Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Темперамент






Семинар 1

«Психические процессы, свойства и состояния»

Вопросы:

Какие существуют виды психических процессов?

Психические процессы - процессы, условно выделенные в целостной структуре психики.

 

Выделение психических процессов - это условное разделение психики на составные элементы, появившееся по причине существенного влияния механистических представлений на учёных-психологов в период становления научной психологии. Кроме этого, это вычленение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX - начала XX века.

 

В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических процессов имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки.

 

Взаимосвязь психических процессов выражается, например, в том, что восприятие невозможно без памяти, запоминание невозможно без восприятия, а внимание невозможно без мышления.

 

Виды психических процессов:

 

1. Познавательные:

•Ощущение

•Восприятие

•Мышление

•Сознание

•Речь

•Внимание

•Память

•Воображение

 

2. Эмоционально-мотивационные:

•Эмоции и Чувства

•Состояния (Настроение, Тревожность и пр.)

•Мотивация

•Воля

•Проактивность

 

3.Личностные характеристики:

•Характер

•Темперамент

•Моторика

•Интеллект

Опишите уровни организации психических процессов.

 

Уровни психической организации человека

В иерархической модели человека по Б.Г. Ананьеву были выделены уровни индивида, личности и индивидуальности, с соответствующими подуровнями. К ним приурочены пять уровней психической организации. В их числе (1) темперамент, (2) сознание, (3) память, (4) психическая субъектность и (5) духовность. Это и будут вопросы сегодняшней лекции. В каждом случае будет дано определение и будут раскрыты основные жизненные проявления уровня. А дальнейшая конкретизация - с выделением общих свойств уровня, его природы как атрибута и его деятельностной природы, - остаётся для самостоятельной проработки (при возникновении в этом личной заинтересованности студента).

Темперамент

Итак, темперамент. Темперамент во взятом контексте будем понимать так:

- как генетически первичный уровень психической организации;

- как видовой опыт базовых отношениях со средой на уровне индивида;

- как инструмент самосохранения и ориентации в самых общих условиях обитания, полезных и/или вредных для его носителя.

Жизненные проявления темперамента иначе можно назвать «темпераментными характеристиками человека». Самые общие из них суть сенситивность (чувствительность) человека, его активность, реактивность, соотношение (баланс) активности и реактивности в различных отношениях со средой.

Вторичные, или производные «темпераментные характеристики человека» суть временные характеристики всех жизненных проявлений (или жизненный темпоритм), пластичность и/или ригидность, экстра-/интровертность, эмоциональная возбудимость.

Сенситивность, или общая чувствительность индивида, раскрывается как его чувствительность по всем модальностям ощущений. Можно говорить об «интеграле» остроты всех его органов чувств. Это значит, что данная характеристика учитывает чувствительность и по каждому анализатору, и общий профиль чувствительности по всем анализаторам, и чувствительность организма в целом.

Активность, в общем случае, - это переход потенциальной энергии в кинетическую. У любого живого существа активность обнаруживается в форме его спонтанных движений, не имеющих очевидных внешних причин и составляющих «ткань» поведения. У человека, в связи с развитием его организма, дифференцируется активность различных органов и подсистем.

[Вопрос: Какая активность человека как индивида Вам известна? Постарайтесь дать ей общее название и перечислите её основные формы. Начните так: «Я знаю, что индивид...» Что делает человек как индивид? ].

Реактивность - это активизация организма в ответ на какое-либо внешнее воздействие, или, попросту говоря, это выраженность ответа на него. Индивиды разнятся между собой по тому, насколько сильно они реагируют на одни и те же воздействия.

Соотношение активности и реактивности, или баланс спонтанных и вызванных движений, присущий индивиду, тоже является принципиальной его характеристикой.

Жизненный темпоритминдивида выражается в периодичности, длительности и амплитуде различных его состояний, которые сменяют друг друга. Именно в них конкретизируется то, что обозначают выражением «ритмы жизни». Сюда входят и биоритмы, и их психологическая, субъективная составляющая, обнаруживающая себя в ритмичности душевной жизни. Самый большой цикл задан тремя фазами жизни индивида: детством, зрелостью, старостью. На них накладываются периоды солнечной и лунной активности по отношению к Земле: многолетние, годовые, сезонные, месячные, недельные, суточные циклы, вплоть до периодичности поведенческих актов разной сложности, - вспомним характеристики внимания при мышлении, восприятии, ощущении... В быту хорошо известно разделение людей на «жаворонков» и «сов», - это частный пример учёта выраженности различий между людьми по их темпоритму. Другие циклы менее очевидны, и для их выявления необходимы специальные исследования.

