Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка к проведению следственного эксперимента






 

Порядок подготовки и проведения следственного эксперимента регламентирован статьей 207 УПК Республики Беларусь. В его структуре выделяют три этапа: подготовительный, рабочий и заключительный. В свою очередь подготовительный этап делится на две стадии: до выезда и по прибытии на место проведения опытов.

Следственный эксперимент – трудоемкое следственное действия. От тщательности его планирования зависит успех проводимых опытов, подготовка к которым начинается с детального изучения материалов уголовного с целью определения вида и целей следственного эксперимента, установления отсутствия условий, делающих невозможным его проведение.

Выбор времени и места проведения следственного эксперимента зависит от тех условий, в которых протекало интересующее следователя событие, если эти обстоятельства влияют на результаты осуществляемых опытов. Если время суток не имеет значения, опыты проводятся в дневное время. Местом проведения следственного действия может быть как само место, где протекали исследуемые события, так и иные приспособленные помещения, в том числе и кабинет следователя. Целесообразно до начала эксперимента проверить, не осуществляются ли на месте его проведения какие-либо работы, мероприятия и т.д.

При наличии возможности (времени, транспортных средств и т.д.) следователь на подготовительном этапе выезжает на место проведения эксперимента, чтобы убедиться в его существовании, проверить необходимость осуществления реконструкции обстановки и определить ее характер. Если такая реконструкция потребует значительных затрат сил и времени (например, перестановка мебели, восстановление разрушенного забора и т.д.), лучше осуществить ее заранее, до прибытия участников следственного эксперимента на место его проведения. Кроме того, в это же время продумываются иные значимые для эксперимента условия. В одних случаях их приходится ждать (климат, время суток, день недели и т.д.), в других – искусственно создавать (влажность, температура, освещение и т.д.).

Не менее значимым для успешного проведения следственного эксперимента, нежели выбор времени и места, является определение количественного и качественного состава его участников, обеспечение их явки. Как недостаточное количество участников, так и их избыточное число могут отрицательно сказаться на ходе и результатах следственного действия.

Обязательными участниками следственного эксперимента являются следователь или дознаватель, которые принимают решение о привлечении к проведению опытов иных лиц. Если следователю требуется помощник (второй следователь, оперуполномоченный), его определяют заранее, чтобы он мог оказать необходимую помощь уже на подготовительном этапе.

Уголовно-процессуальное законодательство не требует участия понятых в проведении следственного эксперимента. Однако следователь по собственному усмотрению может принять тактическое решение об их привлечении к проведению опытов. В таком случае понятые подбираются заранее и уведомляются об этом, чтобы они могли спланировать свое время для участия в следственном эксперименте. При этом понятые должны иметь нормально развитые органы зрения и слух. Количество их определяется в зависимости от вида эксперимента, но не может быть менее двух человек. При проведении, например, опытов по проверке возможности добежать до пункта назначения за определенное время, потребуются не менее четырех понятых: два будут размещаться в точке начала движения, а два – в месте его окончания.

В проведении следственного эксперимента могут участвовать свидетели, потерпевшие, подозреваемые и обвиняемые. При этом важно определить возможность одновременного участия в следственном действии потерпевшего и подозреваемого (когда, например, надлежит проверить их показания об условиях причинения телесных повреждений). В случае одновременного участия в эксперименте потерпевшего и подозреваемого потребуется их предварительная подготовка. Здесь надо исходить из психологической закономерности того, что при непосредственном участии результаты следственного эксперимента действуют на психику сильнее, чем ознакомление с протоколом следственного действия. Поэтому перед проведением следственного действия потерпевшему и подозреваемому целесообразно разъяснить, какие опыты, с какой целью будут проводиться и как им надлежит себя при этом вести: не перебивать показания и ответы друг друга, не комментировать полученные результаты, не задавать вопросы без разрешения следователя, не высказывать угрозы и оскорбления в адрес другого участника и т.д.

При участии в следственном эксперименте задержанного или арестованного подозреваемого (обвиняемого) обеспечивается его охрана.

Специфической категорией участников следственного эксперимента являются лица, которые воспроизводят какие-либо действия: бегут, кричат, едут, проникают в помещения и т.д. Их называют статистами или дублерами, поскольку они повторяют действия, которые совершал кто-то во время преступления. Например, при проверке возможности проникновения в помещение через пролом для проведения опытов подбираются три дублера различного телосложения. При участии статиста вместо потерпевшего в проведении опытов по проверке механизма причинения телесных повреждений он должен быть такого же роста и комплекции, как и пострадавшее лицо. Лица, выполняющие по ходу следственного эксперимента какие-либо действия (дублеры), участвуют в его проведении только на добровольных началах.

