Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка к предъявлению для опознания






 

Эффективность предъявления для опознания и доказательственное значение его результатов в значительной степени зависят от подготовки к этому следственному действию. В ходе ее определяются необходимость и целесообразность проведения опознания, создаются соответствующие условия и обстановка, изучаются объекты опознания, допрашиваются опознающие.

В связи с тем, что в законе не содержится указаний на минимальный возраст опознающего, субъектом этого следственного действия могут быть не только взрослые, но и дети. Однако возможность участия ребенка в предъявлении для опознания будет зависеть от степени его развития, способности к восприятию, от природы объекта опознания и условий его восприятия ребенком. Предъявлению для опознания обязательно предшествует допрос будущего опознающего, при котором обязательно выясняются следующие обстоятельства:

- воспринимал ли опознающий определенный объект; когда, где, в течение какого времени в каких условиях;

- не имеет ли опознающий каких-либо дефектов органов чувств и психики, которые могут отразиться на характере и полноте восприятия опознаваемого объекта;

- сможет ли допрашиваемый опознать соответствующий объект в случае его предъявления;

- каковы индивидуальные признаки объекта, воспринимавшегося в свое время опознающим; каковы его приметы и особенности;

- чем могут быть подтверждены показания опознающего об индивидуальных признаках опознаваемого объекта;

- имеются ли какие-либо препятствия для участия опознающего в проведении опознания (боязнь расплаты, неуверенность в своих возможностях узнать объект, факт узнавания лица при иных обстоятельствах и т.д.).

Часто допрашиваемые лица, хорошо запомнившие приметы наблюдавшегося объекта, затрудняются описать его. Возможно, допрашиваемый обладает хорошей зрительной памятью, но совершенно не умеет описывать увиденное. В такой ситуации следователь выясняет, на чем основывается уверенность допрашиваемого, который утверждает, что может опознать наблюдавшейся ранее объект, но перечислить подробные его приметы не в состоянии. Опознание, не основанное на описании примет, предшествующем предъявлению для опознания, утрачивает доказательственное значение, так как надежным критерием прочности запоминания является воспроизведение, осуществляемое в отсутствие объектов, о которых идет речь. Следовательно, когда имеется достаточно полное предварительное описание примет или признаков объекта, подлежащего опознанию, и допрашиваемый в дальнейшем укажет на эти признаки и приметы при опознании, результат можно считать достоверным. Когда же из предварительного допроса не ясно, по каким причинам допрашиваемый не назвал приметы и признаки объекта, подлежащего опознанию, либо заявил, что не рассмотрел приметы, а впоследствии опознал предъявленный объект, доказательственная ценность такого опознания сомнительна.

На подготовительном этапе предъявления для опознания очень важным является установление способности опознающего воспринимать происходящее и давать объяснение. При необходимости проведения опознания с участием потерпевшего, состояние здоровья которого вызывает опасение (тяжело раненого, престарелого) или же при допросе которого выявились обстоятельства, свидетельствующие об его возможной психической неполноценности, необходимо предварительно получить заключение врача о способности опознающего достаточно правильно воспринимать происходящее и давать достоверные объяснения. В сложных случаях для этой цели может быть назначена судебно-психологическая или судебно-психиатрическая экспертиза.

На подготовительном этапе принимается решение о выборе момента и последовательности предъявления для опознания. По общему правилу опознание проводится как можно быстрее с тем, чтобы запомнившиеся признаки не изгладились из памяти опознающего. Однако, если последний взволнован, расстроен, угнетен произошедшим событием, ему прежде всего необходимо дать успокоиться.

В случае необходимости и возможности предъявления лица для опознания на основании признаков различных видов (по внешности, голосу или иным функциональным признакам) важен выбор наиболее целесообразной последовательности предъявления с тем, чтобы предшествующее не ставило под сомнение последующее, например, первоначально – по голосу, а затем по признакам внешности, после этого по походке.

На подготовительном этапе осуществляется выбор места проведения рассматриваемого следственного действия. Чаще всего местом предъявления для опознания является кабинет следователя, производящего расследование. Помещение для опознания должно быть достаточным для размещения в нем всех участников следственного действия, желательно с хорошим естественным освещением.

Если из материалов дела усматривается, что на результат узнавания может повлиять сила и направленность искусственного освещения, подбираются различные источники света (настольная лампа, электрический фонарик и т.д.) и шторы для затемнения кабинета.

Предъявление для опознания можно проводить и на местности. Например, использовать территорию двора, принадлежащего подразделению милиции. Опознание малолетним иногда целесообразно произвести в привычной для него обстановке, например, в одном из помещений детского сада или школы.

Готовясь к предъявлению для опознания, следователь обеспечивает охрану опознаваемого, который подозревается (обвиняется) в совершении какого-либо преступления, тем более, когда предъявление для опознания проводится на местности, чтобы исключить возможность побега во время проведения следственного действия.

Кроме того, на данном этапе подготавливаются и проверяются необходимые научно-технические средства, предназначенные для фиксации процесса опознания, приглашается специалист, который окажет помощь в их применении.

Заранее следователь подбирает понятых, которыми могут быть только совершеннолетние граждане, незаинтересованные в исходе дела. Нельзя оставлять этот вопрос без достаточного внимания, надеясь, что в последний момент удастся пригласить в качестве понятых кого-либо из граждан, оказавшихся на месте проведения следственного действия.

В случае, если опознающий или опознаваемый не владеют языком, на котором ведется судопроизводство, своевременно в процессе подготовки обеспечивается участие переводчика. Специалист (педагог, психолог) может быть приглашен для участия в рассматриваемом следственном действии в случае, когда опознающий является несовершеннолетним. При этом целесообразно, чтобы один и тот же специалист участвовал при допросе несовершеннолетнего и при проведении опознания.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.