Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стимулирование людей к экономической деятельности.






 

1. Необходимость побуждения человека к деятельности.

 

2. Роль потребностей в этом процессе.

3. Интересы и стимулирование.

4. Принципы действия стимула и его развитие.

5. Стимулирование и заинтересованность.

Все экономические процессы, явления возникают и существуют только благо-даря деятельности людей. Но почему люди начинают свою деятельность? Ответы на этот вопрос люди ищут давно и до сих пор не находят. Есть множество вариантов отве-тов, например:

1. Голод (так считали Гомер, Некрасов).

 

2. " Голод, любовь, жажда власти - три великих мотива…" (Карл Поппер). Любая экономическая концепция - есть вариант ответа, что движет человеком.

 

Решая эту проблему авторы исходят из разных основ: одни берут за основу природу человека, другие - внешние обстоятельства, т.е. окружающую человека среду.


 

 


 

 

Источником самодвижения может быть только разрешение противоречия между противоположными сторонами какого-то явления. В данном случае, эти стороны долж-ны иметь непосредственную связь с каждым человеком.

 

Такими сторонами является пара субъект и объект - человек есть единство субъективного и объективного. Они не существует раздельно, но всегда вместе, однако их можно развести мысленно.

 

Субъект в чистом виде - это сознание, причем сознание как функция мозга, а объективным является все то с чем взаимодействует сознание (мозг, человек, среда). Субъект взаимодействует с окружающей средой, а среда подразделяется на внутрен-нюю и внешнюю. Внутренняя ограничивается телом человека, а размеры внешней сре-ды зависят от возможности сознания проникать в окружающую среду. Одновременно сознание проникает и внутрь себя. Чем выше способность сознания проникать во внут-реннюю и внешнюю среды, тем устойчивее человек, тем меньше ошибок он совершит. Стремлением обеспечить упрочнение положения объясняется движение по дороге по-знания. Причем необходимость обеспечить устойчивое положение, самим человеком может и не осознаваться. Многие люди действительно считают, что учатся из любопыт-ства: это маскирует естественную причину.

 

Среда, которая противостоит субъекту, включает в себя информацию о про-шлом, настоящем и будущем, так как сознание способно обрабатывать лишь информа-цию.

 

Среда и субъект находятся в диалектическом единстве и борьбе противопо-ложностей, они борются как механически, так и диалектически. Среда может уничто-жить сознание, но и сознание может уничтожить среду (мех. борьба). В любом случае при доминировании этой борьбы человек умирает. Следовательно, пока человек живет, преобладает диалектическая борьба: субъект превращается в среду, среда в субъект. Проникая в среду, положение человека укрепляется, но одновременно среда становит-ся организованной, упорядоченной. С помощью сознания, среда организуется.

 

Возможность взаимопроникновения сторон неодинакова и уровень обогащения различен. Можно выделить три этапа борьбы в ходе жизни человека:

 

1. Сознание обогащается в большей степени, чем среда.

2. Соотношение уравнивается.

3. На третьем этапе человек не может взять многого у среды, но и дать ей много уже не может.

Процесс на третьем этапе замедляется и наконец прекращается. Единство пе-

рестает существовать.

Превращение среды и субъекта друг в друга совершается с помощью довольно сложного механизма. Практически вся человеческая жизнь и есть этот механизм. Если отвлечься от многообразия жизни и выделить основные точки механизма он будет вы-глядеть гораздо компактней.

 

Необходимо взять у среды те элементы, которые позволят выполнить требова-ния самой среды.

 

Чтобы это произошло, потребность проходит следующий путь:

1. Начало пути - в сознании возникает туманный образ предмета. Человек, вос-принимая требования среды еще не знает как его реализовать.

2. Затем из тумана начинает возникать конкретный образ предмета. С помощью этого предмета можно выполнить требования среды и удовлетворить потребность.

3. Завершается все это созданием ясного, четкого образа.

4. Образ переносится на бумагу, становится чертежом.

5. Затем он превращается в детали.

6. Из деталей получается предмет, удовлетворяющий потребность.

Все это происходит в результате деятельности самого человека, причем дея-

тельности в определенном направлении, на котором потребность проходит от мини-мальной конкретности до максимальной (момента удовлетворения).

 

Если конкретность потребности возрастает или, иначе говоря, деятельность че-ловека дает ему определенный результат, то у человека появляется интерес к такой " деятельности".

 

" Интерес" - это направленное ориентирование в определенном направлении. В психологии " интерес" - это направленное внимание. В экономике - направленная дея-тельность в экономической сфере, ориентированная на определенный результат. Дея-


 

 


 

 

тельность в экономике состоит из множества элементов, совершаемых во многих сфе-рах. К каждому виду деятельности может возникнуть определенный интерес.

Существует множество интересов и их совокупность - упорядоченные системы. Интересы делятся на группы по разным признакам: общественные, личные, частичные, долговременные, ежеминутные, второстепенные, обобщающие. Так напри-мер обобщающим интересом человека является направленность его деятельности на

 

обеспечение воспроизводства самого себя, самосохранения.

