Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сознание






Сознание в нашем контексте будет трактоваться следующим образом:

- как социальный, или личностный уровень психической организации человека;

- как опыт общества на уровне отдельного человека в форме социального опосредствования психического отражения;

- как инструмент включения в общество, в мир культуры, и ориентации в них; как инструмент сохранения общественного человека, человека как личности.

В число исходных, базовых жизненных проявлений сознания входят:

- общая чувствительность человека к социально значимым проявлениям других людей, или то, что в обиходе привычно называют чуткостью в самом общем значении этого слова;

- активность человека в сфере социальных отношений, которую называют инициативностью;

- реактивность человека при социальных воздействиях на него, илиего отзывчивость;

- соотношение инициативности и отзывчивости является общим проявлением социализованности, или субъективной вовлечённости человека в общественную жизнь. (Пример ситуативного проявления социализованности в форме выражения согласия и/или несогласия с социально типичными установками).

В число производных, вторичных жизненных проявлений сознания входят:

- личностный темпоритм, или социальное время человеческой жизни в конкретных социокультурных условиях, регламентирующих эту жизнь;

- социальная пластичность и/или ригидность, которая на практике устойчиво обозначается как образованностьчеловека в форме его осведомлённости, умелости, воспитанности в актуальных отношениях. В оптимальных случаях образованность предполагает ещё и рефлексивность;

- социальная экстра-/интровертность человека, которая прекрасно известна всем студентам и даже школьникам. Это, общительность и/или замкнутость (в форме самодостаточности) человека в межчеловеческих отношениях на бытовом повседневном уровне;

- социальная возбудимость, или то, что обычно называют чувством справедливости человека и/или его безразличием к происходящему в обществе, в межчеловеческих отношениях.

Все жизненные проявления сознания имеют социокультурную природу и находят себе выражение в различных знаковых системах общества и, прежде всего, - в языке. В частности, человек осознаёт свои цели и ценности, роли и функции, нормы и ритуалы.

 

Память

Среди многих значений слова «память» человековеды чаще всего останавливаются на двух основных: на «генетическом (наследственном) опыте» и на «прижизненном опыте». В контексте психологии человека «генетическая память» раскрывается в форме темперамента (опыта вида на уровне индивида) и в форме сознания, или социокультурного опыта человека - человека как члена общества, человека как личности. «Прижизненный опыт» человека, или его собственный опыт, раскрывается в нашем контексте как его память в специальном, узком значении слова. И для нас память человека трактуется так:

- это личный, или частный уровень психической организации человека;

- это прижизненный опыт субъективного отражения действительности, или опыт собственной жизни;

- это инструмент самосохранения и ориентации в типичных для данного человека жизненных ситуациях.

Все жизненные проявления памяти характеризуются избирательностью и ситуативностью - как первичные, исходные, базовые проявления, так и вторичные, производные, особенные проявления.

Так, сенситивность (в общем) и чуткость (в частности) на уровне памяти обнаруживают себя в форме впечатлительности человека. Происходящее всегда оставляет свои следы в душевной организации носителя опыта. Но все эти следы, даже сходные по их объективному содержанию, всегда различаются по их субъективной форме. В обиходе об этом принято говорить так: мол, каждый «по-своему воспринимает, переживает и осмысливает действительность». И впечатлительность отдельного человека оказывается исходным жизненным проявлением его памяти как субъективной стороны его собственных, личных отношений с действительностью.

Активность (в общем) и инициативность (в частности) на уровне памяти обнаруживают себя в форме избирательности человека в его личных отношениях с миром. Человек вычленяет одни элементы и/или аспекты действительности и игнорирует другие. И это оказывается вполне приемлемым в рамках его бытия и как члена общества, и как живого существа.

Реактивность (в общем) и отзывчивость (в частности) на уровне памяти обнаруживают себя в форме различной субъективной вовлечённости человека в происходящее, или в форме его субъективного участия в происходящем, - при внешней «одинаковости» физического присутствия и/или социальной вовлечённости.

Соотношение активности и реактивности (в общем) и социальной вовлечённости (в частности) на уровне памяти обнаруживают себя в форме «заинтересованности» человека происходящим, или в форме его мотивированности. Некоторые человековеды различают внешнюю (объективную) и внутреннюю (субъективную) мотивированность. С учётом их позиции в нашем случае речь идёт о «внутренней мотивированности».

