Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и методы экономической теории.






Экономика.

 

Основы экономики

 

Предмет и методы экономической теории.

 

Наука – это система знаний о мире окружающем человека и о внутреннем мире самого человека. Мир же подразделяется на природный и общественный. Точно так же и науки. Среди общественных наук и находиться экономическая наука, которая пред-ставляет собой многоуровневое сооружение. Есть уровень, составляющий фундамент этой науки – это и есть экономическая теория. Она изучает принципы функционирова-ния всех остальных слоев. В этом слое концентрируются знания о принципах функцио-нирования одной из граней общественной жизни – экономики. Экономика – это единст-во производства, распределения и потребления благ как материальных, так и духов-ных. За время существования этой науки, был накоплен значительный массив инфор-мации. Первоначально он не был дифференцирован.

Окружающий Наука    
мир. Мир исследуется наукой, влияет на нее  
    плоды исследований науки предостав-  
     
    ляются человеку, которой на основе  
    этого действует и его действия влияют  
    на окружающий мир.  
Действие Человек    

Система знаний о мире не совпадает с объективной реальностью, знания все-гда подразделяются на точные и неточные. При этом знания постоянно изменяются в результате действий человека. Поэтому задача сводится к усвоению максимально точ-ной, объективно реальной информации. При этом каждая, существующая или сущест-вовавшая школа претендует на максимально точное отображение реальности.

 

Начало формирования экономической науки началось много тысяч лет назад, в Древнем Востоке, что отобразилось в дошедших до нас памятниках культуры. Но толь-ко в Древней Греции, в первом тысячелетии до нашей эры, была сделана попытка сформировать экономическую науку, как отдельную отрасль знаний. Эти попытки со-вершали Ксенофонт, Платон, Аристотель.

 

Попытки выделить экономическую науку в отдельную отрасль знаний происхо-дили и в Средние века. Наука была названа камералистикой, но так и не удалось отде-лить ее от наростов географических и прочих наук. Фактически, эта была наука о веде-нии натурального хозяйства. Эта попытка не увенчалось успехом, так как не было ни условий, ни необходимости в ее возникновении. Они возникли в конце 16-го – начале 17-го веков, в период становления капитализма. В это время начинает возникать еди-ное общественное хозяйство. Появилась необходимость в системе знаний об общест-венном хозяйстве. Наиболее нуждающейся в этой науке была зарождающаяся буржуа-зия. Ученые пытались дать максимально точную картину мира, но их первоначальная эффективность была невелика. Долгое время ученые считали, что реальным источни-ком богатства является торговля, поэтому экономическая политика представлялась, как вывоз товаров за рубеж и накопление золота в собственной стране (меркантилист-ская школа). Но вскоре оказалось, что без реальной производственной базы такую по-литику проводить невозможно. Поэтому следующей школой, которая вплотную заня-лась уже проблемой производства, стала школа физиократов. Они считали, что осно-вой богатства является труд, но только в области сельского хозяйства. Следующими учеными, сделавшими шаг вперед в понимании экономики стали ученые Рикардо, Смит

 

– так называемые классики. Они доказывали, что источником богатства является про-изводительный труд – в любой области. Однако по мере укрепления положения бур-жуазии в адекватном отражении реальности. Точнее, этот интерес раздвоился: капита-лизм стал заинтересован в доказательстве того, что капитализм есть высшая точка развития общества. Потребность же в максимально точном изображении реальности


 


 

 

появляется у другой, возникшей в результате эволюции капитализма, категории насе-ления – трудящихся, пролетариата. В результате этой потребности и возникает мар-ксизм. Одновременно с этим буржуазная наука одновременно с раздвоением интереса основного правящего класса, также раздваивается: на научную и так называемую, вульгарную. Последняя служила лишь для доказательства незыблемости капиталисти-ческого строя. Первоначально марксизм развивается, как научная теория, но после 1917 года, она также раздваивается на вульгарную и научную. Вульгарный марксизм также служил лишь для сохранения существующего строя. Сейчас делаются попытки соединить буржуазную и марксистскую научную теории.

 

Постепенно же формировалось и представление о предмете науки. Адам Смит считал, что предметом экономической теории является богатство. В его книге рассмат-ривается способы получения, распределения, потребления богатства. Именно у Смита и Рикардо, именно в их трудах были созданы предпосылки для раздвоения науки, так как некоторые поставленные ими вопросы были рассмотрены поверхностно.

