Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характер рыночного механизма.






 

1) Необходимость возникновения и существования рыночного механизма.

 

2) Неразвитая и развитая рыночная экономика.

3) Сущность рыночной экономики.

4) Принцип действия рыночного механизма.

5) Преимущества и недостатки рыночного механизма.

 

Перед западной наукой вопрос о необходимости возникновения и существова-ния рыночного механизма не стоит, так как они считают, что рыночная экономика наи-более пригодна для человека, который ориентирован на него с самого рождения. Это следует из природы человека. Поэтому этот механизм возникает одновременно с чело-веком.


 


 

 

Марксистская наука считает, что рыночный механизм возникает на определен-ном этапе развития человеческого общества и не может быть вечным. Это явление преходящее: возникающее, существующее и смертное.

 

Возникновение рыночного механизма обусловлено самой логикой развития об-щественного характера производства. По мере развития (примерно 5-7 тыс. лет назад) рыночное хозяйство становится самостоятельным. Его специфика состоит в том, что вещи, продукты, предметы стали изготавливаться не для собственного потребления, а для обмена. Причем в древности, каждый отдельный производитель изготавливал ве-щи и для себя и для обмена. В той степени, в какой продукт изготавливался для себя, хозяйство было натуральным, а в той степени, в какой продукт изготавливался для об-мена - товарным.

 

Вначале, натуральное хозяйство преобладало - шел обмен излишками. Впо-следствии, по мере усиления специализации производителей, доля натурального хо-зяйства сокращается и может дойти до нуля у конкретного производителя. Такое изме-нение соотношения обусловлено определенными обстоятельствами, прежде всего это обусловлено развитием общественного разделения труда. Люди заметили, что между результативностью труда и ограничением видов деятельности существует прямая за-висимость. Чем уже деятельность, тем выше отдача. Подметив эту зависимость, люди начинают самоограничивать себя. На этом этапе возникает необходимость обмена продуктов труда. Однако обмен не обязательно товарный. Между общественным раз-делением труда и обменом, как таковым существует жесткая взаимосвязь - но само по себе общественное разделение труда не определяет форму обмена. Поэтому необхо-димо найти ту силу, которая связывает общественное разделение труда с конкретной формой обмена. Такая сила есть - это собственность. Так, общая собственность, пре-дусматривает связь общественного разделения труда с продуктообменом, а частная - с товарообменом. Частная собственность разъединяет людей и поэтому, каждый произ-водитель вынужден самообеспечивать себя, для чего обмен должен быть эквивалент-ным, что является признаком товарообмена.

 

Экономическое обособление производителей, как способ бытия частной собст-венности, есть причина товарного обмена. Товарный обмен предполагает возникнове-ние специфических экономических связей, специфика которых в том, что отношения осуществляются посредством купли-продажи. Люди разъединяются на два лагеря: продавцов и покупателей. Эти два лагеря - противоположности, находящиеся в диалек-тическом единстве и борьбе противоположностей. Чтобы единство развивалось - необ-ходимо разрешения противоречий, чтобы разрешались противоречия, необходимо взаимопревращение продавцов в покупателей и наоборот. Каждый участник товарооб-мена, одновременно является продавцом и покупателем: продавец покупает деньги и продает товар, покупатель покупает товар и продает деньги.

 

Рыночная экономика должна и может существовать, если есть общественное разделение труда как условие и экономическое обособление как причина. Жизнь то-варного хозяйства происходит в постоянной борьбе внутри этого хозяйства. Борются две стороны: неразвитое и развитое товарное хозяйство.

 

Неразвитое товарное хозяйство - это простое хозяйство, а развитое - это капи-талистическое хозяйство. Они являются противоположностями, и, чтобы показать это, необходимо сопоставить их по некоторым признакам.

 

Первый признак: в простом хозяйстве - непосредственный производитель и средства производства непосредственно соединены. А в развитом - между производи-телем и средствами производства стоит посредник - владелец средств производства. Средства производства не принадлежат непосредственно производителю. С первым признаком тесно связан второй: степень единства хозяина и работника. Товаропроиз-водитель всегда единство хозяина и работника: в простом хозяйстве - это единство максимальное: хозяин и рабочий - одно и то же лицо, а в капиталистическом они отде-лены друг от друга, но каждый рабочий одновременно является хозяином, так как он использует средства производства, а в хозяине присутствует доля рабочего, по той простой причине, что он хотя бы соглашается или не соглашается с управляющим. Тре-тий признак - цель производства. В неразвитом хозяйстве целью является обеспече-ние собственной жизни и развития производителя, а целью развитого товарного хозяй-ства является обогащение владельца средств производства. Четвертый признак - ха-рактер труда. В простом - труд раздроблен, индивидуален, не обобществлен, а в разви-том - обобществлен в рамках предприятий, осуществляется совместно. Пятый признак -


 

 


 

 

степень охвата товарными отношениями жизни. При неразвитом товарном хозяйстве не все продается и покупается, а при развитом: все ограничения снимаются.

Развитое и неразвитое товарное хозяйство не существуют друг без друга, про-стое содержит в себе капиталистическое, и наоборот.

 

Рыночный механизм.

 

Рыночный механизм разные ученые определяют по-разному, в частности Саму-эльсон так: " Рыночный механизм - это такая форма организации хозяйства, при которой индивидуальные потребители и производители взаимодействуют посредством рынка, с целью решения трех вопросов рынка: что; как; для кого производить? "

 

Рыночный механизм - это система экономических взаимоотношений между людьми, которая обеспечивает функционирование и развитие экономики, которая по-буждает действовать в определенном направлении каждого человека. Поскольку этот механизм доходит до каждого, то его можно объяснить в микроэкономике. Однако, этот же механизм приводит в движение все общество и его можно объяснить с макроэконо-мической позиции.

