Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • Тема 5: строение пищеварительной системы






    Цель: изучить строение пищеварительной системы.

     

    Пищеварительная система представляет, собой комплекс органов, функция которых заключается в механической и химической переработке пищи, всасывании переработанных и выделении не переваренных частей пищи. Пищеварительный канал человека имеет длину около 11 -10 м и подразделяется на следующие отделы: полость рта, глотка, пищевод, желудок, тонкая и толстая кишка. Стенка пищеварительного тракта состоит их трех слоев (оболочек): слизистого, мышечного и соединительнотканного. Соответственно различным функциям разных отделов пищеварительного тракта эти слои приобретают разное строение.

    Слизистая оболочка является границей между внутренней и внешней средой организма. Она имеет большое количество складок, каждая из которых, кроме того, несет на себе ворсинки. Складки и ворсинки предназначены для увеличения площади поверхности слизистой оболочки, что способствует более полному соприкосновению с пищей.

    Подслизистая основа создает подвижный эластический слой, предотвращающий чрезмерное сдавливание сосудов и нервов стенки и участвующий в формировании складок.

    Мышечная оболочка обеспечивает ритмические сокращения кишечной трубки (перистальтику), способствующие продвижению пищи в дистальном направлении, участвует в образовании сфинктеров.

    Соединительнотканный слой может быть представлен адвентициальной оболочкой или серозной (брюшиной). Между покрытыми брюшиной органами и брюшной стенкой находится щелевидная брюшинная полость, заполненная серозной (брюшинной) жидкостью, обеспечивающей легкое скольжение внутренних органов. По отношению к брюшине выделяют следующие органы: а) лежащие интраперитонеально, т.е. окруженные брюшиной со всех сторон; б) экстраперитонеально, располагающиеся вне брюшины; в) мезоперитонеально, покрытые брюшиной с трех сторон.

    Процессы, происходящие в кишечной трубке, требуют для своего осуществления специальных жидкостей, к которым следует отнести слюну, желчь, желудочный и поджелудочный сок, вырабатываемый специальными образованиями – железами (слюнные железы, печень, поджелудочная железа, желудочные и кишечные железы). По своему строению железы бывают: 1) трубчатыми (в виде трубочки); 2) альвеолярными (в виде пузырька); 3) альвеолярно-трубчатыми.

     

    Задания:

    1. Рассмотреть строение полости рта:

    а) преддверие рта;

    б) собственно полость рта,

    в) железы ротовой полости: околоушные, поднижнечелюстные и подъязычные;

    г) зубы: коронка, шейка, корень;

    д) формула зубов (молочных и постоянных);

    е) мышцы и кости ротовой полости.

    2. Изучить строение глотки (соединительного звена между полостью носа, рта, пищевода и гортани):

    а) выделить носовую, ротовую, гортанную части глотки;

    б) рассмотреть приспособления, обеспечивающие обособление дыхательного и пищеварительного тракта во время акта глотания.

    3. Рассмотреть строение пищевода:

    а) топографию;

    б) строение стенки (слизистый, мышечный, адвентициальный слои).
    4. Рассмотреть строение желудка:

    а) топографию;

    б) строение стенки;

    в) большую и малую кривизну, дно, свод;

    г) сфинктеры желудка;

    д) железы желудка (железы дна желудка и пилорические).
    5. Изучить строение отделов тонкого кишечника (топографию, особенности строения стенки, железы):

    а) двенадцатиперстной кишки;

    б) тощей кишки;

    в) подвздошной кишки.

    6. Изучить строение отделов толстого кишечника:

    а) слепой кишки;

    б) восходящей ободочной кишки;

    в) поперечной ободочной кишки;

    г) нисходящей ободочной кишки;

    д) сигмовидной ободочной кишки;

    е) прямой кишки;

    ж) заднепроходного канала.

    7. Рассмотреть строение желез пищеварительной системы

    7.1. Изучить строение печени:

    а) топографию;

    б) две поверхности (верхняя - диафрагмальная и нижняя - висцеральная), два края;

    в) ворота печени

    г) доли (правую, левую), их отличия друг от друга;

    д) секторы, сегменты, дольки печени (зарисовать строение печеночной дольки в тетради).

    е) оболочки печени.

    7.2. Рассмотреть строение желчного пузыря:

    а) топографию;

    б) дно, шейку, тело.

    7.3. Рассмотреть строение поджелудочной железы:

    а) топографию;

    б) найти головку, тело, хвост;

    в) определить анатомические образования, которые позволяют говорить о поджелудочной железе как об органе внутренней и внешней секреции.

    8. Рассмотреть строение брюшины и брюшинной полости:

    а) париетальный листок;

    6) висцеральный листок;

     

    Контрольные вопросы:

    1. Какие образования пищеварительного тракта обеспечивают акт глотания?

    2. Какие образования пищеварительного тракта выполняют барьерные функции (препятствуют внедрению антигенов, аллергенов и микроорганизмов)?

    3. Опишите взаимосвязь между макроскопическим строением желудка и выполняемыми им функциями.

    4. Перечислите морфологические и функциональные отличия отделов тонкого (толстого) кишечника.

    5. Опишите связь двенадцатиперстной кишки с желудком, печенью и поджелудочной железой.

    6. Каково отношение внутренних органов (желудка, различных отделов тонкого и толстого кишечника, печени и поджелудочной железы)?

    7. Чем объясняется подвижность тощей и подвздошной кишок и неподвижность двенадцатиперстной?

    1. В чем заключается особенность кровоснабжения печени? Что такое чудесная венозная сеть?

    8. Чем отличаются понятия: брюшная полость и брюшинная полость?

     

    Терминология

     

    1. Пищеварительная система - systema digestorum
    2. Губы - labia oris
    3. Полость рта - cavitas oris
    4. Зубы - dentes
    5. Язык - lingua
    6. Десны - gingivae
    7. Щеки - buccae
    8. Небо - palatum
    9. Железа околоушная - glandula parotidea
    10. Железа поднижнечелюстная - glandula submandibularis
    11. Железа подъязычная - glandula sublingualis
    12. Глотка - pharynx
    13. Пищевод - esophagus
    14. Желудок - gaster
    15. Тонкая кишка - intestinum tenue
    16. Тощая кишка - jejunum
    17. Двенадцатиперстная кишка- - duodenum
    18. Подвздошная кишка - ileum
    19. Толстая кишка - intestinum crassum
    20. Кишка ободочная - colon
    21. Кишка оболочная восходящая - colon ascendens
    22. Кишка ободочная поперечная - colon transversum
    23. Кишка ободочная нисходящая - colon descendens
    24. Кишка ободочная сигмовидная - colon sigmoideum
    25. Слепая кишка - caecum
    26. Червеобразный отросток - appendix vermiformis
    27. Прямая кишка - rectum
    28. Заднепроходный канал - canalis analis
    29. Брюшина - peritoneum
    30. Брюшная полость - cavitas abdominis
    31. Брыжейка - mesenterium
    32. Сальник большой и малый - omentum majus at minus
    33. Печень - hepar
    34. Общий печеночный проток - ductus hepaticus communis
    35. Желчный проток - ductus choledochus
    36. Желчный пузырь - vesica fella
    37. Поджелудочная железа - pancreas

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.