Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания по краеведческому практикуму






Краеведческий практикум по учебному плану естественно-географических факультетов ставится на 9-м семестре, когда уже закончена вся практика в поле, поэтому при выполнении заданий необходимо использовать все полученные знания.

Самостоятельность студента—главное условие всех работ по заданиям практикума. Цель не будет достигнута, если студент не проявит желания ознакомиться с опытом работы школ, краеведческих музеев, отдельных краеведов. Этот опыт освещается в периодической литературе, которая, если ею систематически интересоваться, очень поможет приобретению студентами практических знаний в области краеведения. Еще большее значение имеет непосредственная работа по краеведению в школе, в школьном краеведческом музее, в краеведческом кружке, Доме пионеров и т. д. Поэтому, приступая к выполнению заданий, необходимо выбрать школу, на опыте которой и строить работу по практикуму.

Для того чтобы успешно проводить работу по краеведению в школе, очень важно воспитать в себе привычку разрабатывать план каждого краеведческого занятия, в котором бы отражались конкретные вопросы его содержания и организации. В заданиях по практикуму предусмотрено составление ряда таких разработок, которые не могут быть отвлеченными, а должны строиться на основе конкретного материала школьной краеведческой работы.

В процессе выполнения заданий студент должен прочесть соответствующие разделы первой части настоящего пособия и ознакомиться с литературой по содержанию задания. Кроме указанной к заданиям, необходимо ис-

пользовать и ту литературу, списки которой приводились в соответствующих разделах первой части пособия.

В краеведческой работе очень важно умение оформлять материал: составить описание, дать графическое изображение, документальное подтверждение или ссылку и т. п. Соблюдение правил оформления должно быть обязательным при выполнении заданий.

Распределение заданий производится преподавателем. Они могут выполняться всеми, студентами, но могут предлагаться выборочно, учитывая время, которым располагают студенты, их интерес, подготовку, местные условия для работы. Задание выполняется в установленное преподавателем время и сдается в срок. Сдача задания производится в виде отчета о выполненной работе, или путем выступления с сообщением (докладом) на групповом занятии, или представлением собранных и обработанных студентом краеведческих материалов, составленных разработок, планов.

Общие вопросы краеведения

Задание 1. Составьте библиографию литературы по краеведению.

Для составления библиографии необходимы карточки. На лицевой стороне каждой карточки указывается: автор, название книги или статьи, место и год издания, количество страниц. На обратной стороне — краткое содержание работы, критическая ее. оценка и указание, как она может использоваться в школьной работе.

Пример заполненной карточки

А. А. Половинкин.
География и родная природа.
Изд. АПН РСФСР, 1949, стр. 64.

Лицевая сторона

В книге освещаются вопросы изучения природы родного
края при прохождении курса обшей физической географии.
В ней даются программы и методические указания для учи-
теля о наблюдениях с учащимися природы.

Обратная сторона

Задание 2. Составьте картотеку географических карт, планов и иллюстраций, имеющихся в печатных изданиях о крае.

Задание 3. Составьте картотеку литературных сведений, статистических, хронологических и прочих данных о родном крае, содержащихся в различных произведениях, в книгах и периодических изданиях.

В карточках: а) указывать название книги (с ссылкой на страницы) или журнальной, газетной статьи (с ссылкой на номер и дату издания), в которых дается сообщение о крае; б) отмечать, что именно содержится в данном сообщении, (или доподлинная выписка материала, или краткое его изложение).

Задания 1—3 выполняются каждым студентом постепенно в порядке самостоятельной работы по мере фактического знакомства с литературой.

Задание 4. Ответьте на вопрос: чем определяется значение библиографии для краеведческой работы?

Задание 5. Подготовьте выступление в группе на тему “Основные виды и организационные формы краеведения”.

Выступление можно построить по следующему плану: 1) школьное краеведение, его отличие от краеведения государственного и общественного, 2) два направления школьного краеведения: а) учебное (программное), б) внеклассное (.непрограммное), в) какие формы краеведческой работы применяются в зависимости от этих направлений.

Литература

Матрусов И. С. Школьное краеведение. “География в школе”, 1963, № 3.
Строев К. Ф. О краеведческом принципе в преподавании географии. “География в школе”, 1963, № 3,

Задание 6. Подготовьте выступления на практическом занятии в группе на тему “Развитие школьного краеведения в СССР”.

Задание 7. Подготовьте сообщение на тему “Вопросы краеведения на географических съездах в СССР”.

Для подготовки сообщения необходимо использовать решения съездов и опубликованные тезисы докладов.

Задание 8. Составьте доклад на одну из следующих тем:

1) М. И. Калинин о значении изучения географии своей местности.

2) Н. Н. Баранский о краеведении.

3) Взгляды А. С. Баркова на краеведение.

4) А. А. Половинкин о роли краеведения в преподавании географии.

Для подготовки докладов изучаются работы ученых, с именем которых связана тема.