Микроэкономика: в экономике функционируют субъекты и каждый субъект сам выбирает что; где; как производить, где и по каким ценам продавать, то есть сам опре-деляет параметры своей деятельности. Аналогично и покупатель. В этом аспекте они свободны в своем выборе. И эта свобода выбора - преимущество рыночного механиз-ма. Когда производитель выбрал сферу деятельности, определил все параметры, тогда он направляет в выбранную сферу деятельности свои ресурсы. Когда все свои произ-водители разместили все ресурсы в разных сферах деятельности, то это означает, что произошло распределение ресурсов между видами деятельности. Каждый вид дея-тельности позволяет удовлетворить определенные потребности людей. Такое распре-деление ресурсов - результат конкретных действий конкретных людей. Человек руко-водствуется при распределении ресурсов или, иначе говоря свобода выбора по рас-пределению ресурсов осуществляется на основе учета поступающей к производителю информации от среды, где важнейшим элементом внешней среды является рынок. Ры-нок предоставляет информацию о том что необходимо покупателю в данный момент. Эта информация кодирована в ценах на продукцию. Отсюда рынок дает информацию не непосредственно, а через передаточное звено - цены.

 

Если цена высокая и растет, то производитель делает вывод, что потребность есть, а если низкая и падает то ее нет. Получив информацию о ценах производитель выбирает сферу деятельности, причем делает это самостоятельно, не согласовывая свои действия с другими производителями. Точно так же поступают и остальные. Одна-ко информация о ценах - всегда устаревшая информация, так как она информирует о ценах на текущий момент и не может рассказать о завтрашних ценах. А у производите-ля еще нет товара, он будет произведен только в будущем, завтра. Отсюда на основе информации о прошлом необходимо выбирать будущую деятельность. И нужно опре-делить выгодна она или нет. В данном случае информация устаревает, а другой у рын-ка нет - в этом его недостаток. Для преодоления этого недостатка, производитель дол-жен преобразовать информацию о прошлом в информацию о будущем. Производитель должен предвидеть изменения цен т на основе этого изменения делать выбор. Чтобы предвидеть необходимо развивать способность предвидения. Это " +" рынка.

 

В связи с действием рыночного механизма происходит изменение контингента производителей. Если реальные цены выше чем задуманных, то производители обога-щаются, если ниже, то разоряются. Эта черта может быть истолкована как " -" рынка, так как она усиливает социальную напряженность и как " +" - так как в результате фор-мируется слой капиталистов - людей наиболее продуктивно использующих ресурсы.

 

Несовпадение предполагаемых и реальных цен свидетельствует о том, что то-варопроизводители своими конкретными действиями распределили ресурсы не так как нужно было для того чтобы оптимально удовлетворять все потребности общества. При таком распределении ресурсов в экономике возникают диспропорции между производ-ством и потреблением, а другого способа распределения в рыночной экономике не су-ществует. Поэтому диспропорции - неизбежное следствие действия рыночного меха-

низма (" -").

В то же время, рыночный механизм способен превратить диспропорцию в про-порцию или уровнять размеры производства и потребления каждого продукта (" +"). Но превращение диспропорции в пропорцию рынок осуществляет следующим способом:


 

 


 

 

рыночный механизм начинает перераспределять уже распределенные ресурсы, чтобы установить равенство производства и потребления для каждого продукта. В ходе пере-распределения рынок распределяет каждой потребности нужное количество ресурсов, но их уже нет, они потрачены, заключены в определенном продукте, и это сделать фи-зически невозможно.

 

Ресурсов нет, но существует продукция. Однако и ее рынок не может перерас-пределить, так как каждый вид продукции предназначен для удовлетворения конкрет-ной потребности. Однако необходимость перераспределения остается: и рынок пере-распределяет стоимостную форму продукта. Стоимостная форма продукта может от-делиться от продукта и свободно перемещаться между разными видами деятельности.

 

Уравнивается размер потребности и ее стоимостной формы. Потребность удовлетворяется полностью не самим продуктом, а его стоимостной формой. Так уста-навливается пропорция между потреблением и производством. Таким образом потреб-ность удовлетворяется ценой - то есть чем-то идеальным. Диспропорция превращается в пропорцию, но если продукта произведено меньше, чем нужно, то потребность не удовлетворяется продуктом, а лишь ценой.

Диспропорция выражается в том, что цены на дефицитную продукцию выше, чем на произведенную в избытке. Так как цены на дефицитную продукцию высоки, то в этот сектор устремляются ресурсы. Каждый производитель при этом 1) не согласовы-вает свои действия с другими 2) не может приподняться над всем и увидеть свое место и уровень. Ситуация повторяется.

 

Своими действиями рыночный механизм обеспечивает приспособление произ-водства к потреблению (" +"). Это приспособление происходит автоматически. Рынок автоматически реагирует на изменения происходящие в производстве. Обществу не нужен особый орган, сознательно распределяющий ресурсы, не нужно государство. Поэтому сторонники рыночной экономики выступают против вмешательства государст-ва в экономику. Поскольку на определенном этапе истории люди действительно не в состоянии охватить своим сознанием экономику в целом, автоматизм рынка - его пре-имущество, достоинство и в то же время тот способ, каким рынок устанавливает про-порции неизбежно связан с неэффективностью распределения ресурсов, так как пере-распределение между производством и потребностью происходит после распределе-ния ресурсов. Таким образом часть ресурсов исчезает и сохраняется лишь стоимостная форма, которая переходит из одной формы в другую. Потеря ресурсов - это " -" рынка.

 

В то же время производство избыточной продукции побуждает людей к разви-тию. Если изготовляется избыточная, лишняя продукция, то ее трудно продать, чтобы ее продать необходимо снизить цены. Снизить цены желательно без ущерба для про-давца или производителя. Такое снижение цен возможно, если затраты производителя или продавца должны снижаться в той же степени, что и цены. Для того чтобы снизить затраты, производитель должен совершенствовать свое дело, использовать передовую технику, повышать свою квалификацию, умелость, интенсивность труда. В связи с этим человек вынужден развиваться. Это " +" рынка.

 

Можно сравнить рыночный механизм с гигантской электронно-вычислительной машиной. Рынок перерабатывает два массива информации:

1) О потребностях общества.

2) О ресурсах общества или о продуктах, предназначенных для удовлетворе-ния потребностей.

 

Сопоставляя их, машина оценивает каждое конкретное средство для удовле-творения потребностей и решает эффективны они или нет.

       
   

2

 

 

Круг потребностей. Круг ресурсов.

 

Круг потребностей разделен на сектора, где количество секторов равно количе-ству потребностей, а размер сектора равен размеру потребности. Второй круг - круг ре-


 

 


 

 

сурсов, равен по размеру кругу потребностей, так как именно этим кругом и ограничи-вается круг потребностей. Но их разделение на части не совпадает.

