Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пример 2. Модель изучения такого свойства студента, как «политическая активность»






Модель изучения такого свойства студента, как «политическая активность». Опять, как и в предыдущем случае, цель изучения -возможность утверждения, что студент А активнее студента В или политическая активность двух студентов одинакова.

Обратите внимание, мы не ставим вопрос: на сколько? Поиск ответа на такой вопрос может быть и бессмысленным в силу слож­ности свойств. Поиск ответов на такого рода вопросы, то, над чем бьется теория измерения,специфическая область социологии. Хотя реализация модели, на основе которой проводятся сравнения «равноне равно», «большеменьше», тоже можно называть измерением. К этому мы еще вернемся, ибо следующий раздел книги посвящен при­емам измерения.

Вернемся к свойству «политическая активность». Это свойство — социальная установка. Как и для любой другой социальной уста­новки, при ее изучении могут быть рассмотрены три компонента, или три элемента: когнитивный, аффективный (эмоциональный) и конативный (поведенческий). В социологии существует упрощен­ный прием изучения этих элементов. Когнитивный компонент вы­является вопросом типа «Насколько вы знаете то-то и то-то?» Аф­фективный компонент вопросами типа «Как вы оцениваете или насколько вы желаете то-то и то-то?». Конативный компонент вы­является вопросами типа «Как бы вы повели себя в той или иной ситуации?» Очевидно, что это простой (тем самым очень удобный), но поверхностный подход.

Глубокое изучение политической активности требует других способов получения данных. Например, для поведенческого ком­понента речь может идти о трех способах. Первый основан на изу­чении использования бюджета времени за определенный времен­ной промежуток. Второй способ опирается на самооценки студентами своего времяпрепровождения. И наконец, третий спо­соб — лейтмотивное интервью по поводу политической активнос­ти. Тогда естественным является вывод, что поведенческий компонент «политической активности» может быть изучен с помощью трех типов информации, а именно:

 бюджеты времени;

 данные анкетирования;

 текстовые данные.

Что касается эмоционального компонента, т. е. изучения го­товности к определенной политической активности, совершенно ясно, что с помощью прямо поставленных студенту вопросов вряд ли можно изучить такую готовность. В данном случае необходимы какие-то методы из области психологии, например методы психо­логического тестирования. По сути, речь может идти о необходимости использования вопросников сложной структуры.

Таким образом, для изучения политической активности как свой­ства может потребоваться социологическая информация разного типа:

 данные, полученные посредством анкет достаточно про­стой структуры;

 данные о времяпрепровождении (бюджеты времени);

 данные, полученные посредством анкет сложной структу­ры;

 текстовые данные — результаты интервью.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.