К участию в следственном эксперименте могут быть привлечены специалисты, которые оказывают помощь следователю в фото- и видеофиксации хода и результатов следственного действия, в реконструкции обстановки места его проведения и т.д. Например, для выявления у подозреваемого знаний в живописи можно привлечь специалиста, который поможет подобрать картины и прокомментирует результаты опытов. При проверке механизма причинения телесных повреждений может понадобиться помощь судебно-медицинского эксперта и т.д.

На подготовительном этапе следственного эксперимента следователем и специалистами осуществляются подбор и проверка исправности необходимых технических средств. Это – транспорт, который понадобится для доставки всех участников к месту проведения опытов, технические средства, которые потребуются для фиксации хода следственного эксперимента: магнитофон, видеомагнитофон, фотоаппаратура, осветительные, измерительные и иные приборы, инструменты. К примеру, для проверки наличия у подозреваемого навыков рисования понадобятся краски, бумага, кисти.

Принимая решение об использовании в процессе следственного эксперимента вещественных доказательств, следователь учитывает возможность утраты следов, имеющихся на данных предметах. Вещественные доказательства используются при проведении опытов лишь в том случае, если к моменту осуществления следственного эксперимента проведены необходимые экспертные исследования этих объектов. В противном случае они заменяются аналогичными предметами либо изготавливаются их макеты. Такое же решение принимается в том случае, когда применение вещественного доказательства повлечет создание угрозы жизни и здоровью участников следственного действия. Например, при проверке механизма причинения телесного повреждения используется не нож, которым фактически было причинено ранение, а его макет, изготовленный из плотного картона по признакам и размерам ножа.

Изготовление макетов будет иметь место и в том случае, когда к моменту проведения эксперимента объекты, входившие в обстановку места совершения преступления, подверглись изменениям или вообще уничтожены. Например, ко времени проведения опытов оказался заделанным пролом в стене, через который подозреваемый проник в складское помещение. Для осуществления следственного эксперимента из досок изготавливается макет стены с отверстием, равным по размерам и форме пролому, описанному в протоколе осмотра места происшествия, и располагается на такой же высоте от земли.

По прибытии на место проведения следственного эксперимента следователь (дознаватель) проверяет наличие всех участников следственного действия, исправность и готовность к работе технических средств. Он разъясняет присутствующим цель проведения опытов, не прогнозируя возможные результаты, в корректной форме удаляет с объекта посторонних, обеспечивает охрану места проведения следственного действия.

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством участникам эксперимента разъясняются их права и обязанности, они предупреждаются об ответственности в соответствии со статьей 133 УПК за неисполнение без уважительных причин процессуальных обязанностей и неподчинение законным требованиям следователя, а также об уголовной ответственности по статье 407 УК за умышленное разглашение данных предварительного следствия (дознания).

Место проведения опытов осматривается с целью установления соответствия его обстановки той, которая имела место на момент протекания преступного события. Если не удалось выехать на место эксперимента заранее, решение о необходимости проведения реконструкции принимается на данной стадии подготовительного этапа. Информацию об обстановке на момент совершения преступления следователь получает из протоколов осмотра места происшествия, допросов, технических норм, инструкций, описаний. При этом могут также использоваться имеющиеся чертежи, схемы, фотографии. При проведении реконструкции, которая может состоять из перемещения мебели, предметов, создания светового и шумового сопровождения и т.д., следователь (дознаватель) советуется со свидетелями, потерпевшими, подозреваемыми, обвиняемыми, которые сообщают, каким изменениям подвергся тот или иной объект обстановки.

После завершения необходимой реконструкции следователь (дознаватель) фиксирует соответствие обстановки места проведения опытов той, которая существовала во время совершения преступления. Это осуществляется путем осмотра места проведения следственного эксперимента или в результате получения показаний участников следственного действия.

Затем следователь (дознаватель) проводит инструктаж участников следственного эксперимента, разъясняя, где они будут находиться и что каждому из них предстоит делать в процессе проведения опытов. Полнота инструктажа зависит от конкретных функций, выполняемых данным участником. При проверке возможности восприятия инструктаж проводится таким образом, чтобы не сообщить ему ожидаемый результат. При полной информации у человека повышается внимание и восприятие становится целенаправленным, что может привести к искажению результатов проводимых опытов в положительную сторону (увидел, услышал, ощутил и т.д. при фактическом отсутствии такого результата).

