсутствием хороших литературных традиций, в частности неподготовленность многих политиков к публичному общению в соответствии с нормами речевой культуры. Это не удивительно, если учесть, что легальная деятельность политических партий и движений имела место в России в 1906-1917 гг., а также с 1990 г.

Функции публицистического стиля:

Важнейшие функции публицистического стиля - информационная и воздействующая. Информационная функция текстов, относящихся к этому стилю, состоит в том, что авторы таких текстов имеют целью информировать как можно более широкий круг читателей, зрителей, слушателей о значимых для общества проблемах и о взглядах авторов на эти проблемы. Информационная функция присуща всем стилям речи. Специфика информационной функции в публицистическом стиле заключается в характере информации, ее источниках и адресатах. Информация в публицистических текстах не только описывает факты, но и отражает мнения, настроения, содержит комментарии и размышления авторов. Это отличает ее от научной информации. Информирование граждан о положении дел в общественно значимых сферах сопровождается в публицистических текстах осуществлением второй важнейшей функции этого стиля - функции воздействия. Цель публициста состоит не только в том, чтобы рассказать о положении дел в обществе, но и в том, чтобы убедить аудиторию в необходимости определенного отношения к излагаемым фактам и в необходимости определенного поведения. Публицистическому стилю присущи открытая тенденциозность, полемичность, эмоциональность, что как раз и вызвано стремлением публициста доказать правильность своей позиции.

К стилевым чертам современного публицистического стиля также относят:

· образность, выразительность, например метафора «принуждение к миру»,

· поиск новых языковых средств, например, «гайдаровщина»,

· открытое выражение авторской позиции,

· широкое использование устоявшихся речевых оборотов, пословиц, поговорок, фразеологизмов,

· огромная роль ключевых слов, характерных для определенной эпохи, идейного направления, политического лидера, например, «перестройка» – М.С. Горбачев, «вертикаль власти» – В.В. Путин,

· сочетание логики и экспрессии,

· индивидуальность,

· отсутствие штампов, канцеляризмов, клише,

· жанровое разнообразие: передовые статьи, очерки, фельетоны, репортажи, интервью,

· монологическая и диалогическая, устная и письменная речь,

· ориентированность на мысль, факт, документ,

· массовость, доступность, демократичность.

В современной публицистике масса примеров демонстрирующих эти черты. Например, выступления Ксении Собчак - российской теле- и радиоведущей, журналиста, актрисы, общественного деятеля. Для анализа возьмем отрывок из статьи «Заточение в форму», опубликованный Ксенией Собчак в журнале «Русский пионер» № 43: «Самое главное, пожалуй, — осознание того, что по-настоящему счастье тебе приносит не постоянная рябь мыслей, наполняющих твое сознание, твои вечные «хочу», «нужно», «можно», а именно выключение этой машинки. Твои амбиции, желания, постоянное обдумывание проблем, кажущихся тебе предельно важными, создают вечный круг несчас­тья: эти мысли наращивают внутреннее беспокойство, потом лопаются, как мыльный пузырь, в твоей голове, но на их месте мгновенно возникают новые заботы и хлопоты — и за этим бесконечным и бессмысленным процессом проходит жизнь, и ужас нелепости всего этого раскрывается только перед смертью, да и то не всегда. Умение заглушить собственный вечно работающий жадный двигатель желаний — этому учит меня йога. И в редкие моменты глубокой медитации к тебе, как подарок, приходит простое и ясное понимание того, что человек ищет простой гармонии с миром, единения с собой и желания любви. Такие простые слова — и так мало они весят без внутренней проработки.»

Фрагмент написан в публицистическом стиле, аналитическом подстиле, жанр - статья, т. к. здесь присутствует логичность изложения, личные примеры, подведен итог рассуждениям. Автор часто намеренно нарушает лексическую сочетаемость (соединяет слова книжные и разговорные), также в ее речи можно наблюдать и смешение стилей (разговорного и публицистического). Оратором реализуется информационная функция – передается значимая для читателей информация. Также присутствует и воздействующая функция – автор убеждает своих читателей в необходимости поиска гармонии с миром. Текст отличается тенденциозностью – пропагандой здорового образа жизни, оценочностью – «жадный двигатель» - негативная оценка, «простая гармония» - положительная оценка, актуальностью – размышления автора существенны для него на данный момент. Текст богат средствами выразительности: метафорами – «двигатель желаний», «заточение в форму», сравнениями – «лопаются, как мыльный пузырь, в твоей голове», дефразеологизацией – «вечный круг несчас­тья», эпитетами – «внутреннее беспокойство».

Таким образом, освоение основных приемов публицистического стиля будет способствовать развитию культуры речи, профессиональных навыков общения, умению ярко и точно выразить свое мнение относительно происходящего, дать оценку событиям, фактам, процессам.