Подготовленные доклады зачитываются и обсуждаются на занятиях в группе.

Задание 9. Просмотрите современную школьную программу по географии и укажите, как в ней выражена установка на осуществление краеведческого принципа в преподавании географии.

Литература

“Программа средней школы. География”. М., “Просвещение”, 1972.
“О разработке новых программ курса географии в средней школе”. “География, в школе”, 1967, № 1.
“Положить краеведение в основу обучения географии”. “География в школе”, 1960, № 4.
Соловьев А. И. О новой программе по географии. “География в школе”, 1967, № 3.

Задание 10. Подготовьте сообщение на тему “Школьное географическое краеведение и его педагогическое значение”.

Литература

Иванов П. В. Педагогические основы школьного краеведения. Петрозаводск, 1966.
Огородников И. Т. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., “Просвещение”, 1968, гл. XIV. Принципы обучения.
Строев К. Ф. Педагогическое значение школьного краеведения. “География в школе”. Ученые записки № 300. МГПИ им. В. И. Ленина, 1968.
Щенев В. А. Использование краеведческого материала для развития самостоятельности учащихся. “География в школе”, 1963, № 6.

Задание 11. Подготовьте сообщение на тему “Роль краеведения в коммунистическом воспитании школьников”.

Задание 12. Подготовьте сообщение на одну из следующих тем:

1. Как краеведение может быть использовано для эстетического воспитания.

2. Как краеведение может быть использовано для атеистического воспитания.

3. Как краеведение может быть использовано для воспитания моральных качеств человека?

Задание 13. Подготовьте сообщение на тему “Краеведение в профориентационной работе школы”.

Литература

Копытов С. К., Сечкина М. Д. Краеведение в профориентационной работе школы. “География в школе”, 1971, № 2.
Смирнов В. И. Краеведение — важное средство воспитания учащихся. “Школа и производство”, 1965, №4.

Задание 14. Выясните, какая литература имеется о районе, в котором расположен ваш институт. Ознакомьтесь с этой литературой и составьте список книг для рекомендации краеведам школы, где будет проходить педагогическая практика.

План и программа изучения своего края

Задание15. Учитывая местные условия, определите, какую территорию следует принять за “край” для организации на ней краеведческих исследований школьниками (на примере института или избранной школы, скажем той, где проходит педагогическая практика, или любой другой).

Задание 16. Вступите в состав добровольных корреспондентов ближайшего учреждения, организующего фенологические исследования, и начните наблюдения по его программе.

Литература.

3апалов Г. А. Использование фенологических наблюдений в сельскохозяйственном производстве. “География в школе”, 1961, № 1. “Карманная книга натуралиста и краеведа”. М., Географгиз, 1961.
Попов Н. В. Фенологические наблюдения в школе. Пособие для учителей. М., Учпедгиз, 1950.
Родионов М. А. Фенология в школе. “География в школе”, 1969, №. 5.

Задание 17. Разработайте план и программу краеведческого изучения окрестностей школы (школа выбирается в районе расположения института или указывается преподавателем).

В программе должно быть указано: а) какая территория выбирается для изучения и по каким признакам определяются ее границы, б) какая устанавливается последовательность ее изучения; иметь в виду участие в этой работе учащихся разных классов школы, в) конкретные вопросы физико-географического и экономико-географического изучения выбранной территории учащимися каждого класса.

Составленные студентами программы обсуждаются на занятиях в группе.

По разработанной программе во время педагогической практики организуется изучение окрестностей школы учащимися класса, к которому прикрепляется студент.

Литература

“Карманная книга натуралиста и краеведа”. М., Географгиз, 1961.
Лярский П. А. Пособие по краеведению. Минск, “Высшая школа”, 1966.
Гавеман А. В. Изготовление почвенных масштабных монолитов. “География в школе”, 1970, № 6.

Задание 18. Подумайте, как связать работу на географической площадке с краеведением. Составьте для учащихся школы задания по проведению работ на площадке, направленных на развитие краеведческих знаний.

Литература

Сухорукова А. В. Работа на географической площадке. М., “Просвещение”, 1970.
Евстигнеев В. Ф. Работа на географической площадке. “География в школе”, 1970, № 1.

Задание 19. Разработайте программу краеведческого обследования отдельного населенного пункта и план его изучения на уроках по теме “Своя область...”.

Варианты программ, отобранные преподавателем, обсуждаются на занятиях в группе.

Литература

Баранский Н. Н. Методика преподавания экономической географии. М., Учпедгиз, 1960.
Ковальская Н. Я. Методика экономико-географического исследования. Изд-во МГУ, 1963.

Задание 20. Охарактеризуйте географическое положение города, (район города), в котором находится вуз, начертите схему, иллюстрирующую особенности положения.

Задание 21. Разработайте программу краеведческого изучения местного хозяйственного предприятия (предприятие указывается преподавателем из числа тех, которые расположены вблизи института).