 

Последующие ученые считали, что «экономическая наука с одной стороны нау-ка о богатстве, а с другой – часть общественной науки о действиях человека в общест-ве, которая относится к предпринимаемым им усилиям для удовлетворения их потреб-ности»(Маршалл, конец 19 века).

 

Маркс и его последователи, в свою очередь, считали, что предметом экономи-ческой науки является система экономических или производственных отношений и за-коны функционирования и развития этих отношений, причем отношения возникают не просто между конкретными людьми, а между экономическими типами: продавец, поку-патель, торговый, промышленный капиталист, наемный рабочий, землевладелец и др. Каждый из этих типов является собственником какого-то имущества или ресурса. И они вступают в отношения, механизм которого сложен, противоречив, но функционирует строго в соответствии с объективными законами. Поэтому и стал возможен его научный анализ. Характер отношений между людьми зависят от уровня развития общества и его производительного потенциала и одновременно оказывает обратное влияние на эти факторы. При таком понимании предмета, внимание исследователя направляется на общественную сторону экономики. Типы людей, взаимодействуя друг с другом и фор-мируют экономику. Причем характер действий каждого человека предопределен суще-ствующими в обществе нормами и правилами, которые в свою очередь определяются уровнем развития этого общества. Нормы, правила, принципы, законы имеют внешние формы и содержание.

 

Внешняя форма – юридические законы. Содержание – экономические законы.

 

В соответствии с этими законами человек занимает определенное место в об-ществе, действуя в соответствии с правилами, повышает уровень экономики и нормы, правила, действующие на предыдущем этапе перестают действовать. Действия новых законов изменяют характер действий людей. Все это в марксистском понимании и есть предмет изучения экономики.

 

Представление об экономических законах неоднозначно. Некоторые ученые ут-верждают, что законы, принципы, теории модели означают примерно одно и тоже: обобщение ли констатацию закономерности в действии индивидуумов и институтов. Термин «закон» предполагает высокую степень точности, всеобщности и вводит в за-блуждение. Авторы этого тезиса отрицают наличие всеобщности в экономическом по-ведении индивидов. Если закон означает высокую степень всеобщности, а ее нет, то термин «закон» нецелесообразен. Они признают только модели в экономической тео-рии. Модель же – упрощенная картина реальности. Эта абстрактная картина реально-сти - обобщение поведения, соответствующая статистическим данным. Если законов нет, то поведение индивидов в каждом конкретном случае определяются сложившими-ся в каждом конкретном случае условии.

 

«Термин «закон» есть самая общая оценка или обобщение тенденций более-менее достоверных, определенных» - Маршалл.

 

Марксисты считают, что в экономике действуют законы, которые независимо от желания определяют условия, в которых действует человек.

«Закон – это существенная, прочная, устойчивая, объективно необходимая при-чинно-следственная связь между экономическими явлениями и процессами. За любым явлением или процессом в экономике следует определенное явление или процесс.


 

 


 

 

Законы действуют и в природе и в обществе. Эти законы имеют и общее и раз-личное. Общее: законы действуют независимо от воли, сознания, желания, людей. От-личие: если законы природы действуют, вне зависимости от существования человека, то общественные законы действуют только в присутствии людей. Из этого, обычно де-лают два прямо противоположных и радикальных вывода: первый, что человек не влияет на законы, а второй что только человек определяет их.

 

На самом деле люди создают ситуации, из которых вытекают определенные следствия. Экономические законы представляют собой упорядоченную совокупность или систему, которая изменяется, развивается и в этой системе присутствует опреде-ленная взаимосвязь. Причем ее структуру можно рассматривать с разных сторон. В ис-торическом аспекте законы подразделяются на четыре (всеобщие, общие, специфиче-ские, стадийные) и три (общие, особенные, специфические) раздела.

Всеобщие (4) или общие (3) - действуют на всем протяжении истории экономи-ческой деятельности человечества.

 

Общие (4) или особенные(3) - законы, которые действуют в течение довольно длительного времени, но не всегда.

Специфические (4) и (3) - действуют на одном, качественно-определенном эта-пе истории (общественно-экономической формации).

 

Стадийные (4) - законы, действующие на одной из стадий общественно-экономической формации.