Между участниками следственного эксперимента устанавливается связь путем использования световых или звуковых сигналов, рации, телефона и т.д. Они предупреждаются о необходимости начала действий по определенному сигналу и возможности осуществления их только с разрешения следователя (дознавателя). При проверке возможности преодоления расстояний или выполнения тех или иных действий за определенное время участники следственного эксперимента сверяют часы.

Проведение опытов начинается по установленному сигналу или условленному времени.

 

3. Тактика проведения рабочего этапа следственного эксперимента

 

Тактика следственного эксперимента – это система тактических приемов, обеспечивающих объективность проведения опытов и получение закономерно вытекающих из них результатов. Такие приемы предполагают:

- максимальное сходство обстановки и условий проведения следственного эксперимента с обстановкой и условиями, при которых протекало преступное событие;

- неоднократное проведение одних и тех же опытов в процессе следственного эксперимента;

- поэтапное выполнение действий при проведении опытов.

Условия проведения следственного эксперимента – это совокупность материальных объектов, их количество, состояние, расположение, взаимосвязь. К таким условиям, например, относятся погода, время года, месяц, день недели, время суток, освещение, температура, влажность воздуха, интенсивность шума и т.д. Это может быть характеристика различных процессов: скорость движения, определенный период времени, содержание и вид выполняемых действий, физические, психологические, профессиональные характеристики участников следственного эксперимента.

Восстановить все без исключения элементы обстановки при подготовке и проведении опытов практически невозможно. Речь идет об обязательном совпадении существенных условий, влияющих на ход и результаты следственного эксперимента. Одно и то же условие в одних случаях может оказаться существенным, а в других не будет иметь никакого значения. Например, при проверке возможности лица, находившегося в помещении, услышать крик, доносившийся с улицы, наличие открытой форточки будет иметь существенное значение. А проверка в этом же помещении механизма причинения телесных повреждений может никак не зависеть от наличия открытого или закрытого окна.

Создавая условия проведения следственного эксперимента, следователь (дознаватель) руководствуются своим жизненным и профессиональным опытом, учитывают консультации специалистов.

Для исключения случайных результатов и выявления закономерных связей одни и те же опыты проводятся неоднократно. Они повторяются по два-три раза. Если, например, проверяется возможность услышать в помещении крик, доносящийся с улицы, исполнитель будет кричать два-три раза с одинаковой громкостью. Далее опыты будут проводиться в измененных условиях. Не меняя общую обстановку места проведения следственного эксперимента, исполнитель будет кричать по два-три раза обычным голосом, громким, очень громким, при закрытой, затем при открытой форточке. Тактически правильным будет проведение опытов в менее благоприятных условиях, с постепенным переходом к более благоприятным. Например, при проверке возможности восприятия звуков условия будут изменяться от тихого голоса к более громкому, от большого расстояния к малому, от закрытого окна к открытому.

Если при изменении условий результаты опытов не меняются, следователь (дознаватель) имеет возможность убедиться в их достоверности. Появление с изменением условий иных результатов позволяет достаточно точно установить, при каких обстоятельствах может быть получен положительный, а при каких отрицательный итог.

Поэтапное проведение опытов предполагает возможность расчленения сложных действий, образующих содержание следственного эксперимента, на составляющие. Границами этапов являются начало и окончание каждого опыта. Например, при проверке возможности проникновения в складское помещение через пролом в стене сразу в проведении опытов будет участвовать человек плотного телосложения, которому предлагается проникнуть в помещение различными способами (головой вперед, ногами вперед, с использованием вспомогательных средств и т.д.). При отрицательных результатах всех проведенных опытов те же действия повторит исполнитель менее плотной комплекции.

При проведении следственного эксперимента по проверке возможности что-либо видеть воссоздаются условия, влияющие на восприятие: расстояние до наблюдаемого объекта, препятствия, затрудняющие наблюдение, освещенность и т.д. Следователь разъясняет наблюдателю, как он должен разместиться на месте проведения опытов, в какую сторону будет стоять лицом, но при этом не сообщает ему о цели эксперимента и конкретном объекте, на который следует обратить внимание.

