Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дополнительного образования детей Тюменской области






Дипломная работа

Часть II Художественно - педагогическая

Деятельность

Автор:

А.Н. Масликова, студентка 5 курса, очной формы обучения, специальности 071301 «Народное художественное творчество» Научный руководитель: М.В. Жабровец к.п.н. профессор

Тюмень, 2011


Оглавление

1. Характеристика базы практики............................................................ 3

2. Характеристика коллектива................................................................. 7

3. Принципы, формы, методы работы с театральным коллективом...... 8

4. Специфика работы в детском театральном коллективе...................... 9

 

• Подростковый возраст. Психологические особенности........... 9

• Театральная педагогика вчера и сегодня................................. 15

• Постановка спектакля в детском театральном коллективе..... 35

 

5. Программа занятий по курсу- актерское мастерство........................ 52

6. Образовательная программа «Маленький театр»............................ 89

7. Заключение........................................................................................ 113

8. Список использованной литературы................................................ 114

9. Приложение....................................................................................... 116


Часть II

Художественно - педагогическая

деятельность


Характеристика базы практики


Характеристика базы практики

Государственное автономное учреждение

дополнительного образования детей Тюменской области

«Областной центр дополнительного образования детей и молодёжи»

«Областной центр дополнительного образования детей и молодежи»

образован в результате слияния 6 детско-юношеских организаций, давно и хорошо известных жителям города Тюмени:

• ГОУ ТО «Областной дворец творчества «Пионер»;

ГОУ ТО «Областной дворец молодёжи «Геолог»;

ГОУ ТО ДОД «Дворец детско-юношеского туризма Тюменской области»;

ГОУ ДОД «Тюменский областной центр развития творчества детей и юношества «Юный техник»;

ГОУ ДОД «Областной центр эстетического воспитания»;

ГОУ ДОД «Эколого-биологический центр «Юный натуралист».

Объединение произошло в соответствии с распоряжением администрации

Тюменской области от 18.10.2004г. № 860-рк «О реорганизации

государственных учреждений Тюменской области».

Областной центр творчества детей и молодежи занимает особое место в

судьбе молодого поколения Тюменской области. Это второй и любимый дом

не одного поколения мальчишек и девчонок. Это светлые страницы детства,

з


юности, молодости. Областной центр дополнительного образования детей и молодежи - это многопрофильное учреждение дополнительного образования детей, координационный и организационно - методический центр, центр реализации молодежных проектов и программ, учредителем которых является Департамент по спорту и молодежной политике Тюменской области. Директор Областного центра дополнительного образования детей и молодежи - Вера Алексеевна Шерегова, заслуженный работник культуры РФ, заслуженный тренер РФ, профессор, заведующая кафедрой СЭТ ТГАКИСТ.

Сегодня Центр это:

• 63 коллектива по 30 направлениям деятельности, где занимаются более 1445 воспитанников в возрасте от 4 до 25 лет;

• Более 100 тыс.детей, принимающих участие в конкурсах, соревнованиях, смотрах, фестивалях и других массовых мероприятиях по самым разнообразным направлениям деятельности;

• Воспитанники - победители городских, областных, российских и международных конкурсов;

• Детские коллективы, удостоенные почетных дипломов и грамот на конкурсах и фестивалях городского, областного, российского и международного уровней;

• Детские и молодежные коллективы, имеющие звания «Образцовый коллектив»

Техническая база:

• 13 учебных классов;

• 6 танцевальных залов;

• Концертный зал на 400 мест;

• Классический скейтпарк с более чем 10 фигурами;

• 4 отделения художественно-эстетического направления;


• 225 сотрудников;

Наша организация в качестве своих целей видит: 1. развитие мотивации
личности к познанию и творчеству;

2. реализацию дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества и государства; 3. оказание услуг в сфере дополнительного образования детей, включая организацию и проведение областных и межрегиональных досугово-развивающих, спортивно-массовых и других мероприятий в сфере молодёжной политики

«Областной центр дополнительного образования детей и молодёжи» ведет свою деятельность (на основании Устава организации, в соответствии с лицензией на оказание дополнительного образования № 5363) по 8 направлениям:

1. Спортивно-техническое направление;

2. Физкультурно-спортивное направление;

3. Эколого-биологическое направление;

4. Военно-патриотическое направление;

5. Художественно-эстетическое направление;

6. Социально-педагогическое направление;

7. Туристическое направление;

8. Краеведческое направление.

Педагогический коллектив Центра - это высококвалифицированные специалисты, среди которых кандидаты наук и специалисты в основном высшей квалификационной категории.

Не смотря на юный возраст, Центр имеет свои традиции. Так например, учебный год начинается с проведения открытых дверей, а заканчивается большим отчетным концертом. Ежегодно проводится конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», который позволяет им


поделится опытом своей работы, повысить профессиональное мастерство и выявить лучших.