Программа должна отражать: а) предварительное ознакомление с предприятием и составление плана исследования, б) непосредственное изучение предприятия по выработанному плану, в) обработку материалов и описание предприятия.

В разработке указывается, какие вопросы программы будут изучены по литературным источникам (книги, журналы, газеты), какие на экскурсиях или во время производственной практики, какие по индивидуальным заданиям.

Программы составляются отдельно каждым студентом. Несколько программ, составленных индивидуально, обсуждается на занятиях в группе.

Литература

Грехнев А. Н. Экскурсия по изучению природных богатств своей области. “География в школе”, 1963, № 1.
Захаров А. С. Экскурсия на кирпично-черепичный завод. “География в школе”, 1963, № 2.
Ковальская Н. Я. Методика экономико-географических исследований. Изд-во МГУ, 1963.
Климов Т. А. Изучаем экономику предприятий. “География в школе”, 1970, № 6.
Шалухо Б. Ф. Экскурсия на ГРЭС. “География в школе”, 1970, № 5.

Задание 22. Разработайте программу краеведческого изучения местного культурно-просветительного учреждения (института, школы, театра, музея, библиотеки, клуба и т. д.).

Программа должна отражать его историю и современную деятельность.

Задание 23. Ответьте на вопросы: 1. Что общего и чем отличаются друг от друга краеведческие экскурсии и туристские походы? 2. Какие экскурсии называют экскурсиями-экспедициями?

Перечислите (письменно) условия, которые должны выполняться руководителем краеведческой экскурсии:

а) организационного характера, б) познавательно-исследовательского, в) оздоровительно-бытового.

Задание 24. Составьте методическую разработку краеведческой экскурсии.

Задание выполняется группой студентов в три-четыре человека, которая должна осмотреть район экскурсии, наметить маршрут и остановки на маршруте для наблюдений. По* выбранному маршруту составляется план и методическая разработка экскурсии.

В методической разработке описывается содержание работ: а) по подготовке экскурсии, б) по полевым исследованиям на маршруте, в) по подведению итогов.

Литература

Шестериков С. И. Экскурсии по географии В кн.: “Методика обучения географии в средней школе”, под ред. Бибик А. Е. и др. М., “Просвещение”, 1969.

Задание 25. Составьте методическую разработку краеведческой экскурсии по населенному пункту.(городу, городскому району или сельскому населенному пункту).

В разработке необходимо отметить отличительные особенности экскурсии по городу от экскурсии в природу; указать, как выбирается маршрут, какие объекты и в каком порядке рассматриваются, как подводятся итоги.

Задание 26. Разработайте форму дневника для участника краеведческой экскурсии. Дневник должен сопровождаться краткими правилами его ведения, которые также составляются студентами.

Задание 27. Выберите несложный участок местности и проложите через него поперечный комплексный профиль. -

В рекомендованной литературе к заданию описываются разные системы организации групп учащихся для работы по составлению профиля. Напишите, какую систему вы предпочтете и почему.

Вычерченные студентами профили показываются и комментируются на занятиях группы.

Литература

Никонова М. А. и Строев К. Ф. Опыт полевых краеведческих работ с составлением комплексных профилей. “География в школе”, 1964, № 3.
Илометс Э. П. Составление комплексного профиля с учащимися VIII класса. “География в школе”, 1964, № 3.

Задание 28. Напишите, что надо внести в план краеведческой экскурсии для того, чтобы связать ее с работой по охране природы своего края (желательно задание выполнять на конкретных местных примерах).

Литература

“Закон об охране природы РСФСР”.
“Охрана природы”. Сост. В. И. Пелевин. Пособие для учителей, вып. 1, 2, 3. М., “Просвещение”.
“Природоохранительное воспитание учащихся в процессе пре. подавания географии. “География в школе”, 1973, № 1.

Задание 29. Подготовьте сообщение в группе на тему “Как может быть использован материал краеведческой экскурсии на уроках по географии”. (Указать тему программы, желательно изучаемой в первой четверти, и класс.) Задание выполняется на конкретном материале местной экскурсии.

3айков П. И. Использование материалов летних походов учащихся в преподавании географии. “География в школе”, 1961, № 3.,

Задание 30. Просмотрите содержание учебных экскурсий, обязательных для проведения по школьной программе, и укажите, как их можно использовать в целях краеведения.

Какие можно предложить специальные вопросы и задания по краеведению для учащихся во время учебной экскурсии в каждом классе.

Литература

Никонова М. А. Система учебных экскурсий по географии. “География в школе”, 1971, № 3.
Слуцкая. Р. Д. Мой опыт проведения экскурсии “География в школе”, 1971, № 3.

Задание 31. Во время педагогической практики в школе проведите с учащимися вашего класса намеченную вами краеведческую экскурсию. Напишите отчет о ней и выступите с ним на занятии в группе или на конференции по итогам педагогической практики.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.