Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Родительский семинар-практикумв социально-психологической реабилитации семьи






 

Необходимость оказания социально-педагогической и психологической помощи современной семье обуславливается целым рядом причин, таких как экономическая и политическая нестабильность, тяжелые материально-бытовые условия. Современная семья нуждается в помощи также при решении внутрен­них проблем, среди которых особое место занимают детско-родительские отно­шения.

Практика работы в ГЦСПСиД показала наличие целого ряда проблем в сфере детско-родительских отношений: отсутствие взаимопонимания между ро­дителями и детьми; снижение значимости коммуникативных контактов; отклоне­ния в социальной и эмоциональной сферах ребенка; переживание семьей состоя­ния эмоционального неблагополучия, связанного с воспитанием и обучением ребенка; наличие в семье экстремальных жизненных ситуаций, приводящих к невротизации ребенка; проблемы личностного роста и развития ребенка.

Обозначенные проблемы подтверждают необходимость оказания целенап­равленной профессиональной помощи родителям, способствующей гармониза­ции взаимоотношений с детьми.

Мысль о том, что родителей необходимо учить воспитывать своих детей, осознавалась еще в глубокой древности, подтверждение этому можно найти в трудах Ж.-Ж. Руссо, Я.А. Коменского.

«Воспитание родителей» — международный термин, под которым понима­ется помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей. Чтобы проникнуться позитивным импульсом к воспитанию детей, родители должны сами осознать возможность и необходимость своего внутреннего роста — с чего и начинается настоящее воспитание родителей.

В своем развитии понятие «коррекционная работа с родителями» прошло несколько этапов.

В 30-40-х гг. XX в. X. Джайнотт, работая психотерапевтом с больными детьми и их родителями, пришел к мысли о необходимости профилактической работы с родителями, которую он назвал «профилактическим воспитанием». Опираясь на опыт групповой работы с родителями больных детей, он построил модель групповых консультаций, в основе которой лежит стремление родите­лей переориентировать свои установки в зависимости от потребностей ребен­ка. Целью профилактического воспитания, по X. Джайнотту, является дости­жение постоянных изменений в структуре личности родителя. Во время группо­вых занятий родители рассказывали друг о своих трудностях, делились опытом выхода из различных положений. Таким образом, они учились друг у друга и постепенно начинали более объективно смотреть на проблемы своей семьи и семейной жизни вообще.

В 60-х гг. Бернард Гуэрни начал разрабатывать концепцию родительской терапии в качестве структурированной программы помощи детям в возрасте от 3 до 10 лет, имеющим проблемы в эмоциональной сфере. Развитие исходных идей терапии детско-родительских отношений привело к признанию того, что в большинстве случаев такое обучение оказалось пригодным для всех родите­лей, а не только для тех, чьи дети испытывают трудности в общении.

Исследуя сущность понятий «профилактическое воспитание родителей», «родительская терапия», мы пришли к выводу что в основе этих понятий лежит именно коррекция родительских установок на воспитание детей, в процессе которой достигается эффект гармонизации детско-родительских отношений.

Как показывают наблюдения, родители, обращающиеся за помощью к спе­циалистам, не всегда готовы принять свободную тренинговую форму работы как ведущий способ занятий с группой, объединяющей людей со сходными про­блемами. Мы пришли к выводу о необходимости более приемлемой формы со­вместной работы. В качестве такой формы был избран групповой родительс­кий семинар-практикум, сочетающий в себе элементы тренинговой работы с возможностью доступного изложения теоретических аспектов проблем, инте­ресующих родителей.

Преимущество группового метода в работе с семьями мы видим в том, что в нем действует принцип «терапия» (лат. therapy — «помогающий»), который означает, что совместная работа оказывает терапевтическое воздействие и на самого помогающего (им может быть любой член группы), так как дает ему возможность почувствовать свою полезность другим [2, 67].

Групповой социально-педагогический практикум с родителями обеспечи­вает позитивную структуру межличностной поддержки, улучшающей самовос­приятие родителей: они начинают осознавать собственную значимость и ве­рить в свои возможности. Возникающее чувство группы и групповой сплочен­ности — важные характеристики процесса родительской терапии.

Учебная группа для родителей должна быть небольшой (6-8 человек), по-этому при организации коррекционной работы необходимо учитывать общую теорию малых групп. Родительская группа, как любая малая группа, имеет две основные сферы функционирования: ингрупповую и межгрупповую, — опреде­ляющие характер, направленность и значимость процессов групповой динами­ки внутри данной общности.

Ингрупповая сфера — это те особые отношения, которые возникают внут­ри данной конкретной группы и определяют специфику взаимодействия между ее участниками, эффективность восприятия родителями учебного материала.

Анализ ингрупповой сферы позволяет корректировать учебную програм­му с учетом тех особенностей во взаимоотношениях между родителями, кото­рые возникают в данной группе, изменять содержание конкретных занятий, вводить новые темы-проблемы, использовать те упражнения и задания, кото­рые наиболее подходят для контингента данной группы.