 

Если рассмотреть структуру экономических законов, в зависимости от характера взаимосвязи, то ее можно подразделить на два типа: вертикальная (субординация), горизонтальная (координация). Субординация предполагает, что законы располагаются как бы на разных уровнях. Координация - на одном. Законы делятся на абсолютные и тенденциозные. Абсолютные - причина порождает следствие в полном объеме. Тен-денциозные: следствия возникают, как тенденции. Действие закона парализуется либо действием каких-то обстоятельств или других законов.

 

Однако утверждение, что экономическая наука - это система законов принято не всеми экономистами. Некоторые считают, что экономика исследует проблемы эффек-тивного использования ограниченных ресурсов. " Экономика изучает поведение людей, как связь между целями и ограниченными производственными ресурсами, имеющими альтернативные пути к применению". (Робинсон). В российской науке превалирует мне-ние, что экономика изучает поведение людей и групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ, с целью удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах.

 

Предмет науки тесно связан с ее методом. Их можно и нужно различать, рас-сматривать отдельно, но не забывать, что они тесно связаны друг с другом и можно сказать: что предмет экономики - это ее метод, а метод - это предмет, но представлены они по-разному. Метод представляет из себя как бы свернутый предмет. Метод науки должен соответствовать своему предмету. Экономическая наука имеет дела с живыми, внутренне противоречивыми, сложными, динамичными, постоянно изменяющимися объектами.

 

Различные экономические школы используют и разные методы исследования. Кроме диалектики, это субъективистский (субъективный идеализм, человек его созна-ние определяет все, главное внимание - полезность вещей), неопозитивно-эмпирический, рационалистический.

 

Неопозитивно-эмпирический означает изучение явлений, оценки явлений ис-пользуя различные аппараты: математические, физические и другие.

 

Рационалистические: исследование рациональных законов. Исследуется не по-ведение людей, а логика явлений. Среди этих методов, строго научным считать следу-ет диалектический метод.

 

Приемы и способы изучения.

 

Абстрагирование, анализ, синтез, единство исторического и логического подхо-

 

дов.

Абстрагирование: мысль человека движется от поверхности, от видимого, от непосредственно ощущаемого, движется вглубь объекта, явления. Наблюдатель абст-рагируется от внешней формы предмета. Чтобы пройти путь от поверхности вглубь, необходимо разделить объект на части, тогда проще докопаться до сути - это прием анализа.


 

 


 

 

Анализ - сложный, имеющий разновидности прием. Различают: сравнительный анализ (сравнение частного и общего), корреляционный (зависимость), факторный (сравнение аргументов и функций), позитивный (предполагает, что экономика рассмат-ривает явления, такими, какие они есть), нормативный (явления рассматриваются та-кими, какими они должны быть). И экономическая наука на Западе, также разделяется на позитивную и нормативную. Нормативный подход, часто вырастает из позитивного. Анализ находится в диалектическом единстве с синтезом. В ходе синтеза объект со-единяется, собирается из уже познанных и непознанных частей. Анализ и синтез нель-зя рассматривать, как сборку и разборку чего-либо. В ходе синтеза мысль проходит путь от абстрактного к конкретному.

 

Диалектика же, отвечает на вопрос " как докопаться до сути". Нужно определить внутренний источник саморазвития объекта в целом или со стороны частей. Источник самодвижения: разрешение противоречий между противоположными сторонами объек-та. Следовательно, нужно раздвоить объект, выявить в нем две противоположные сто-роны и выяснить, как разрешаются противоречия. Любой объект есть единство проти-воположностей. В каждом конкретном объекте доля противоположностей колеблется от максимума до минимума. Определив противоположные стороны объекта, необходимо выяснить, как идет борьба между ними. Существуют два способа борьбы.

 

1. Механический.

2. Диалектический.

Механический: физическое уничтожение одной противоположности другой или вытеснение ее за пределы данного единства. Диалектический метод предполагает вза-имное превращение противоположностей друг в друга. Каждая противоположность ос-вобождается от своих слабых элементов и берет от противоположной стороны ее сильные стороны.

 

Способность к ассимиляции у этих противоположностей не может быть одина-кова, так в этом случае движение невозможно. Равновесие между противоположностя-ми невозможно, оно означает смерть. В каждый данный момент, в каждом объекте ре-альный способ борьбы представляет собой соединение механического и диалектиче-ского метода, но в различных пропорциях. В обществе, на ранних этапах его развития преобладал механический способ. Впоследствии доля диалектического метода увели-чивается.

 

Существуют и другие методы: индукция, дедукция, исторический, логический, математический, статистический, метод моделирования, мышления по аналогии, экс-перимента.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.