Для нормального функционирования экономики, оба круга должны быть разде-лены на части абсолютно идентично. Только в этом случае распределение эффектив-но. Но в рыночной экономике такое совпадение может быть лишь чисто случайным. Неравенство секторов - свидетельство диспропорции. Нужно ее уравнять, лишь тогда круги станут равными по структуре. Чтобы их уровнять гигантский рыночный механизм берет круг потребностей, накладывает на второй и уравнивает сектора.

Первый сектор в первом круге, для первого сектора во втором круге - своеоб-разное прокрустово ложе. Если сектор № 1 - меньше, его растягивают, если больше - срезают. Причем уменьшение сектора может происходить двумя путями - уничтожени-ем физически этих продуктов или уменьшением цен. А увеличение - единственно уве-личением цен.

 

Действие рыночного механизма проявляется по трем направлениям. 1. Он регулирует производство и потребление.

2. Дифференцирует товаропроизводителей.

3. Развивает экономику и общество.

 

Рынок и его структура.

 

" Рынок - это совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. Рынки делятся на рынок продавца, где силу имеет продавец и на рынок покупателя, где силу имеет покупатель."

 

Коттлер. " Рынок - это приспособление, осуществляющие контакт между покупателями,

или предъявителями спросами и продавцами или поставщиками товара, услуги." Макконел и Брю.

" Рынок - это всякий институт или механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов."

" Рынок - это система отношений между продавцами товаров - услуг и покупате-лями. Продавцы вступают в отношения, чтобы передать товар от одного человека к другому и тем самым удовлетворить потребность каждого".

Иными словами, взаимоотношения возникают в отношении товара.

Товар -это вещь, предмет, созданный трудом человека и способный удовле-творить ту или иную его потребность. В товаре отражены определенные отношения между людьми. Поэтому товар - это общественная форма продукта. Эту форму продукт приобретает, когда производители становятся экономически обособленными друг от друга. Товар - это носитель определенных экономических отношений между людьми. В этом смысле товар имеет как качественную так и количественную характеристики - это

потребительская стоимость и стоимость.

Стоимость - это способность товара обмениваться на другой товар. Проявляет-ся эта особенность в общественной ценности товара. Общество как бы оценивает то-вар.

 

Потребительская стоимость - это способность вещи удовлетворять какую-либо потребность людей.

Отношения между людьми - противоречивы. Потребитель хочет максимизиро-вать потребительную стоимость, минимизировать - стоимость, продавец - наоборот.

 

С одной стороны, продавец только тем и занят, что изготавливает необходимую для потребителя продукцию. С другой стороны, продавца волнует собственная выгода, он хочет извлечь как можно больше стоимостей. Потребитель - это инструмент для производителя. В то же время потребитель представляется как противник, которого необходимо и можно победить. Если у продавца есть возможность сбыть товар не со-ответствующего качества за большие деньги - он этим воспользуется, но и покупатель отвечает продавцу тем же. Если у покупателя есть возможность не заплатить или за-платить символически.

 

Итак, обмен товаров можно рассматривать как форму борьбы между людьми, следовательно между ними возникают противоречия. Чтобы они разрешились, обмен должен быть эквивалентным. Возникает проблема измерения ценности товара, но ес-тественную меру ценности - физическую, природную - найти пока не удалось. Поэтому для измерения ценности используется общественная мера. Общество оценивает то-


 


 

 

вар, определяет сколько единиц меры на каждый товар приходится. Однако, опять же - по какой шкале оценивать - единого мнения нет.

Классическая буржуазная наука утверждает, что сделка должна совершаться в соответствии с количеством труда, затраченного на производство товара. Причем учи-тывается только общественно-необходимые затраты, т.е. такие затраты, которые воз-никают при наихудших условиях производства (Рикардо). Такое определение, в частно-сти имеет место в сельском хозяйстве.

 

Далее, это понимание развивал Маркс и его последователи. В соответствии с таким пониманием ценностей товары имеют разную способность к обмену, в зависимо-сти от количества труда, который в них воплощен. А способность обмениваться опре-деляет стоимость товара, что тесно увязывается с затратами труда.

 

Стоимость - это овеществленный в товаре труд (согласно трудовой теории стоимости).

 

Однако, товары имеют еще одно свойство - полезность и могут обмениваться с учетом этой особенности. В экономической науке, для объяснения феномена стоимо-сти возникло другое направление, альтернативное " трудовой теории" - в основу обще-ственной оценки товара положена полезность, но встал вопрос, как измерить эту по-лезность? С течением времени оказалось, что эту проблему невозможно решить с объ-ективной точки зрения. Не удалось найти объективную меру полезности товаров.

Сторонников у второй теории - т.н. " теории полезности" - оказалось довольно много. Но трудовая теория более объективна и включает в себя учет полезности това-ра.

 

Сам рынок - явление довольно сложное, он развивается вместе с развитием рыночной экономики. И если к рынку подойти с исторической позиции, то можно обна-ружить следующие разновидности рынка на разных этапах развития.

 

1. Неразвитый рынок-обмен случайный, непосредственно обменивается товар натовар или господствуют бартерные сделки.

2. Классический или свободный рынок - характеризуется неограниченным числом участников и свободной конкуренцией между ними, максимально свободным досту-пом к любой хозяйственной деятельности, максимальной мобильностью факторов производства, свободный доступ к рыночной информации, максимальная свобода движения капитала, однородность одноименных товаров, отсутствие внеэкономи-ческих методов воздействия на решения экономических субъектов, стихийное фор-мирование цен, отсутствие монополии и монопсонии.

3. Регулируемый рынок (регулирование - внешнее, со стороны государства). Из-нутри он регулируется рыночным механизмом. Для такого рынка необходимо опти-мальное сочетание внешнего и внутреннего регулирования.

4. Деформированный рынок в рамках КАС (командно-административной системы). Поскольку рынок - сложное явление, имеет определенную структуру или внут-

реннее строение, то рынок можно разделить на части, эти отдельные части мы можем считать разными рынками, таким образом, имеем право говорить о нескольких рынках:

 

1) Рынки различаются по объектам, которые продаются и покупаются, по та-кому критерию различают:

a) Потребительский рынок или рынок товаров и услуг;

b) Рынок труда;

c) Рынок средств производства;

d) Рынок ценных бумаг;

e) Рынок информации;

f) Рынок валют;

g) Рынок лицензий.

