Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Духовность






В современной отечественной культуре весьма распространено понимание духовности как религиозности. Возникновение идеи бога - это действительно очень важный момент в развитии каждой национальной культуры. Но в научном контексте, в частности, в контексте психологии человека, духовность понимается гораздо шире: как интегративная рефлексивность человека. Это такая рефлексивность, или обращённость на себя, которая опосредствуется открытой системой социокультурных значений и субъективных смыслов, ставших актуальными для человека в разных масштабах его бытия. Все они являются разнопорядковыми по обобщённости: от принадлежащих отдельным носителям психики до раскрывающих основы мироздания.

С учётом сказанного и с учётом принятой логики работы в рамках нашего учебного курса духовность определяется следующим образом.

- Во-первых, это индивидуальный уровень психической организации;

- во-вторых, это опыт теоретического, в частности, семиотического освоения действительности;

- в-третьих, это инструмент ориентации и самосохранения в мире значений и смыслов, имеющих социокультурную, антропоцентрическую природу.

Каковы же жизненные проявления духовности?

Это чувствительность человека к ситуациям, раскрывающим значение и смысл происходящего.

Это активность человека при распознавании и создании ситуаций, раскрывающих значение и смысл актуальных событий.

Это реактивность человека, илиотзывчивость его на происходящее в мире знаков, их значений и смыслов у всех, кто вовлечён в жизненную ситуацию.

Это мера и формы вовлечённости человекав символику происходящего.

Это временные характеристики жизненной ситуации для человека - его индивидуальное время - какпроизвольное расширение или сужение актуального времени в соответствии с требованиями обстоятельств и/или даже вопреки обстоятельствам.

Это экстра-/интровертность человека на уровне индивидуальности - как его непосредственность и/или опосредствованность в учёте семиотики жизненной ситуации с различных позиций её участников.

Это пластичность/ригидность человека на уровне индивидуальности - как его семиотическая лабильность или стабильность в условиях объективных семиотических изменений ситуации.

И это (эмоциональная) возбудимость человека на уровне индивидуальности - как его полная семиотическая автономность: от произвольного ухода от происходящего и погружения в себя (от эскапизма, в частности, при вхождении в транс) до «растворения» в душевном мире - в мире смыслов - другого и до произвольного «возвращения в себя»...

Все жизненные проявления духовности раскрывают отношение человека к себе и к миру как эффект понимания того, что происходит в мире и, в том числе, понимания того, что происходит здесь и сейчас. Причём исходным оказывается понимание сущности человеческой природы, сущности человеческих отношений. Для носителя духовности важно происходящее в «близком настоящем» (здесь и сейчас) как зависящее от прошлого и как устремлённое в будущее. Отсюда вытекают актуальные приоритеты человека на уровне индивидуальности с тремя её «вершинными» гранями: Разумом, Волей и Чувствами.

Итак, в этой лекции обозначены пять уровней психической организации человека: его темперамент, сознание, память, психическая субъектность и духовность. Рассмотрены определения каждого уровня и его жизненные проявления, или человеческие проявления на каждом из этих уровней.

Таковы самые общие ориентиры в душевном мире человека, которые выделены для лучшего понимания человеческой сущности с позиций принятой модели. Эти ориентиры становятся для нас внутренними объяснительными конструктами для понимания природы отдельных душевных движений (или психических актов), в которых находит себе проявление душевная (психическая) жизнь человека.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.