Пластичностьи/или ригидность душевной организации раскрывается как податливость происходящим изменениям в общих условиях жизни, как подстройка к ним или, наоборот, как игнорирование их и попытка сохранить образ жизни вопреки происходящим изменениям. На уровне лабораторных опытов И.П. Павлова с животными (в основном, с собаками) - это лёгкость или трудность выработки условных рефлексов. С одной стороны, «пуганая ворона куста боится», или «обжёгшись на молоке, дуем на воду»; с другой стороны, люди безразличны к поступающей информации и им всё - «как об стенку - горох», а кому-то - даже «хоть кол на голове теши»...То же - у животных.

Экстра-/интровертность в быту часто понимается в дословном переводе на русский язык - как направленность во вне или внутрь, на себя. Однако современное психологическое содержание этих слов - иное. (См. труды В.С. Мерлина). Ибо речь идёт об индивиде, о животном организме, у которого вообще никакой направленности как субъектной устремлённости к чему-либо нет и в помине. Животное вообще ни субъектно, ни субъективно ни к чему не относится; с миром его связывают только объективные отношения, как и человека на уровне индивида.

[Вопрос: Какие объективные отношения связывают человека с действительностью? Постарайтесь дать им общее название и перечислите их. Начните так: «Ч-ка связывают с миром...» Что? Какие объективные отношения? ].

Любой организм тождественен со своей жизнедеятельностью. Можно говорить об объективной устремлённости животного организма, которую в павловской лаборатории обозначили как «рефлекс свободы». Животное всегда сопротивляется при физическом ограничении его двигательной активности. Но субъективных отношений у животных нет. А вот душевная жизнь - и как субъективность, и как субъектность, в самом общем значении этих слов, - у животных есть. И она тем сложнее, чем выше животное находится на эволюционной лестнице. И одно из главных жизненных проявлений темперамента животных - это их экстра-/интровертность.

Экстравертность по её психологической природе - это непосредственность текущих впечатлений. Даже повторяющиеся воздействия экстравертом воспринимаются свеж?, как будто в первый раз, или, как это принято говорить про людей, «по-детски»... И наоборот. Интровертность по её психологическому механизму означает опосредствованность текущих впечатлений ранее полученными впечатлениями. Любое воздействие буквально «окружается» ассоциациями и «берётся ими в плен», «тискается», «смакуется», и такое происходит с несчастным «пленником» снова и снова... Каждый, у кого есть собака или кошка, знает о специальных игрушках для домашних животных в виде косточек или мячиков, которые животное мусолит, с большей или меньшей частотой, в зависимости от этой его темпераментной характеристики. У людей - то же. Кому-то достаточно один раз посмотреть фильм, послушать музыку, полюбоваться чем-то, чтобы потом долго-долго смаковать свои впечатления. А кто-то может посмотреть тот же фильм или послушать то же музыкальное произведение два раза подряд или даже больше, а на следующий день ещё и ещё раз, а потом ещё и ещё... Или же постоянно любоваться чем-то, фактически присвоенным. Это - крайние примеры проявления интро- и экстравертности среди людей.

Эмоциональная возбудимость индивида раскрывается в том, насколько он оказывается эмоционально вовлечённым в происходящее. Как говорят в быту, насколько «близко к сердцу» принимает события. Когда хотят подчеркнуть особые аспекты этого жизненного проявления человека, в частности, его выраженность, говорят также о тревожности, или даже о нейротизме. Альтернативой для эмоциональной возбудимости является эмоциональная стабильность, или хладнокровие, в пределе - х? лодность и отчуждённость. Ещё раз подчеркну: речь идёт о проявлениях, корни которых мы находим уже у высших животных.

Все жизненные проявления темперамента обнаруживают его общие свойства, его принадлежность (атрибутивность) организму, его деятельностную природу. Но, по мере развития человека и созревания темперамента, этот уровень души маскируется её высшими уровнями. Поэтому для распознавания темперамента главными критериями признаны его жизненные проявления в раннем детстве и в экстремальных ситуациях.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.