2) Рынки различают по субъектам:

a) Рынок покупателей;

b) Рынок продавцов;

c) Рынок государственных учреждений;

d) Рынок посредников.

3) Рынки подразделяются по географическому положению рынка:

a) Местный или локальный рынок;

b) Региональный рынок;

c) Национальный рынок;

d) Мировой рынок.


 


.

 

 

4) Рынки различают по уровню насыщения:

 

a) Равносильный рынок;

b) Дефицитный рынок;

c) Избыточный рынок.

5) Рынки различают по степени зрелости:

a) Развитый;

b) Неразвитый;

c) Формирующийся.

6) Рынки делятся по степени ограниченности конкуренции:

a) Свободный рынок;

b) Монополистический;

c) Олигополистический;

d) Смешанный.

7) По соответствию действующему законодательству:

a) Легальный;

b) Нелегальный.

8) По отраслевому критерию:

a) Компьютерный;

b) Автомобильный и др.

9) По характеру продаж:

a) Оптовый;

b) Розничный.

10) С учетом ассортимента товаров:

a) Замкнутый рынок - товары первого производителя;

b) Насыщенный - множество сходных товаров многих производителей;

c) Рынок широкого ассортимента - множество товаров связанных между собой.

 

 

Законы рынка

 

Рынок функционирует подчинясь экономическим законам. Главным законом рынка следует считать закон стоимости /закон цен /. Он (закон) регулирует взаимосвязи между экономическими субъектами в глубинных слоях экономики. Стоимость - это свойство товара, как носителя экономических отражений. Закон стоимости регулирует взаимосвязь между субъектами. Действия людей на рынке определяется стоимостью, и производителей, продавцов и потребителей интересует стоимость. Стоимость можно рассматривать в качестве главного элемента рынка.

 

Стоимость имеет свой закон. Закон - это причинно-следственная связь между явлениями либо внутри какого-то явления, либо процесса. Если рассматривается при-чинно-следственная связь внутри явления, то нужно найти в явлении черты, стороны, которые предстали бы противоречиями. В этом случае, закон этого явления будет от-ражать причинно-следственную связь самого явления. Причинно-следственные проти-воположности находятся в диалектическом единстве, между ними идет борьба и для разрешения противоречия необходимо взаимопревращение. Причина превращается в следствие и наоборот, т.е. они постоянно меняются местами. Именно в стоимости об-наруживаются две противоположные стороны: если стоимость - это воплощенный в товаре труд, то нужно произвести раздвоение затрат труда, обнаружить противополож-ности в самих затратах труда. Это два противоположных вида затрат - индивидуальные затраты и общественно-необходимые, тогда стоимость подразделяется на индивиду-альную и общественную. Если бы индивид не тратил труд на создание продукта, то не было бы никаких иных затрат труда. Именно индивидуальные затраты труда порожда-ют и продукт и прочие виды затрат, в частности общественно-необходимые.

 

Индивидуальные затраты - причина, общественно-необходимые - следствие. Индивидуальная стоимость - причина возникновения общественной стоимости. Само создание индивидуальной стоимости происходит при изготовлении товара (но он соз-дается для других), следовательно, общество должно оценить товар или наделить его своей общественной стоимостью, а общественная стоимость отличается от индивиду-альной тем, что в ней учитывается не только фактически затраченный труд, но и раз-меры общественной потребности в товаре. Поэтому общество принимает во внимание


 


 

 

общественно-необходимые затраты труда, т.е. с помощью которых общество может удовлетворить все свои потребности.

Индивидуальные и общественные затраты количественно не совпадают, но в любом случае индивидуальные затраты должны превосходить общественно-необходимые, иначе не будет разрешаться противоречие. Это превращение (разреше-ние противоречия) происходит на рынке, где товару производителя противостоит опре-деленная сумма денег покупателя, на которую товар и обменивается. В товаре вопло-щена индивидуальная стоимость, в деньгах - общественная, т.к. деньги уже признаны необходимыми обществу.

 

Когда товар обменивается на деньги, он также признается необходимым обще-ству, а следовательно, воплощенная в нем индивидуальная стоимость превратилась в общественную стоимость.

 

Превращение произошло, но необходимо не просто превращение, а взаимо-превращение, чтобы противоречие разрешилось.

 

Если товар куплен конечным покупателем, то товар уничтожается, т.е. общест-венно-необходимый труд, что содержался в товаре исчезает, но не бесследно.

Общественно-необходимый труд - реальный, превращается в идеальный, мыс-ленно представляемый или превращается в мысленно представляемую общественную стоимость (что есть потребность).

 

В результате такого превращения он выступает информацией о потребности. Эту информацию улавливает производитель, информация содержится в ценах, в зако-дированном виде, ее улавливает конкретный производитель и таким образом мыслен-но-представляемая стоимость (общественная) превращается в мысленно представ-ляемые или идеальные индивидуальные затраты труда. Это значит, что человек при-нимает решение что-то делать на основе этой информации. И когда он начинает дейст-вовать, его мысленные затраты превращаются в реальные.. В результате получается продукт, выносимый на рынок. Получается кругооборот, в основе которого лежит закон стоимости. Схематически это можно изобразить следующим образом:

    Цена      
Предло- Инд.   Идеальный + обще- Спрос  
жение      
стоимость   ственно - необходи-    
       
      мый труд    
    <      
Произ- Инд. Выпуск = Потреб-  
водство труд на рынок ление  
    >      

 

 

> - стоимость больше, чем затраты труда;

 

< - стоимость меньше, чем затраты труда;

= - стоимость равна затратам труда.

 

Этот механизм чрезвычайно важен. Знаменитый закон " спроса-предложения" составляет лишь " второй этаж" данной структуры.

 

" Стоимость, есть категория, которая лишена чувственности. Но она истиннее, чем закон спроса и предложения." - Гегель.


 

 


 

 

Закон спроса и предложения.

 

Этот закон многие понимают неодинаково. Одни говорят, что есть единый закон спроса и предложения, по мнению других - существуют отдельно закон спроса и закон предложения. На само деле закон спроса и предложения - единый закон, но чтобы его рассмотреть, можно абстрагироваться от его частей и рассматривать их отдельно.