Статистика говорит, что каждый второй житель Тюмени так или иначе связан с «Областным центром дополнительного образования детей и молодёжи». Нынешнее учреждение обогатилось новыми методиками, формами и направлениями деятельности, молодыми, увлечёнными педагогами и специалистами. За время работы Центра накоплен колоссальный опыт реализации областных проектов и программ, направленных на работу с детьми, подростками и молодёжью. Объединение государственных учреждений в одну сильную организацию позволило оптимизировать ресурсы и добиться высоких результатов.


 


Характеристика


О студии «Не Маленький театр»

Я проходила практику на базе Областного центра дополнительного образования детей и молодежи с Театральной студией «Не Маленький театр», которая была создана мной в 2009 года. Я проводила обучение по образовательной программе, составленной мною. В программу подготовки воспитанников входит целый комплекс предметов: актерское мастерство, сценическая речь, сценическое движение, танец, история театра. Свою задачу я понимаю шире, чем воспитание актера. Для меня это воспитание человека: развитие индивидуальности воспитанников, формирование личности. В составе студии 30 подростков, в возрасте от 12 до 16 лет. За время существования, в студии было поставлено несколько театральных постановок: «Облака глоток» - литературная композиция по стихам Агнии Барто, «Вредные советы» - по стихотворениям Григория Остера, спектакль «Я буду Балдой, тётя!» по пьесе Елены Ерпылёвой, а так же ребята активно принимают участие в мероприятиях Дворца искусств.


Принципы, формы,

методы работы с

театральным

коллективом


Цель: формирование творческой личности подростка средствами театральной педагогики

Задачи:

> раскрытие индивидуальных способностей ученика, в том числе
эмоционально- образного восприятия окружающего мира;

> > развитие основных психических процессов и качеств (восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, фантазии, воображения, коммуникабельности, чувства ритма, смелости публичного самовыражения);

> развитие речевого аппарата и пластической выразительности движений;

> воспитание этических качеств;

> воспитание чувства ответственности перед коллективом;

> обогащение духовного мира;

 

> воспитание студийного духа; Формы:

> тренинги по актерскому мастерству;

> тренинги по сценической речи;

> тренинги по сценическому движению;

> репетиции;

> лекции;

> беседы;

> просмотр видео - спектаклей;

^ поход на театральные постановки;

> проведение вне учебных мероприятий.


Специфика работы в

детском театральном

коллективе


Подростковый возраст. Психологические

особенности

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. Из психологического словаря: «Подростковый возрастстадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11—12 до 16—17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь». Попробую немного рассказать об особенностях и трудностях подросткового возраста. Психологические особенности подросткового возраста получили название " подросткового комплекса". Что же он представляет собой?

Вот его проявления:

• чувствительность к оценке посторонних своей внешности

• крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих

• внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров

Суть " подросткового комплекса" составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия


окружающей среды. Причина психологических трудностей связана с половым созреванием, это неравномерное развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет.

Для подростков характерна полярность психики:

• Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,

• Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,

• Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;

• Потребность в общении сменяется желанием уединиться;

• Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

• Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;

• Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать. Стенли Холл назвал подростковый период периодом «Бури и натиска». Так как в этот период в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты. Сегодня девочка-подросток скромно сидит со своими родственниками и рассуждает о добродетели. А уже завтра, изобразив на лице боевую раскраску и проколов


ухо десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку, заявив, что «в жизни надо испытать все». А ведь ничего особенного (с точки зрения ребенка) не произошло: она просто изменила мнение. Как правило, подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Однако интересы неустойчивы. Месяц позанимавшись плаванием, подросток вдруг заявит, что он пацифист, что убивать кого бы то ни было — страшный грех. И по сему увлечется с тем же азартом компьютерными играми.

Одно из новообразований подросткового возраста - чувство взрослости.

Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, родители вдруг не перевели в другую), живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к " маленькому". Многое он не делает сам, многое - не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже и " наградить» (опять таки, по своему разумению - карманные деньги, поездка на море, поход в кино, новая вещь). До реальной взрослости далеко - и физически, и психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты " псевдовзрослости": курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление " я тоже имею свою личную жизнь"). Копируют любые отношения.

Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а образцы для подражания - не лучшими, в принципе подростку полезно


пройти через такую школу новых отношений. Ведь внешнее копирование взрослых отношений - это своеобразный перебор ролей, игры, которые встречаются в жизни. То есть вариант подростковой социализации. И где еще можно потренироваться, как не в своей семье? Встречаются по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда подросток интересуется определённой областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается. Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания и немногие способны принять на себя ответственность за благополучие других. Более распространённой в наше время является социальная инфантильность.

Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений. Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки - такой же, как у всех в его компании, - как трагедию.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.