Межгрупповая сфера жизнедеятельности малой группы позволяет также добиваться определенного воздействия на нее. Обширные исследования меж­групповых отношений показывают, что взаимодействие с другими группами влияет на процессы, происходящие внутри учебной группы: повышается спло­ченность, самооценка, внутригрупповая идентификация. Родители, испытыва­ющие сходные трудности во взаимоотношениях с ребенком, постоянно встре­чающиеся на групповых занятиях, выполняющие совместные упражнения, на­чинают чувствовать себя причастными к некой общности с едиными правилами поведения, законами функционирования, что отражается и на их жизнедеятель­ности вне занятий, на взаимоотношениях с другими малыми группами (с семь­ей, с коллективом на работе). Специалист, работающий с группой, получая информацию об изменениях в межгрупповой сфере, может использовать ее в качестве дополнительного материала для стимулирования активности родите­лей на занятиях, для привлечения внимания родителей к наиболее значимым вопросам, для подтверждения эффективности групповых занятии в целом, что всегда высоко оценивается группой.

Учет ингрупповой и межгрупповой сфер обеспечивает позитивную динами­ку развития взаимоотношений между участниками и позволяет прогнозировать возможные результаты внутригруппового взаимодействия и то, какова будет стратегия поведения каждого участника по окончании групповой работы.

За период с 1999 по 2002 год в рамках деятельности ГЦСПСиД были апроби­рованы различные курсы групповых коррекционных занятий для родителей, обра­тившихся с просьбой об оказании им помощи в вопросах воспитания ребенка.

Родители, вошедшие в группы, в своем первичном запросе указали на на­личие трудностей во взаимоотношениях с ребенком и желание «выявить и изме­нить в ребенке те черты», которые препятствуют конструктивной внутрисемей­ной жизнедеятельности. Однако в ходе индивидуального консультирования все родители пришли к выводу о необходимости изменения собственной стратегии поведения по отношению к ребенку, переориентировали свои взгляды с уста­новки на «изменение ребенка» на позицию изменения взаимоотношений с ним. Предложение принять участие в групповой коррекционной работе было вос­принято положительно, все участники вошли в состав группы добровольно.

В группы входило 6-8 родителей разного возраста (от 30 до 45 лет), раз­ных профессий, имеющих различное материальное положение и социальный статус, испытывающих сходные трудности во взаимоотношениях с ребенком.

Целями работы родительского семинара-практикума являлись:

1. Осмысление родителями новых установок на воспитание ребенка.

2. Приобретение психолого-педагогических знаний о личности ребенка, тактике взаимодействия с ним.

3. Коррекция и развитие новых установок и стратегий общения в диаде «родители — ребенок».

При разработке программы группового родительского семинара-практи­кума были поставлены следующие задачи:

• повышение сенситивности родителей к чувствам и переживаниям детей на основе понимания скрытого значения их поведения;

• активизация познавательной активности родителей в сфере взаимодействия с ребенком;

• обучение родителей навыкам конструктивного взаимодействия, на основе развития навыков эмпатии и «активного слушания»;

• обучение методам рефлексии и саморефлексии как эффективным способам анализа детско-родительских отношений.

Родительский семинар-практикум представляет собой серию практичес­ких упражнений и заданий, состоит из 10 занятий, каждое из которых посвяще­но рассмотрению одной конкретной темы. Занятия проводились один раз в не­делю. Продолжительность занятия — 1, 5-2 часа.

Каждое занятие было построено по следующей схеме:

1. Определение целей и задач занятия.

2. Вводная часть (приветствие родителей; анализ наблюдений за изменени­ями, произошедшими в семье за минувшее время; обсуждение домашнего зада­ния и организационных вопросов).

3. Лекционная часть (введение новых понятий; знакомство с теоретически­ми аспектами обсуждаемой на занятии темы).

4. Активная часть (связанные между собой активные формы работы, кото­рые составляют особую терапевтическую систему воздействий, направленную на изменение детско-родительских отношений).

5. Рефлексия занятия.

6. Домашнее задание.

По стилю руководства родительские группы структурированные, т.е. те­матика занятий, подбор упражнений и домашнего задания определяются руко­водителем группы. Таким образом, он занимает более авторитарное и лидиру- ющее положение, чем в свободной группе.

Руководство коррекционной группой — особый вид деятельности, который предполагает наличие у руководителя определенных личностных и профессио­нальных качеств. На нашем опыте мы убедились в значимости доверительных отношений между руководителями группы и родителями, которые позволяли нам контролировать возникающие острые ситуации, агрессию и пассивность участни­ков, учитывая их личностные особенности восприятия ситуации.

Весь курс групповых коррекционных занятий с родителями можно услов­но разделить на следующие этапы:

Ознакомительно-доверительный.

На этом этапе основной задачей групповой работы было знакомство уча­стников друг с другом и с руководителем, установление в группе доверитель­ных отношений, снятие смысловых и внутриличностных барьеров. С этой це­лью родителям были предложены различные упражнения и задания, позволяю­щие им познакомиться друг с другом, узнать социальный статус каждого учас­тника группы (упражнения «Кто Я?», «Интервью в парах»), определить, что объединяет всех пришедших в группу, что беспокоит и каковы их ожидания от совместной групповой работы (упражнение «Ожидания и страхи», групповые дискуссии, мини-анкетирование). Непосредственной задачей совместной ра­боты на этом этапе было выработка общих механизмов и принципов функцио­нирования группы, обсуждение организационных вопросов (время проведения занятий, установленная продолжительность и др.), знакомство с основными теоретическими понятиями и психологическими особенностями группового вза­имодействия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.