Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иметь представление






а)о типах композиции и сюжета;

б) о возможностях субъектной организации произведения (различать автора, рассказчика или повествователя, сказовую форму);

в) о «чужом слове» в произведении (цитата, аллюзия, реминисценция) и функциях его употребления автором;

г) о системах стихосложения.

Владеть навыками

а) самостоятельной работы с рекомендуемыми источниками;

б) сравнительного анализа произведений;

в) исторического комментирования художественного произведения;

г) определения размера поэтического произведения.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.

Вид учебной работы Всего часов Семестры
       
Аудиторные занятия (всего)          
В том числе: - -   - -
Лекции          
Практические занятия (ПЗ), в том числе 16 часов - КСР          
Семинары (С)          
Лабораторные работы (ЛР)          
Самостоятельная работа (всего)          
В том числе: - -   - -
Курсовой проект (работа)          
Расчетно-графические работы          
Реферат          
Другие виды самостоятельной работы          
           
Вид промежуточной аттестации: экзамен          
Общая трудоемкость 144 часа; 4 зач. ед.          
         

Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
1. Литература и наука о ней Тема 1. Литературоведение как наука; разделы его. Признаки научности литературоведения: закономерности построения произведения, возникновения и бытования его. Специфика гуманитарных наук. Тема 2. Анализ и интерпретация как способы научного постижения литературного произведения. Тема 3. Литература как искусство. Происхождение искусства из синкретического хора. Искусство как познание, как создание художественного образа, как результат индивидуального человеческого творчества. Художественный образ: происхождение и структура. Объективно-познавательное и субъективно-творческое начало художественного образа. Слово как «материал» литературы; изобразительность словесного образа. Место литературы в ряду других искусств.
2. Закономерности развития литературы. Тема 4. Родовое деление художественной литературы. Понятие литературного рода. Эпос, лирика, драма. Аристотель, Платон, Буало, Белинский, Веселовский, «формалисты» о литературных родах. Современные концепции. Способы пространственно-временной организации, восприятие человека, формы выражения авторской субъективности, характер обращенности к читателю как комплексы свойств, проявляющие родовую принадлежность произведения. Тема 5. Понятие жанра. Историчность жанров и понятие жанровой системы. Жанры канонические и неканонические, универсальные и локальные. Эпические жанры: поэма, сказка, притча, новелла, рассказ, повесть, роман, внутрижанровые разновидности романа. Драматические жанры: трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль, фарс и др. Лирические жанры: ода, песня, элегия, романс, эпиграмма, мадригал, эпитафия, дружеское послание; жанр лирического стихотворения. Тема 6. Литературный процесс. Основные понятия, термины, концепции литературного процесса. Внешние и имманентные факторы развития литературы. Стадиальность литературного развития. Динамика и стабильность в составе всемирной литературы. Понятия «стиля», направления, течения, школы.
3. Автор художественного произведения Тема 7. Автор художественного произведения. Значения слова «автор». Зависимость проявления автора от родовой принадлежности произведения; универсальные формы проявления авторской позиции. Субъектная организация произведения; различные способы повествования. Способы выявления субъекта речи: временная, пространственная, эмоциональная проявленность его. Понятия повествователя, рассказчика. Представление о сказовой форме повествования. Тема 8. Понятие лирического героя. Особенности проявления автора в лирическом произведении, история термина «лирический герой»; ролевая лирика, поэтические художественные системы с лирическим героем и без него.
4. Художественное произведение. Тема 7. Форма и содержание; их единство и взаимосвязанность: целостность художественного произведения. Тема 8. Содержание художественного произведения. Понятия, характеризующие содержание: тема, проблема, идея, пафос; традиционно выделяемые виды пафоса (трагическое, героическое, возвышенное, комическое и др.). Тема 9. Литературная форма, уровни формальной организации текста. Д.С. Лихачев о «внутреннем мире» художественного произведения: чем он определяется, из чего состоит. 9.1 Предметно-образный уровень: а) Персонаж как воспроизведение человеческой личности в произведении: способы проявления литературного героя в тексте, объединяющая функция имени героя, формы поведения человека, изображение внутреннего мира человека в литературе. б) Предметно-вещный мир: особенность художественного времени и пространства, понятие хронотопа; понятия пейзажа и интерьера, их возможные функции в художественном произведении; специфичность изображаемых вещей. 9.2 Речевой уровень: а) Специфика художественной речи; основные функции слова. «Чужое слово» в произведении. Цитата в широком смысле слова: (цитата, реминисценция, аллюзия). б) Понятие тропа: Аристотель, А.Потебня, Б.Томашевский, Г.Поспелов о функции тропов. Представление о сравнении, метафоре, метонимии, эпитете, символе, аллегории. в) Стилистические фигуры речи. 9.3 Композиционный уровень: Понятия: сюжет, фабула, композиция. Определение фабулы. Сюжет и его функции. Сюжет и конфликт. Два основные типа сюжетных конфликтов. Понятия перипетии, узнавания и катарсиса. Композиция сюжета и композиция произведения. Внесюжетные элементы композиции. Приёмы организации текста (обрамление, повторы, вариации, со— и противопоставления, умолчание, монтаж и др.). Мотив. Представление о «свободных» и «связанных» мотивах. Композиция лирического произведения (образно-тематическая и собственно стиховая).





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.