Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая структура разработки и реализации психолого-педагогических программ для детско-родительских групп






 

Конкретный запрос на социально-психологическую помощь семей, обратившихся в Городской центр социальной помощи семьи и детей, лежит в плоскости обозначенной родителями проблемной области: взаимодействие родителей и детей.

В зависимости от характера и сложности семейных проблем и стадии, на которой они выявлены (начальная или кризисный период), в Центре для семей разрабатываются краткосрочные или долговременные программы, индивидуальные или групповые (Приложение 4, 6). Среди долговременных программ, которые чаще всего реализуются в рамках патронирования семьи, наиболее значимы психолого-педагогические программы групповой работы, направленные на гармонизацию детско-родительских отношений. Это не случайно, поскольку 65-72% обратившихся семей озабочены своими сложными отношениями с ребенком. Диапазон возраста детей, по поводу которых обратились родители, широк - от 4 до 18 лет.

 

 

Обобщенный социально-психологический портрет «проблемных» детей характеризуется ярко выраженной тревожностью, страхом, социальной робостью, отсутствием или минимальным проявлением положительных эмоций, агрессивностью, настороженностью, изменением двигательной активности (в сторону повышения или понижения).

Эта проблема имеет свою ярко выраженную специфику и представлена следующими аспектами:

· поведенческие проявления ребенка (поведение дома и в школе, курение, пристрастие к алкоголю и наркотикам);

· межличностные конфликты (отношения с родителями, учителями, сверстниками);

· проблемы адаптационного процесса (приспособление к детскому саду, школе, училищу, колледжу, классу, учителям, сверстникам);

· эмоциональные стрессы (пьянство родителей; развод родителей; конфликты в школе, со сверстниками, с родителями);

· проблемы, связанные с кризисами переходных возрастов (кризис 7 лет, подростковый и др.);

· проблемы, связанные с взаимоотношениями в семье;

· проблемы, связанные с эмоциональным состоянием ребенка (замкнутость, раздражительность, подавленность, тревожность).

По этой причине на основании системного подхода в работе с семьей в ГЦСПСиД разработаны психолого-педагогические групповые программы для родителей и детей. Общей целью данных программ является гармонизация детско-родительских отношений. Данная цель реализуется в решении конкретных задач, обозначенных в программах для родителей:

· осмысление родителями своих воспитательных установок по отношению к ребенку;

· выявление уровня родительской компетенции;

· коррекция и развитие новых установок и стратегий взаимодействия родителей с детьми;

· обучение родителей навыкам конструктивного взаимодействия с детьми.

В создании программ групповой работы с семьей мы опирались на алгоритм разработки тренинговых программ как западных исследователей (К. Роджерс, К. Рудестам, Т. Гордон, Д. Торренгтон, Дж. Чэмпен), так и отечественных (В. В. Аникеева, А. А. Аладьин, Ю. К. Емельянов, И. М. Желдак, О. А. Карабанова, В. П. Кащенко, Л. А. Петровская, А. С. Прутченков и др.). С целью выявления эффективности разработанных программ групповой работы мы использовали программу оценок (program evalution), разработанную финскими учеными П. Странденом и Ю. Хямяляйненом. Нами была избрана групповая работа с родителями и детьми, поскольку уже давно отмечено психологами, что она имеет терапевтический характер, т. к. имеет «эффект эмоционального возбуждения и заражения» (И. Вачков). И. Д. Яломом выделены «лечебные факторы» характерные для групповой работы: сплоченность, внушение надежды, обобщение, альтруизм, предоставление информации, межличностное обучение, имитирующее поведение и др. Они способствуют самопознанию каждого участника группы и его саморазвитию.

Для семей, пришедших в ГЦСПСиД с проблемой детско-родительских отношений, очень важна групповая работа, поскольку с одной стороны, позволяет увидеть сходность проблем многих семей («не один я такой неумелый воспитатель» - это утешает), а с другой - работа в группе позволяет получить поддержку от людей со сходными проблемами.

Групповая работа имеет свои преимущества по сравнению с индивидуальной, и это осознают родители. Клиентка Р. в рефлексии занятия в группе обозначила свое состояние следующим образом: «Мне в начале было в группе очень страшно, что я такая плохая мать и не могу найти взаимопонимания с собственным ребенком, но когда я почувствовала поддержку от всех людей в группе, у которых такие же проблемы, как у меня, я увидела, что меня поймут здесь, поскольку сами переживают подобное. Постепенно мы стали не только помогать друг другу на занятиях, но и звонили друг другу, общались, и это очень помогало».

Основываясь на практическом опыте работы с родительскими группами в ГЦСПСиД мы можем выделить следующие преимущества групповой работы:

· групповой опыт позволяет не замыкаться в своем узком жизненном пространстве со своей проблемой и способствует открытости человека;

· особенность «зеркального эффекта» помогает ощутить безоценочную обратную связь со стороны группы и почувствовать эмоциональную связь и поддержку;

· в группе участники могут идентифицировать себя с другими, тем самым лучше осознавая необходимость применения новых эффективных способов поведения;

· в группе человек обучается новым коммуникативным умениям и имеет возможность попробовать себя в новых моделях поведения;

· группа помогает самораскрытию каждого человека, самопознанию и осознанию проблемы, с которой пришел человек в группу;

· в группе быстрее достигается эффект обучения;

· групповая работа позволяет помочь сразу многим людям в решении сходной проблемы.

Алгоритм разработки программы групповой работы включает в себя шесть шагов (фаз): оценка потребности в программе, определение ее целей, разработка содержания программы, выбор методов, реализация программы, оценка групповой работы.

В программе оценок, используемой финскими учеными, выделены три уровня: 1-й уровень - оценка потребностей; 2-й уровень - оценка процесса; 3-й уровень - рейтинг результатов. Данный подход позволяет оценить результативность программ групповой работы по мере их реализации.

Основываясь на данных подходах, мы определили конкретные критерии для создания коррекционных программ на основе социального запроса семей, приходящих в ГЦСПСиД. В качестве критериев выступили определенные концептуальные теоретические подходы в зависимости от заявленной семьей проблемы (они обозначены в каждой предложенной программе), «активные групповые методы» и индивидуальность автора-практика. В целом это сочетание дало возможность для создания авторских программ.

Рассмотрим предложенный алгоритм разработки программ групповой работы для родителей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.