 

Для начала надо определить что такое сам спрос. Спрос - это количество това-ров и услуг, которые потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене в те-чение определенного периода времени (платежеспособный спрос обеспечен деньга-ми).

 

" Спрос - это понятие, которое связывает покупаемое количество (блага) с теми жертвами которые приходиться делать для приобретения этого количества." (Пол Хей-не).

 

Спрос подразделяется на виды по разным признакам. Например, Котлер разли-чает 8 видов спроса или состояния спроса: отрицательный, отсутствие спроса, скры-тый, падающий, нерегулярный, полноценный, чрезмерный, нерациональный. Возможно деление на индивидуальный, рыночный, совокупный. Первые два - спросы на микро-уровне, последний - на макро. Индивидуальный спрос - это спрос одного человека, ры-ночный - спрос всех покупателей на данном рынке. Совокупный - спрос на все товары и услуги в масштабах общества. Еще возможно деление на функциональный и нефунк-циональный (предложено Лейбенстайном). Функциональный спрос - это та часть спро-са, которая обусловлена потребительскими свойствами присущими самому товару. Нефункциональный - это та часть, которая обусловлена другими факторами, не свя-занными с качествами самого товара. В последнем выделяют три вида: социальный, спекулятивный, нерациональный. Социальный спрос - это такой спрос, который связан с отношениями покупателя к товару. Спекулятивный спрос возникает в обществе в ко-тором высоки инфляционные ожидания. Нерациональный спрос - незапланированный спрос, который возникает в под влиянием сиюминутного желания. Наличие нерацио-нального спроса говорит о том, что люди как потребители, не всегда поступают рацио-нально.

 

Спрос следует отличать от непосредственно величины спроса. Под спросом по-нимают связь между ценой и покупаемым количеством товара. Это можно показать на графике:

 

P

 

 

  Q

Когда точка смещается внутри пространства и образует некую кривую, то мы имеем изменение величины спроса. Когда же смещается сама кривая, то это означает изменение спроса, как такого. Кривая спроса имеет отрицательный наклон, так как от-ражает факт, что потребители покупают больше товаров при низких ценах и меньше - при высоких. Смещение самой кривой происходит под воздействием неценовых факто-ров:

1. Изменение денежных доходов

2. Изменение вкусов.

3. Реклама.

4. Изменение структуры населения (возрастной, половой и т.д.)

5. Изменение цен на сопряженные товары которые делятся на взаимоза-меняемые и взаимодополняющие.

6. Экономическая (социальная) политика правительства.

7. Число потребителей на рынке.

8. Потребительские ожидания (например снижения цен).

Взаимосвязь между спросом, его величиной и ценой отражается в законе спро-са. Альфред Маршалл так определял закон спроса: чем больше количество товара ко-торое имеется продать, тем ниже должна быть назначаемая на него цена. Количество товара, на которое предъявляется спрос возрастает при снижении цены и сокращается


 

 


 

 

при повышении цены; при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены. Такая взаимосвязь возникает по двум причинам:

 

1. При снижении цены потребитель желает приобрести больше товара и воз-никает эффект дохода.

 

2. Товар, при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров и его становиться относительно выгодно приобретать. - это так называемый эффект за-мещения.

 

Закон спроса не всегда проявляет себя в такой зависимости. Она не обнаружи-вает себя:

1. При ажиотажном спросе который вызывается ожидаемом повышении цен.

2. Для некоторых редких и (или) дорогостоящих товаров, которые являются средством вложения денег.

3. При переключении спроса на более дорогостоящие, более качественные

товары.

При определенных условиях, рост цен сопровождается увеличением спроса. Такое явление наблюдается для товаров низшего ассортимента. Это явление называ-ется эффектом Гифдена: если наблюдается общий рост цен на продукты, то это ведет

 

к снижению спроса на некоторые продукты, но в то же время на другие спрос растет. Люди начинают приобретать больше низкокачественных продуктов. Наклон кривой спроса будет положительным.

 

Существует еще и эффект Веблена - повышение цен на престижные товары не сокращает на них спрос, а увеличивает, так как люди покупают не товары, а престиж. Наклон кривой положителен, до определенных пределов. А. Маршалл отмечал, что ко-гда снижение цен не ведет к росту спроса, когда цены снижаются на все сорта опреде-ленного товара, то спрос на худшие товары не увеличивается, а сокращается (напри-мер, на чай). Спрос иногда выражают линейной функцией: Q=a-b*P. Q - это количество товара, P -цена, a и b - постоянные величины. Графически выражается прямой линией с отрицательным наклоном.

Предложение же показывает какое количество продуктов производитель желает и способен предложить к продаже по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени. Зависимость между количеством и ценой прямая. Она фиксируется в законе предложения. По мере роста цен производители предлагают к продаже большее количество товара, по мере падения - меньшее. Такая реакция на цены объясняется тем, что фирмы при повышении цены полнее используют имеющиеся мощности и вводят новые. При продолжительном и устойчивом росте цен в эту отрасль устремляются другие фирмы, что приводят к росту предложения. Но такая зависимость проявляется в долговременном периоде. Ели цены растут непродолжи-тельно, то предложение может и не расти. Различают предложение и величину пред-ложения.

 

 

0 S

Если точка перемещается внутри пространства по линии, то это изменение ве-личины предложения. Смещение всей кривой - это изменение самого предложения.

Предложение, как таковое, зависит от неценовых факторов:

1. Изменение затрат на производство товара, которые изменяются в результа-те использования новой техники, технологии, изменения цен на ресурсы. Увеличение затрат сдвинет кривую влево и вверх, уменьшение - вправо и вниз.

 

2. Выход на рынок новых фирм, новых производителей, что увеличивает предложение.

3. Изменение цен на другие товары, которые может привести к уходу фирм из отрасли, предложение понижается.

4. Ожидание изменения цен.

5. Природные и общественные катастрофы.


 

 


.

 

 

Действия всех этих факторов влияющих на рынок учитывается и проявляется в изменении цен. Изменяя цены, рынок приспосабливает производство к потреблению и наоборот. Манипулирую ценами, рынок приближает объем производства каждого това-ра к объему его потребления. При этом он изменяет цену до тех пор, пока предложение и спрос не станут одинаковыми. Тогда возникает единая цена, которая называется рав-новесной. Она уравновешивает спрос и предложение.