Вторичные жизненные проявления памяти также имеют свои особенности. Вот, например, что говорил в 2005 г. Алексей Черняк, 35 лет, директор фирмы: «Я - «сова» по образу жизни, и для меня утренний час сна дороже трёх ночных. А я из-за перевода часов на летнее время постоянно недосыпаю! Чувствую себя безобразно. И супруга моя этим тоже недовольна, так как весной в семье начинаются серьёзные перебои с исполнением супружеского долга. Предлагаю разрешить «совам» жить по своему графику и не морочить нам голову какой-то мифической экономией энергии. Тем более, что мне эта чужая энергия - до лампочки. Лично я в этом году часы переводить не буду, проживу как-нибудь до осени». (Рубрика «Метрописьма») // Метро СПб.- Четверг - 17.03.2005. - С.15). А в 2011 г. указом президента РФ в нашей стране стрелки часов переводить перестали... Правда, осенью, а не весной...

Итак, выделяются временные особенности существования и осуществления личного опыта, или личное время человека. Можно сказать, что в нём «сплавляются» биологическое время человека - как индивида и его социальное время - как личности. Особенности личного времени жизни обнаруживают себя в скорости запечатления информации, в длительность её сохранения и в скорости её извлечения (воспроизведения). В прошлом (ХХ) веке был открыт закон субъективного времени.

Занятость при получении информации - это главный фактор сокращения личного времени при восприятии происходящего и роста личного времени - при его представлении: человеку «есть что вспомнить...». А отсутствие занятости «растягивает» личное время при восприятии происходящего и сокращает его до нуля при представлении: «Жизнь прошла, как не было...»

Временные особенности памяти - это самые очевидные её проявления, больше всего изучаемые и чаще всего используемые при характеристике хода (или процесса) учебно-познавательной работы учащихся. А в общем, имея в виду длительность сохранения информации, выделяют различные «виды» памяти: основные (кратковременную и долговременную) и промежуточные: «мгновенную» и «буферную». (Более точное обозначение во всех этих случаях - не «виды», но уровни; а в динамике - этапы памяти).

Пластичность/ригидность (в общем) и образованность (в частности) на уровне памяти проявляются в форме большей или меньшей обучаемости/воспитуемости человека. В общем, обучаемость/воспитуемость определяется по прижизненным адаптивным изменениям в поведении. Эти изменения со времён Уотсона, работавшего с крысами, педагоги до сих пор называют «формированием навыков». Навыки в таком, самом общем их понимании (как приспособительное поведение вообще), формируются и у человека, и у всех других животных. В частности же, об обучаемости/воспитуемости человека обычно речь заходит применительно к совершенно определённой социокультурной (предметной) области. И тогда наличие навыков у человека оказывается свидетельством высших проявлений его памяти: человек выполняет высоко эффективные действия, доведённые до автоматизма, т.е. без участия сознания. (В последние годы высокую эффективность человеческих действий стали рассматривать как «проявление компетентности»).

Экстра-/интровертность (в общем) и общительность/замкнутость (в частности) на уровне памяти проявляются в своеобразии опосредствованности при приобретении и использовании информации. Так, экстравертность проявляется в большей лёгкости осознания происходящего и реагирования на него при получении информации, в том числе и при общении. А интровертность проявляется в большей лёгкости осознания при сохранении и/или при использовании информации, в том числе и в условиях общения.

Эмоциональная возбудимость/устойчивость (в общем) и справедливость/безразличие (в частности) на уровне памяти проявляются в форме большей или меньшей организованности личного опыта, или в форме рассудочности носителя этого опыта. На уровне повседневного здравого смысла при выраженности этой организованности (или рассудочности) говорят также о наличии у человека «своей правды жизни», говорят о том, что человек «живёт по правде», или «по своим принципам».

Все жизненные проявления памяти раскрывают субъективную сторону личных отношений человека с миром. Они конкретизируются у отдельных людей через их влечения и мотивы, умения и навыки, привычки и стереотипы. Причём всё это находит себе выражение и во внешнем поведении, и во внутренних, душевных движениях, в том числе и в различных фактах сознания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.