Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические материалы по организации и технологиям обучения для преподавателя






Большой объём материала, абстрактность категорийного аппарата литературоведения, ограниченность читательского опыта вчерашних абитуриентов, а также отличие научного восприятия художественного текста от привычного школьникам взгляда на литературу - те проблемы, с которыми встречается преподаватель при ведении курса. В связи с этим представляется целесообразным

1.Отбор самых необходимых читателю понятий и терминов науки о литературе. Для чего можно использовать

- новейшие справочные издания: Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. М.: Высшая школа, 2001; Материалы к словарю терминов тартуско-московской семиотической школы. Тарту, 1999; Литературоведческие термины (материалы к словарю). Вып.1, 2. Коломна 1998, 1999; Литературоведение от А до Я. Энциклопедический словарь для юношества. М., 2001 и др.

- новые научные и методологические исследования.

2. Учитывая невысокий уровень начитанности первокурсников, при объяснении теоретических понятий необходимо опираться на известные им произведения (прежде всего, школьной программы). В качестве основного материала для примеров целесообразно использовать небольшие по объёму произведения, особенно это касается текстов, предлагаемых студентам для самостоятельной работы.

3. Постепенному расширению кругозора служит координация курсов, читающихся одновременно: по фольклору, античной литературе, современному литературному процессу.

4. Особое внимание следует уделить «языку преподавания», учитывая сложность восприятия научного стиля речи. Введение терминов и научных понятий сопровождается подробным объяснением и обязательным иллюстрированием. Целью его является ознакомление студентов с научным аппаратом литературоведения.

5. Анализ художественных произведений, целостный или в определенном аспекте, целесообразно проводить по заранее данным студентам вопросам, выявляющим конкретные аспекты текста и основанным на простом читательском восприятии. Задачей преподавателя является обратить внимание студента на художественные особенности произведения. Отталкиваясь от «наивно-реалистического» восприятия, можно выходить на уровень научного анализа.

6. Достичь желаемого результата позволяет сопоставление художественных текстов, особенно на практических занятиях. Для лучшего усвоения материала возможно использование при объяснении определенных тем (например, «Стихосложение») различных форм наглядности: схем, таблиц и т.п..

7. Облегчается восприятие теоретического материала анализом нескольких наглядных примеров на практических занятиях. Увеличить их количество позволяет раздаточный материал: листки с отпечатанными фрагментами. Репрезентативность примеров определяется их разнообразием при небольшом объеме.

 

12. Методические материалы по изучению дисциплины (модуля) для студента

1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Содержание дисциплины делится на 2 модуля. Модуль 1 состоит из трех разделов: раздел 1 («Литература и наука о ней») включает в себя темы 1-3 («Литературоведение как наука»; «Анализ и интерпретация»; «Литература как искусство»); раздел 2 («Закономерности развития литературы») – темы 4-6 («Родовое деление художественной литературы»; «Понятие жанра»; «Литературный процесс»); раздел 3 («Автор») – из тем 7, 8 («Автор художественного произведения» и «Понятие лирического героя»). Модуль 2 («Художественное произведение») включает в себя темы 9-11. («Форма и содержание»; «Содержание художественного произведения». «Литературная форма»).

2. Общие методические рекомендации.

1. Рекомендуется в тетрадях для лекций и практических занятий оставлять достаточно широкие поля, на которых вносятся дополнения, а также делаются разного рода пометы (!,?, NB и под.).

2. Перед очередной лекцией или практическим занятием необходимо просмотреть предыдущие записи и записать возникшие вопросы, требующие дополнительного обсуждения.

3. Помимо выполнения письменного задания, необходимо записать краткий ответ тех заданий, которые требуют устного выполнения.

4. Усвоение программного материала по основам науки о литературе предполагает слушание лекций, серьёзную подготовку к практическим занятиям и активную работу на них, использование справочной, учебной и научной литературы, записей лекций и выполнение самостоятельных работ.

5. Самостоятельная работа студентов предполагает серьезную работу с рекомендованной литературой, а также выполнение практических заданий (анализирование произведений в избранном аспекте и комплексно). В связи с небольшим количеством часов, выделенных на преподавание курса, нельзя ограничиваться при подготовке к практическим занятиям и экзамену только лекционными записями. При чтении и конспектировании рекомендованной литературы особое внимание нужно обращать на те моменты, которые не нашли своего отражения в лекции или освещены в литературе иначе. Важно отметить и неясные положения в подаче теоретического или фактического материала в рекомендованных источниках, фиксируя их письменно, чтобы обсудить в аудитории.

6. При подготовке к практическим занятиям также можно фиксировать в тетради возникшие вопросы, оставляя место для их комментария, который будет дан в аудитории на занятии либо на консультации.

7. Систематизация материала в виде схем и таблиц поможет лучше запомнить изучаемый материал (все схемы, таблицы, парадигмы и т.д. лучше хранить в отдельной папке).

8. При подготовке к тестированию по определенной теме или блоку тем нужно тщательно подготовиться, повторив материал.

9. В самостоятельную работу студента входит:

1. Подготовка к практическим занятиям, включающая

а) чтение художественных произведений, указанных в списке литературы;

б) работу с учебными, справочными и исследовательскими материалами.

2. Подготовка к сообщений к практическим занятиям;

3. Подготовка к экзамену

4. Составление словарика литературоведческих понятий и терминов по глоссарию, предложенному преподавателем.

5. Выполнение контрольных заданий.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.