 

Р

II

 

, где - точка рыночного равновесия.

 

IV I

Р. рав. III

 

Q рав. Q

 

Рыночное равновесие может быть абсолютно и относительно устойчивым. Устойчивое равновесие достигается тогда, когда отклонение цен D от цен S по-

стоянно погашается, а абсолютно устойчивое равновесие означает, что устанавливает-ся единая, равновесная цена в данной точке на графике. Условно устойчивым равнове-сие называется, когда существуют определенные отклонения от равновесной цены.

 

Устойчивость делится на локальную и глобальную. При локальном равновесии равновесие достигается при определенном интервале PP, а если равновесие достига-ется при любом отклонении PP от равновесия, то устойчивость называется глобальной.

 

В точке равновесия устанавливается равновесная цена, она одновременно уст-раивает и продавца и покупателя. В целом кривые D и S делят рыночное пространство на 4 сектора.

 

I – мертвая зона данного рынка, т.к. в ее пределах отсутствуют интересы и про-давца и покупателя или по ценам, которые складывается в этой зоне ни продавец не желает продавать ни покупатель – покупать.

 

II – зона возможных продаж, но невозможных покупок, продавец хотел бы про-дать, но покупатель не желает покупать.

III – зона возможных покупок, но невозможных продаж: PP ниже равновесной, покупатели купили бы, но продавцы не продают.

 

IV – зона возможных продаж и покупок. Цена устраивает и продавца и покупа-

теля.

Равновесная цена может возникнуть только в условиях свободной конкуренции. В современной рыночной экономике на процесс ценообразования влияют монополии и государства, нет по существу свободной конкуренции. А монополии имеют достаточно сил, чтобы отклонять PP от точки равновесия.

 

Возникают цены " пола" и цены " потолка". Цена " пола" – искусственно завышен-ная, а цена " потолка" – искусственно заниженная. Когда рыночная цена оказывается больше равновесной, то у продавцов образуются излишки товаров и они в этой ситуа-ции будут неудовлетворенны, а занижение цены ведет к дефициту и тогда недоволь-ными становятся покупатели. P должна стремиться к равновесной, но рыночная цена, как и рыночное равновесие не может быть постоянной. Нарушение равновесия неиз-бежно в рыночной экономике, т.к. каждый потребитель и производитель действует хао-тично, несогласованно с другими. У разных товаров зависимость спроса от P или пред-ложения от P оказывается неодинаковой. Спрос и предложение разных товаров неоди-наково реагирует на изменение P, различны и скорости реагирования и масштабы из-менения. Эта неодинаковость проявляется в разной степени эластичности спроса и предложения.

 

Эластичность спроса и предложения

 

Эластичность отражает, насколько спрос зависит от цены или предложение от цены или насколько спрос зависит от дохода.

 

Эластичность - это мера реакции одной величины на изменение другой. Эла-стичность показывает, насколько процентов измениться одна переменная экономиче-ская величина, если другая величина изменится на 1%.


 


 

 

Степень зависимости измеряется с помощью коэффициента эластичности.

 

ε = (Q/ P)*(P/Q)

 

ε - коэффициент эластичности; Q - изменение объема продаж; Р - изменение цены;

 

Q - объем продаж; Р - цена.

 

Данная формула выражает так называемую " точечную эластичность". Различа-ют коэффициент эластичности спроса и эластичности предложения. Эта формула по-казывает эластичность в какой-то конкретной точке кривых спроса и предложения.

 

Если известна величина начального и конечного спроса (предложения) или из-вестно как они изменяются, то можно вычислить т.н. " дуговую эластичность".

 

ε = ((Q1-Q0)/(P1-P0))*((P1+P0)/(Q1+Q0)

 

Показатель эластичности спроса является величиной отрицательной если эла-стичность определяется в зависимости от изменения цены, т.к. спрос и цена изменяют-ся в противоположных направлениях. Если же определяется в зависимости от измене-ния дохода, то - величина положительная.

При определении размеров эластичности принимается во внимание лишь абсо-

 

лютная величина " ε ", а знак " -" опускается, т.к. если учитывать этот знак, то будет иска-жена картина эластичности.

 

Соответственно коэффициент " ε " по Р может быть больше 1, тогда спрос счи-тается относительно эластичным, меньше 1 - тогда спрос относительно неэластичен и равен 1, тогда говорят, что эластичность спроса является единичной. Если эластич-ность больше 1, то на каждый процент изменения цены приходится более одного про-цента изменения спроса. Если эластичность меньше 1, то на каждый процент измене-ния цены приходиться менее 1 процента изменения спроса. Если эластичность единич-ная, то цена и спрос изменяются одинаково (на 1%).

На эластичность спроса влияют различные факторы:

 

1. Наличие на рынке товаров заменителей - субститутов. Чем больше их на рынке, тем больше возможностей у покупателей отказаться от данного товара, если цена на него растет и заменить его, следовательно эластичность товара высока и чем больше субститутов, тем больше эластичность спроса на товар.

 

2. Фактор времени. В краткосрочном периоде спрос оказывается менее эластичным, чем в долгосрочном.

3. Значимость товара для потребителя или удельный вес товара в бюджете потре-бителя. Спрос на товары не первой необходимости, не играющие важной роли в жизни потребителя более эластичен, чем на товары первой необходимости.

 

4. По Маршаллу: общий уровень цен. Эластичность спроса велика при высоких це-нах, значительна при средних и понижается по мере их уменьшения.

5. Размер доходов покупателя.

6. Размер запаса, обратное воздействие, чем больше запас, тем эластичнее спрос.

7. Ожидание потребителей.

Эластичность связана с взаимозаменяемостью и взаимодополняемостью благ. Взаимодополняемость -это свойство благ или товаров удовлетворять потребность только в комплексе друг с другом. Взаимодополняемые товары называют еще компли-ментарными.

 

Взаимодополняемость бывает жесткой или абсолютной, т.е. одному какому-либо благу соответствует строго определенное количество другого (например, автомо-биль и бензин).