Литературно-художественный стиль — функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Этот стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Основныея функции художественного стиля – информационная, эстетического воздействия, формирования вкуса.

Эмоциональность художественного стиля значительно отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Для создания образов используются все языковые средства, отличительной особенностью художественного стиля речи является употребление особых фигур речи, придающих повествованию красочность, силу изображения действительности. Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Это тропы: сравнения, олицетворения, аллегория, метафора, метонимия, синекдоха и т. п. И стилистические фигуры: эпитет, гипербола, литота, анафора, эпифора, градация, параллелизм, риторический вопрос, умолчание и т. п. дадим определения некоторым из них.

Троп (от др.-греч. τ ρ ό π ο ς — оборот) — в художественном произведении слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.

Основные виды тропов:

· Мета́ фора (от др.-греч. μ ε τ α φ ο ρ ά — «перенос», «переносное значение») — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. («пришел с улицы», «Впереди еще море всевозможных событий, связанных со спортом в нашей стране»). Любая часть речи в переносном значении.

· Метони́ мия (др.-греч. μ ε τ ο ν υ μ ί α — «переименование», от μ ε τ ά — «над» и ὄ ν ο μ α /ὄ ν υ μ α — «имя») — вид тропа, словосочетание, в котором одно слово замещается другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. д.) связи с предметом, который обозначается замещаемым словом. Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении. Метонимию следует отличать от метафоры, с которой её нередко путают, между тем как метонимия основана на замене слова «по смежности» (часть вместо целого или наоборот, представитель вместо класса или наоборот, вместилище вместо содержимого или наоборот, и т. п.), а метафора — «по сходству». Частным случаем метонимии является синекдоха. («новости на первом», где первый замещает канал на центральном телевидении.)

· Эпи́ тет (от др.-греч. ἐ π ί θ ε τ ο ν — «приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («вторая жизнь»).

Эпитет — слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность. Употребляется как в поэзии (чаще), так и в прозе («робкое дыхание»; «пышная примета», «бесконечное многоточие» (И. Хакамада), «крепкий комментатор» (Д. Губерниев).

· Сине́ кдоха (др.-греч. σ υ ν ε κ δ ο χ ή) — троп, разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. («Всё спит — и человек, и зверь, и птица»; «Мы все глядим в Наполеоны»; «В крыше для моего семейства»; «Ну что ж, садись, светило»; «Пуще всего береги копейку».)

· Гипе́ рбола (из др.-греч. ὑ π ε ρ β ο λ ή «переход; чрезмерность, избыток; преувеличение») — стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли. («Я говорил это тысячу раз»; «Нам еды на полгода хватит». «Впереди еще море всевозможных событий, связанных со спортом в нашей стране»)

· Литота — образное выражение, приуменьшающее размеры, силу, значение описываемого. Литоту называют обратной гиперболой. («Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка», «мальчик с пальчик»).

· Сравне́ ние — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения — выявить в объекте сравнения новые, важные для субъекта высказывания свойства. («Мужик глуп, как свинья, а хитёр, как чёрт»; «Мой дом — моя крепость»; «Он ходит гоголем»; «Попытка — не пытка».)

Таким образом, знание основных тропов и фигур речи сделает вашу речь выразительной, индивидуальной, несравнимой, поможет создать собственный неповторимый стиль, обогатит вас как языковую личность.

Разговорный стили речи — функциональный стиль, который служит для неформального общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. Форма реализации разговорного стиля — диалог, этот стиль чаще используется в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала. В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка.

Для разговорного стиля характерны эмоциональность, образность, конкретность, простота речи. Например, в булочной не кажется странной фраза: «Пожалуйста, с отрубями, один».

Непринуждённая обстановка общения обусловливает большую свободу в выборе эмоциональных слов и выражений: шире употребляются слова разговорные (глупить, ротозей, говорильня, хихикать, гоготать), просторечные (заржать, рохля, аховый, растрёпа), жаргонные (родители — предки, железно, мирово).

В разговорном стиле речи, особенно при быстром её темпе, возможна большая редукция гласных, вплоть до полного их выпадения и упрощения групп согласных. Словообразовательные особенности: широко употребляются суффиксы субъективной оценки. Для усиления экспрессивности употребляется удвоение слов.

Ограничены: абстрактная лексика, иноязычные слова, книжные слова. Специфические для разговорного стиля лексические средства:

Разговорные слова и фразеологизмы: вымахал (вырос), электричка (электропоезд), лексика с эмоционально-экспрессивной окраской (класс), уменьшительно-ласкательные суффиксы (серенький), суффиксы субъективной оценки: деляга, работяга, общага, секретарша, директорша, рукастый. Субстантивация, использования слов стяжения - вычерка, зачетка; усечения -.

 

В качестве примера можно привести высказывание современного публичного человека – И. Хакамады:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.