Потребности и интересы неотделимы. Это разные характеристики одной и той же деятельности. Потребность обуславливает необходимую деятельность, интерес - направленную. У человека столько потребностей, сколько требований среды он может уловить. Но чем больше человек улавливает, тем больше масштабы среды, тем устой-чивее его положение в мире - тем выше уровень его развития. Отсюда между уровнем развития человека и количеством и качеством его потребностей существует причинно-следственная связь.

 

Закон роста потребностей

 

Все потребности входящие в систему взаимодействуют друг с другом. Резуль-тат - интегрированная потребность. Она предоставляет собой необходимость обеспе-чить воспроизводство себя, как субъекта. Поскольку интересы тоже взаимодействуют и

 

в ходе взаимодействия превращаются в единый, обобщенный интерес - или, иначе го-воря, интерес направленный на воспроизводство субъекта. Он проявляется во взаимо-действии частичных интересов: диалектическом и механическом. Если движение чело-века в конкретном направлении позволяет выполнить требования среды и удовлетво-рить свои потребности, то у человека возникает заинтересованность в таком движении. Заинтересованность - это четкая, хорошо видимая человеку связь между деятельно-стью человека в определенном направлении и ее положительным результатом. Ее можно обнаружить в механизме, который например приводит человека в движение. Но сообщество добавляет в этот механизм некоторые новые элементы. Эти элементами - элементами окружающей среды являются и другие люди. Они также предъявляют че-ловеку требования. Эти требования превращаются в потребности субъекта или в необ-ходимость деятельности. Однако деятельность человека утрачивает жесткую опреде-ленность, становится многовариантной.

Например, для удовлетворения голода можно просить или отнять пищу.

У субъекта появляется возможность выбора варианта действий, но сам выбор становится проблемой выбора результативного варианта. Если выбор варианта - дело самого субъекта до самого конца, то выбор деятельности, пути, может быть делом дру-гого человека, который предъявляет данному субъекту требования. В этом случае сво-бода человека отсутствует.

 

Потребность в продукте каждый человек может удовлетворять двумя путями - производя его или же отнимая его у других.

Если конкретный человек, воспринимая требования среды, начинает выращи-вать зерно, то конкретность предмета удовлетворяющего потребность растет. Но если

в тот момент, когда она становится максимальной, зерно отнимается, то процесс не приносит ожидаемого результата и заинтересованность пропадает. Другой же человек, отобравший зерно, заинтересован в продолжении тем человеком той деятельности. Тот, кто отобрал зерно, должен заставить человека делать то, в чем тот не заинтересо-ван: возникает необходимость принуждения: стимул. Первоначально, словом " стимул" обозначалось короткое копье, для наказания рабов.

С возникновением стимула, все люди разделились на две части: " стимулирую-щих" (1) и " стимулируемых" (2).

(1) - это общество в целом, коллективы, отдельные люди; (государство, рабо-владелец, капиталист).

(2) - коллективы, отдельные люди; (крестьянин, рабочий, наемный рабочий). Стимул, вообще - это орудие, с помощью которого стимулирующий субъект

воздействует на стимулируемого ради достижения своей цели, реализации своего ин-тереса, обеспечения своей жизнедеятельности, своего воспроизводства.

Эти субъекты вступают во взаимоотношения посредством стимула. Стимул привязывает их друг к другу. Капиталист заставляет рабочего с помощью стимула де-лать то, что нужно капиталисту. Капиталист создает возможность для рабочего воспро-извести себя при условии, что рабочий будет делать все, что нужно капиталисту. Вза-


 

 


 

 

имная передача необходимого происходит посредством стимула. Рабочий производит продукт, чтобы капиталист мог воспроизвести себя. В стимулировании вступают во взаимоотношения частные интересы капиталиста и рабочего. Частным интересом ка-питалиста является направленность капиталиста на привлечение рабочего к деятель-ности, которая дает капиталисту нужный ему результат, а частным интересом рабочего является направленность рабочего на получение продукта, который нужен ему для собственного воспроизводства.

 

Продукт является тем звеном, который интересует и капиталиста и рабочего. Но для капиталиста продукт - средство достижения цели, а для рабочего - продукт - цель. Средством для рабочего является участие в производстве.

 

То что является целью для одного - средство для другого. Эта схема справед-лива от древности до наших дней. Изменялось лишь сам предмет, являющийся целью для одного и средством для другого. В качестве сердца для рабовладельца т цели для раба было предоставление возможности жить. Феодал в качестве средства использо-вал предоставление возможности крестьянину работать на себя. На определенном этапе развития в качестве средства начинает использоваться продукт.

С дальнейшим развитием стимулирования в качестве средства начинают ис-пользоваться моральные ценности. Но их можно использовать только при условии, что получение моральных ценностей является целью для субъекта. Для этого необходимо, чтобы в обществе сложился моральный климат.

 

Стимулирование - это орудие принуждения, если оно присутствует, значит су-ществуют разнонаправленные интересы. Стимулирование позволяет в какой-то мере сгладить эти противоречия. Но как только стимулирование прекращается, интересы вновь расходятся. Если интересы субъектов однонаправлены, то стимулирование не нужно.

 

Если возникает заинтересованность в чужом производстве, как в своем, то та-кая взаимная направленность интересов называется заинтересованностью. Стимули-рование и заинтересованность - противоположности, находящиеся в диалектическом единстве. При увеличении доли заинтересованности падает доля стимулирования и наоборот.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.