 

Относительная взаимодополняемость характеризуется менее жесткой связью, например, снижение цен на фотоаппараты приводит к повышению спроса на них и


 

 


 

одновременно способствует повышению спроса на фотопленку, бумагу и т.п., на эти товары повышается цена. Существует, отсюда, взаимосвязь между спросом на один товар и ценой на другой. Эта взаимосвязь определяется с помощью коэффициента

перекрестной эластичности " ε х ".

 

ε (х)=(QА/ PВ)*(PВ/QА)

ε d комплиментарных товаров величина " -".

 

Взаимозаменяемость товаров также сказывается на эластичности. Взаимоза-меняемость - это свойство товаров или благ удовлетворять потребности за счет друг друга. Если товары взаимозаменяемы, то между ценой на один из них и спросом на

другой существует прямая зависимость, следовательно, в этом случае " ε х " - со знаком " +". Если известна линейная функция D, то:

QD= a-b*P, то ε =(b*P)/(a-b*P), где b*P - изменение цены, следовательно,

ε =(b*P)/Q

 

где Q и P - переменные величины.

ε можно определять и по дохода, при этом используется та же самая форму-

ла. При расчете эластичности по доходам можно выяснить, к какой категории относится данный товар, если рост доходов ведет к росту спроса, то товар относится к нормаль-ным, если же рост доходов ведет к понижению спроса, то товар является ненормаль-ным - низкокачественным или малоценным.

 

Спрос по параметру эластичности может быть доведен до крайних значений, иначе говоря, спрос может быть совершенно эластичным или же совершенно неэла-стичным.

Совершенно неэластичный спрос

 

Совершенно эластичный спрос

 

 

Кроме эластичности спроса рассчитывается еще и эластичность предложения. Особенностью предложения является то, что оно медленнее адаптируется к измене-нию цены, потому что нужно изменять производственный процесс, а это требует и вре-мени и средств.

 

При определении эластичности предложения время можно поделить на три пе-риода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. Некоторые выделяют также - мгновенный.

 

Краткосрочный период слишком мал, для изменения объема производства и следовательно объема предложения. В этом периоде предложение является неэла-стичным, причем для разных товаров длительность данного периода неодинакова. Для пшеницы, ржи, например - зерна, длительность - один календарный год, а для мороже-ного - один день.

 

Среднесрочный период достаточен для расширения производства на уже суще-ствующих мощностях, но он еще недостаточен для введения новых производственных мощностей. Поэтому эластичность предложения в среднесрочный период растет ещене в максимальной степени.

 

Долгосрочный период достаточен для расширения /сокращения/ для сущест-вующих мощностей и для притока новых фирм в эту отрасль.


 


 

 

Теория эластичности имеет практическое значение и для фирм и для государ-

 

ства.

Фирма должна учитывать, что эластичность спроса на ее товар всегда выше эластичности рыночного спроса на данный период. Фирма должна строить свою цено-вую политику так, чтобы цена на ее продукцию была ниже рыночной цены.

 

Теория эластичности должна учитываться в государственной налоговой полити-ке. При введении косвенных налогов будут по-разному реагировать разные субъекты рынка. Косвенные налоги увеличивают равновесные цены, т.к. они включаются в итого-вую цену товара. Реакция потребителей будет разной в зависимости от эластичности спроса на товар, если эластичность высока, то повышать цену на этот товар бессмыс-ленно, от покупки товара откажутся и государство вообще ничего не получит.

Учет теории эластичности в налоговой политике позволяет более равномерно распределить налоговое бремя между производителями и потребителями или его регу-лировать, перераспределять: если увеличивается цена на товары первой необходимо-сти (спрос на которые наименее эластичен), то налоговое бремя ложится на потреби-теля; если налоги увеличиваются на товары не первой необходимости, с высокой эла-стичностью, например на мебель, то высокая цена на них не устроит покупателей и то-вар перестанут брать, поэтому продавец вынужден снижать долю своей прибыли в ито-говой цене на товар и таким образом оплачивать налог. Однако в связи с этим произ-водство сворачивается, т.е. " душится".

 

Поведение потребителей в рыночной экономике

 

Поведение разных потребителей неодинаково, даже если они будут одинаковы по некоторым параметрам. Поведение каждого потребителя имеет свои специфические черты и в то же время в этом поведении можно обнаружить нечто общее - это общее и изучает экономическая наука, которая разработала теорию потребительского поведе-ния. Данная теория отвечает на вопрос: чем руководствуется потребитель в совей дея-тельности? Ведь все потребности разнообразны и не все одинаково влияют на потре-бителя.

 

По силе влияния потребности можно поделить на 2 группы:

1. Важнейшие потребности, без удовлетворения которых невозможно само сущест-вование потребителя.

 

2. Менее значимые, их можно не удовлетворять, но без их удовлетворения жизнь будет ущербной.

3. Значимость данных потребностей минимальна. Но если их не удовлетворять, то

возможности развития потребителя сокращаются.

Масштабы удовлетворения зависят от размеров дохода, снижение дохода за-ставляет отказываться от удовлетворения потребностей 3 и 2 группы, сосредотачива-ясь на потребностях первой группы.

 

Но даже при большем доходе потребитель не может удовлетворить все по-требности полностью, т.к. они растут безгранично.

 

Невозможность удовлетворения всех потребностей в полной мере заставляет потребителя выбирать тот круг потребностей, который следует удовлетворить.

 

Перед потребителем возникает проблема выбора. Анализ этого явления позво-лил разработать теорию потребительского выбора:

- денежный доход потребителя ограничен;

- равновесная цена не зависит от количества благ, покупаемых отдельными потре-бителями;

 

- все покупатель знают, какова предельная полезность всех продуктов;

- потребители стремятся максимизировать совокупную полезность.

Выбор потребителя в конечном счете определяется двумя обстоятельствами - величиной его дохода и заботой о собственном благе.

 

Критерий выбора-максимум пользы при имеющемся доходе или при затратах на получение этой пользы.

 

Т.к. пользу приносят конкретные блага, они должны обладать полезностью. Полезность - это способность блага удовлетворять одну или несколько потреб-

ностей человека. У классиков буржуазной науки (Смит, Рикардо) и у марксистов полез-ность - в потребительской стоимости товара. После классиков полезность стали рас-сматривать в субъективном плане (буржуазная школа). В этом плане полезность - это удовлетворенность потребителя, а удовлетворенность - явление субъективное, она


 

 


 

 

зависит от особенностей самого человека, от особенностей восприятия им удовлетво-ренности товаром. Полезность одной и той же вещи неодинакова для разных потреби-телей.