Следователь (дознаватель), а также понятые, если они участвуют в следственном действии, размещаются в том же месте, где находится наблюдатель, чтобы убедиться в возможности восприятия объекта в данных условиях. Помощник руководит действиями по выдвижению объекта (предмета или человека) в поле зрения участников, согласовав со следователем (дознавателем) время начала каждого опыта. При наличии понятых в месте наблюдения, как минимум еще двое понятых размещаются и в той точке, откуда будет выдвигаться объект восприятия, чтобы удостовериться, что он действительно демонстрировался.

При проведении опытов обстановка может быть неоднократно изменена (освещение, расстояние до воспринимаемого объекта и т.д.), но нельзя изменять все элементы одновременно. Опыты проводятся сначала при неблагоприятных условиях, поскольку при лучших условиях восприятия наблюдатель может увидеть объект, а в менее благоприятных – догадаться о его наличии.

По окончании всех опытов следователь (дознаватель) опрашивает наблюдателя о результатах восприятия. Если такой опрос проводится после каждого опыта, внимание участников может быть сконцентрировано на определенных результатах, что не способствует объективности их оценки.

Наблюдатели о результатах восприятия опрашиваются раздельно, чтобы они своими ответами не влияли на показания друг друга.

При проведении эксперимента по проверке возможности слышать что-либо на месте осуществления опытов восстанавливаются факторы, влияющие на восприятие звуков: определение расстояния между лицом, воспринимающим звуки, и объектом, их производящим; устранение шумов или наоборот их воспроизведение и т.д. Может возникнуть необходимость открыть или закрыть окна, двери в помещении, где проводятся опыты. К участию в таком эксперименте привлекается человек, который утверждает, что он слышал речь, звуки, стук и т.д.

При проведении опытов следователь (дознаватель) находится в том месте, где размещается человек, возможность восприятия которого будет проверяться. Помощник руководит действиями объекта, воспроизводящего звук, либо сам его воспроизводит. Следователь и помощник заранее договариваются о времени начала опытных действий.

Следователю (дознавателю) целесообразно занять участников эксперимента каким-либо разговором на бытовую тему, чтобы их внимание не было сконцентрировано на восприятии звуков, характер которых может быть различным (крик, речь, звук упавшего предмета, стукнувшей двери, шум работающего двигателя автомобиля и т.д.). Звуки повторяются по два-три раза с возрастающей силой.

По окончании всех опытов следователь (дознаватель) опрашивает по одному лиц, воспринимавших звуки. Ответы каждого из них записываются в протоколе раздельно.

Следственный эксперимент по установлению возможности человека пролезть через отверстие проводят для проверки версии о проникновении подозреваемого в помещение через пролом в преграде, форточку или иные отверстия. Для проведения опытов используют реальный пролом или, если он к моменту проведения эксперимента заделан, его макет, который по размерам, толщине, форме пролома и уровню расположения над землей должен соответствовать взломанной преграде. В зависимости от размера пролома подбираются статисты различного телосложения. Опыты проводятся неоднократно, поэтапно, с изменением условий. Если человеку более плотного телосложения удалось проникнуть через отверстие в помещение, опыты с участием худого статиста не проводятся. В протоколе отражается, каким именно способом участнику эксперимента удалось проникнуть через отверстие. Эти сведения необходимы в дальнейшем для проверки показаний подозреваемого о способе его проникновения в данное помещение.

При проведении следственного эксперимента по установлению времени, необходимого для преодоления определенного расстояния, учитывается способ передвижения (пешком или на транспорте; шагом или бегом), конкретный путь, по которому двигался человек, время суток, когда протекало исследуемое событие; номер маршрута общественного транспорта и особенности его движения в определенный день недели и час; сведения о случайном нарушении графика движения транспорта во время проведения опытов. Если часть пути преодолевалась пешком, а другая часть – на транспорте, проведение опытов осуществляется по этапам, повторяется по несколько раз. Время движения при каждом опыте фиксируется в протоколе, средний результат не высчитывается.

Движение пешехода следователь (дознаватель) сопровождает, двигаясь тоже пешком или на автомашине. Движение общественного транспорта проверяется путем езды на нем. Если на данном участке пути курсируют различные виды транспорта, опыты проводятся по несколько раз на каждом из них.

При проверке времени преодоления расстояния на автомашине подбираются соответствующий транспорт, три водителя разной квалификации и момент проведения опытов, чтобы интенсивность движения на данном участке пути была аналогичной.

Перед водителями-статистами ставится задача проехать указанный путь как можно быстрее, не нарушая правила дорожного движения. Опыты проводятся с каждым водителем по несколько раз. Время движения фиксируется по каждому опыту.

Если транспортное средство не позволяет следователю (дознавателю), иным участникам эксперимента разместиться в нем, то в одной точке, где начинается движения, размещается помощник, а в конечной точке – сам следователь (дознаватель). Перед началом эксперимента участники сверяют часы.

Следственный эксперимент по определению наличия у человека профессиональных навыков или иных способностей проводится для проверки возможности изготовить какие-либо вещи, ценные бумаги, наличия физических возможностей конкретного лица, или его способности определять промежутки времени, скорость движения, цвет, размер, форму различных объектов и т.д.

В отличие от рассмотренных ранее видов экспериментов в проведении таких опытов участвует именно тот человек, чьи показания проверяются. Его нельзя заменить статистом. Поэтому обязательным условием такого эксперимента становится добровольное согласие лица на участие в проведении опытов. Если следователь или дознаватель принуждают такого человека к проведению опытов, результат может быть искаженным из-за его нежелания продемонстрировать свои возможности.

При проверке возможности изготовления каких-либо предметов подбираются необходимые для этого материалы, инструменты. Специалист данной профессии может оказать помощь в подготовке таких материалов. Например, при проведении эксперимента по проверке навыков рисования участнику предлагаются кисти, краски, бумага и иные необходимые предметы.

При проведении опытов по установлению возможности человека определять промежутки времени без часов, создаются условия, аналогичные тем, при которых протекало исследуемое событие: обстановка, окружение, характер занятий. Испытуемый во время проведения опытов занимается теми же делами, которыми он занимался при реальных событиях: разговаривает, читает, смотрит телевизор, выполняет иную работу. Опыты проводятся неоднократно, а периоды времени для определения задаются произвольные, без какой-либо последовательности или закономерности. Если проверяются большие периоды времени (40-50 минут и более), при проведении опытов не следует устанавливать промежутки в 5-10 минут. Это может привести к искажению результатов, поскольку способности человека по определению больших и малых временных периодов могут быть разными.

При проверке возможности определять скорость движущегося транспортного средства следователь (дознаватель) фиксирует скорость по спидометру или с использованием датчика радара, установленного на автомашине ГАИ, а затем сверяет эти данные со сведениями, сообщаемыми испытуемым по окончании опытных действий. В протоколе указываются все названные показатели и результаты их сопоставления.

При подготовке к проведению следственного эксперимента по проверке способностей человека определять размер, форму, цвет, следователь (дознаватель) подбирает соответствующие объекты различных размеров, форм, цветов. Если необходимо, к примеру, проверить способность лица определить рост человека, перед испытуемым проходят несколько статистов различного роста. Его показания по определению роста фиксируются в протоколе, а затем сопоставляются с фактическими параметрами каждого продемонстрированного участника опытных действий.

Примером следственного эксперимента по установлению существования какого-либо факта, явления может быть проверка возможности размещения определенного количества объектов в помещении, кузове автомашины, ином хранилище. Если в соответствии с документами уголовного дела товар находился в ящиках или коробках, в процессе эксперимента может быть использована пустая тара. Главное, чтобы габариты ее упаковки, помещения, кузова автомашины полностью совпадали с теми, которые имели место при реальных событиях. Для участия в проведении опытов привлекаются грузчики, которые по указанию следователя (дознавателя) размещают объекты различными способами в определенном хранилище.

По усмотрению следователя (дознавателя) при проведении опытов могут присутствовать лица, которые при допросе утверждали, что в данном помещении было размещено определенное количество товара. Они могут подсказать рациональный способ укладывания коробок. Отрицательный результат подобного эксперимента будет способствовать формированию правдивых показаний.

В процессе проведения следственного эксперимента могут появиться вещественные доказательства. Чаще всего этот факт имеет место при проверке наличия у определенного лица профессиональных или иных навыков и способностей. Необходимость проведения таких экспериментов возникает обычно при расследовании уголовных дел о фальшивомонетничестве, занятии запрещенным промыслом, изготовлении оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

В соответствии с материалами уголовного дела следователь (дознаватель) подбирает для эксперимента необходимые материалы, с использованием которых подозреваемый (обвиняемый) изготавливает такие же изделия, какие делал ранее. Полученный в результате эксперимента предмет становится вещественным доказательством по уголовному делу. Он осматривается и приобщается к его материалам.