 

Самуэльсон: полезность - абстракция, означающая субъективное удовольствие, или польза отдельного предмета. Полезность невозможно измерить. Полезность можно сравнить, соизмерить по отношению к двум благам. Соизмерить - значит зафиксиро-вать отношение, либо предпочтение одного блага другому либо их равноценности или безразличие этих благ. Так как потребитель делит на три группы все блага, которыми он удовлетворяются, их также можно разделить на три категории.

Блага, удовлетворяющие потребности первой группы будут более значимыми чем те, что удовлетворяют потребность 2 и 3-ей групп.

 

Критерий отбора благ в упорядоченной системе выражается понятиями " боль-ше", " меньше" или " одинаково".

 

Если удастся классифицировать, упорядочить блага, то становится возможным рациональное поведение потребителя.

Полезности соизмеряются и выстраиваются

?????????????

Такой принцип получил название " ординализма". Если же потребитель в со-стоянии сказать насколько полезность одного блага больше полезности другого блага или называет величину превышения полезности одного блага над другим, то это на-правление получило название - " кардинализм".

 

И ординальное и кардинальное соизмерение полезности измеряется каждым потребителем, оно субъективно, а объективной меры, общей для всех потребителей - нет.

 

Полезность, содержащаяся во всех благах - общая полезность, она растет по мере роста объема потребления.

Другая картина получается, если рассматривать полезность благ, удовлетво-ряющих одну и ту же потребность: полезность каждой следующей единицы блага будет уменьшаться и полезность последней единицы блага будет называться предельнойполезностью.

 

Этот термин был впервые употреблен Ф. Визером, отсюда возник маржинализм. Предельная полезность определяется как изменение во всей полезности, про-

 

исходящее из-за изменения в количестве потребляемых благ.

 

Предельная полезность (MU) = (прирост полезности U)/(прирост количества потреб-

 

ленных благ( Q)

 

MU = U/ Q

 

Полезность - это свойство вещей, единство субъективного и объективного. Тео-рию MU (marginal utilitar) развивали ученые австрийской школы в второй половине 19 века, они основывались на законах Гессена (открытых в первой половине 19 века).

 

Первый закон Гессена:

В ходе постепенного насыщения потребности полезность вещи уменьшается с увеличением запаса благ.

Второй закон Гессена:

Наиболее рациональные комбинации благ достигаются тогда, когда последняя порция потребленных товаров разного рода оказывается одинаково полезными для человека и ему становится невыгодным изменять структуру потребления.

 

На основа первого закона: MU имеет тенденцию к уменьшению/убыванию, оно неизбежно и имеет силу закона:

Закон убывающей предельной полезности По мнению Визера этот закон распространяется на все процессы от " голода до

 

любви".

Маршалл: " Закон убывающей полезности - предельная полезность какой-либо вещи для каждого человека убывает с каждым приростом того ее количества, которым он уже располагает."

 

Этот закон выводится Маршаллом из природы человека.

Но основе второго закона сформировано правило, которыми должны следовать потребитель при выборе набора продуктов и услуг, которые дают ему максимальную полезность. Это правило - правилом максимизации полезности или максимизации


 

 


 

 

удовлетворения потребности. Это правило называется законом равных, предельныхполезностей благ, покупаемых на 1 денежную единицу. Суть закона: каждый товар пользуется повышенным спросом до определенного момента, а именно до тех пор, по-ка предельная полезность, приходящаяся на одну денежную единицу не станет равной предельной полезности других товаров, также приходящихся на 1 денежную единицу. В этом случае возникает состояние равновесия однодолларовой полезности или дости-гается потребительское равновесие.

 

MUA/PA = MUB/PB = … = MUN/PN

 

Действие данного закона можно представить так: предположим, что этого ра-венства нет и один из товаров имеет повышенную предельную полезность по сравне-нию с другими. В этом случае к товару, имеющему повышенную предельную полез-ность отвлекаются деньги от других товаров, т.е. его выгодно приобретать, затем, по отношению к этому товару начинает действовать закон убывающей предельной полез-

 

ности?????????????.

По другому правилу есть еще такая формула: денежный доход потребителя нужно так распределить на покупку всех товаров потребительской корзины, чтобы по-следняя денежная единица, затраченная на приобретение каждого вида продукта при-носила бы одинаковую добавочную или предельную полезность. Только в этом случае выбор потребителя будет рациональным.

 

Добиваясь данного равенства потребитель формирует свое предпочтение. Изучением данных предпочтений должны заниматься фирмы, т.е. эта задача

 

маркетинговых служб.

Приобретая блага, потребитель сталкивается с определенными ограничениями, это - доход потребителя или его денежные ресурсы.

Любой потребитель должен сбалансировать свои доходы и расходы, а баланс доходов и расходов - это бюджет данного субъекта. Поэтому данное ограничение назы-вают еще бюджетным.

 

n

Σ Pi*Qi = J(R)

i - 1

 

Если формулу упростить, то:

 

PAQA + PBQB = J(R) (1)


 

A Равновесная цена - неизменная.

 

Бюджетная

 

линия


 

 

Бюджетная линия - указывает на все сочетания двух товаров, при которых общая сумма за-трат равна доходу, т.е.:

R(J) = RX*X + RY*Y


 

B

 

Каждая точка бюджетной линии характеризует различные сочетания потребительских наборов, на приобретение которых полностью потрачен доход потребителя. Бюджетная линия (линия цен, прямая расходов, линия возможности потребителя). Любая точка прямой удовлетворяет уравнению (1).

 

Эта линия может смещаться в том или ином направлении:

1. Если равновесная цена неизменна, а дозоды растут, то линия сместиться вверх и вправо.

2. Если доход неизменен, а изменяется равновесная цена в одной и той же пропор-ции, то линия сдвигается вниз и влево.


 


 

 

3. Если равновесная цена уменьшается, то линия сдвигается вверх и вправо. Линия показывает также и размер дохода.

1)

А

 

 

2 α

 

В

 

Доход неизменен, цена на продукт А - неизменна, цена на продукт В - изменяет-ся, если она растет, угол наклона тоже растет (1), если она падает, угол наклона также падает (2).

2)

А

 

 

3 α

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.