Вещественные доказательства могут возникнуть и при иных обстоятельствах. Например, при проверке навыков стрельбы вещественным доказательством будут мишени с пробоинами от выстрелов, произведенных в процессе эксперимента. При проверке механизма причинения телесных повреждений перед началом опытов на макет оружия наносятся краска или иное вещество, следы которого остаются на одежде участника эксперимента после соприкосновения макета с нею при имитации ударов. В таком случае вещественным доказательством будут предметы одежды (плащ, пиджак, куртка, брюки и т.д.) на которых останутся следы красящего вещества от макета оружия, применявшегося при осуществлении опытов.

 

4. Фиксация хода и результатов следственного эксперимента

 

В протоколе следственного эксперимента указываются место (населенный пункт) и дата его проведения, перечисляются все участники с указанием фамилии, имени, отчества, адреса (для сотрудников органов внутренних дел – должности, звания, фамилии, инициалов). Перечисляются статьи уголовно-процессуального кодекса, в соответствии с которыми проведен следственный эксперимент, его вид и цель осуществления.

В протоколе находит отражение факт разъяснения участникам их прав и обязанностей, который удостоверяется подписями названных лиц. Перед началом опытных действий описываются условия интересующего следствие события на основе сведений из протокола осмотра места происшествия или показаний различных участников уголовного процесса. Отмечается, какая была проведена реконструкция и как выглядит место проведения эксперимента после ее осуществления. Путем осмотра места эксперимента или допроса его участников фиксируется соответствие обстановки места проведения опытов фактически существовавшим условиям.

Следователь (дознаватель) указывает в протоколе порядок размещения участников следственного действия; время начала и окончания эксперимента, а в необходимых случаях – также время начала и окончания каждого опыта; какие, кем, сколько раз производились действия, какие условия изменялись; какие получены результаты по каждому опыту. При наличии вещественных доказательств они описываются по правилам осмотра с фиксацией их общих и частных признаков. Выводы следователя (дознавателя) в протоколе не отражаются.

В заключительной части протокола следственного эксперимента указывают, что, с помощью чего и каким образом было зафиксировано, какие изъяты вещественные доказательства, как они упакованы; прочтен ли протокол участниками следственного действия, какие поступили замечания, дополнения, уточнения, и какие по ним приняты решения. Протокол подписывается всеми участниками следственного эксперимента.

При проведении следственного эксперимента могут быть использованы различные технические средства: фотоаппарат, видеоаппаратура, измерительные приборы. Во вводной части протокола следственного действия отражается факт применения технических средств, их вид, марка, условия применения. С их помощью фиксируются место проведения опытов; размещение участников следственного действия; обстановка до реконструкции, действия по изменению обстановки и вид места проведения опытов после реконструкции; имеющиеся в наличии материалы, приспособления, макеты; ход и результаты опытных действий; показания участников эксперимента; полученные вещественные доказательства.

В качестве приложения к протоколу следственного эксперимента могут составляться планы, схемы, чертежи, рисунки, графики.

Результаты следственного эксперимента оцениваются с точки зрения их достоверности. Следователь анализирует, являются ли результаты опытов закономерными, для этого сопоставляет условия проведения эксперимента с условиями проверяемого события. При наличии отклонений учитывается, в какой мере они могли повлиять на результаты опытных действий. Если достоверность полученных результатов не вызывает сомнения, они оцениваются по общим правилам оценки доказательств.

Отрицательные результаты следственного эксперимента более значимы, чем положительные, так как из них делают один категорический вывод. Например, если проверяется возможность похищения из помещения материальных ценностей через пролом в стене, и в результате проведенных опытов не удается протащить упаковку через имеющийся пролом, получен отрицательный результат, из которого может быть сделан один категорический вывод: таким способом имущество не могло быть похищено.

При получении положительных результатов может быть сделано несколько вероятных выводов. В приведенном примере при положительном результате нельзя категорически утверждать, что ценности извлечены фактически именно через этот пролом.

Результаты следственного эксперимента по проверке наличия профессиональных и иных навыков оцениваются иначе. Если получен положительный результат, появляется возможность сделать категорический вывод. Например, подозреваемый участвовал в проведении опытов по изготовлению денежного знака, и ему удалось его сделать. Вывод будет носить категорический характер: этот человек имеет навыки изготовления банкнот. Если в результате такого эксперимента денежный знак не был изготовлен, вывод будет носить вероятностный характер: возможно исполнитель не умеет изготавливать деньги, а возможно он просто не пожелал продемонстрировать свои способности.


Глава. ТАКТИКА ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗЦОВ

ДЛЯ СРАВНИТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.