Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Системность понятия «качество».






Развитие мировых интегративных факторов и проблем, таких как экологическая безопасность, мировое научное знание, создание экономических сообществ привело к тому, что принципы системности, системное видение и мировоззрение приобрели характер доминирующей ориентации философии, науки и методологии. Системология, включающая в себя достижения многих научных дисциплин, - развивающаяся наука, не только преобразующая существующие методы исследования, но и формирующая новые подходы и методы. В первую очередь это относится к необходимости развития базы практической, организационно-управленческой деятельности, (праксеологии). Неразвитость праксеологических методов, в первую очередь, объясняется невозможностью построения аппарата в рамках досистемного подхода. Поэтому развитие системной концепции и методов исследования систем, на ней основанных, является главным фактором развития человечества. Формирование системных методов и теории создаёт предпосылки фундаментализации комплекса наук о сложных системах техники, экономики, социально-политической сферы и т. д.

Системность мышления родилась давно. Первое представление о системе возникло ещё в античной философии и толковало систему как упорядоченность и целостность бытия (Евклид, Платон, стоики). Следующий метафизический этап “Meta ta physica” (после физики) - философские трактаты Аристотеля, вышедшие после знаменитых трактатов о физике) посвящен рассмотрению явлений в состоянии покоя, для этого этапа характерно преобладание анализа (Б.Спиноза, Г.Лейбниц, Ф. Бэкон). Новый более высокий уровень познания представлял диалектический способ мышления - единство и борьба противоположностей в процессе развития. (И. Кант, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, К. Маркс, В. Ленин). Сформулированные в это время И. Ньютоном знаменитые законы классической механики не являются примером системного подхода, так как они, отвечая на вопрос " Что это такое? ", шли от рассмотрения частей к целому и не могли ответить на вопрос " Что делает" сложная система.

До конца 19-го века рассмотрение целостности ограничивалось живыми организмами, внутренняя целостность которых не вызывала сомнений и не требовала специальных доказательств. Идея системной организованности относилась только к знанию. Первым поставил вопрос о научном подходе к управлению сложными системами М.А. Ампер, который выделил науку управления государством, назвав её задолго до Н. Винера - кибернетика.

Работы В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере ввели новый тип объектов исследования - глобальные системы. Системности как самостоятельному объекту посвящены работы А.А. Богданова (Малиновского) – «Всеобщая организационная наука (тектология)”, первый том которой вышел в 1911 году. Он впервые ввёл понятие обратных связей, говорил о важности моделирования, предвосхитив многие положения современных теорий. Его фамилию можно с полным правом называть в ряду тех, кто обогнал своё время. Как, например, в радиотехнике Х. Хюльсмайера, в 1904 предложившего идею современной радиолокации, реально воплощённую только в середине 30-х годов, или О.В. Лосева, разработавшего в 1921 году кристадин, полностью предвосхитивший идею транзистора (1948 год), за кoторую его авторы (Бардин, Браттейн, Шокли) были удостоены Нобелевской премии.

Современный этап развития системных понятий открывает опубликованная в 1948 году работа Н. Винера " Кибернетика (наука об управлении и связи в животных и машинах)". Идея построения общей теории систем принадлежит Л. Берталанфи (1950 год). Большой вклад в развитие кибернетики внесли советские учёные А.И. Берг (развитие науки об оптимальном управлении динамическими объектами), А.Н. Колмогоров (наука о системах, воспринимающих, хранящих, перерабатывающих и использующих информацию). Начало 60-х годов характеризуется следующими особенностями:

1. Резко усложнились создаваемые системы, произошла потеря возможности иметь о них полное и адекватное представление.

2. Возросло взаимодействие систем различной природы.

3. Стремительно увеличилась интенсивность информационных воздействий и информационных технологий, т.е. начался практический переход в постиндустриальную, а затем и в информационную фазу развития общества.

Перечисленные особенности способствовали началу системной революции. Библиография научных публикаций насчитывает сотни солидных монографий, причём, по определению автора, сработал " парадокс К.Линнея", когда каждый исследователь старался занять свободную нишу и предложить свою классификацию. Достаточно назвать несколько направлений:

- системотехника - X. Гуд, Р. Маккол,

- теоретико-системный подход - М. Месарович, Я. Такахара, Ю.А. Урманцев,

- системология - В.В. Дружинин, Д.С. Конторов, Б.С. Флейшман

- параметрическая системная концепция - А.И. Уёмов

- теория систем - М. Арбиб, Э.Дж. Мейнс и т.д.

К числу последних достижений можно отнести работы бельгийской школы И. Пригожина (И. Пригожин, И. Стенгерс. Порядок из хаоса. М., 1986), удостоенных Нобелевской премии за изучение термодинамики неравновесных физических систем. Наука названа синергетикой и развивает идеи самоорганизации систем. Огромное число публикаций и накопление разнообразных результатов, не привело, на наш взгляд, к созданию общей теории систем и строгой методологической концепции. Из сказанного можно сделать два вывода:

1. Полученные принципы фиксируют недостаточность традиционных подходов к постановке и решению новых задач проектирования и исследования. Примером является понятие биогеценоза, пришедшее на смену биосфере в трактовке Вернадского; идея сетевого компьютера, меняющая привычную идеологию пользователя и т.д.

2. Полученные принципы помогают строить новые объекты изучения, формируют новые исследовательские задачи; дают возможность соединить структуру системы и её динамику и, в конечном итоге, приводят к появлению новых знаний.

Рассмотрим иерархию системности, представленную на рис. 2

 

 

 


Рис 2 Составляющие системности

На рис. 2 системность среды, окружающей человека включает в себя:

1.1 - системность окружающей среды,

1.2 - системность человеческого общества,

1.3 - системность взаимодействия человека со средой, ведущей к возникновению проблем при проектировании и исследовании

Системность познавательной деятельности:

2.1 - анализ и синтез

2.2 - диалектичность

2.3 - системность результатов познания (духовная культура, модели). Системность практической деятельности:

3.1 - целенаправленность

3.2 - алгоритмичность

3.3 - системность результатов деятельности в технике и материальной культуре.

Качество, как философское понятие внутренней сущности, системно по своей сути. Приведём ряд общих соображений относительно понятия “ качество” как фундаментальной философской категории. БСЭ определяет качество как “ неотделимую от бытия объекта его существенную определённость, благодаря которой он является именно этим, а не другим объектом ”. Категория качества была впервые проанализирована ещё Аристотелем в виде мерила видового отличия. Гегель формулировал качество, как внутреннюю определённость некого объекта, с изменением которой менялся и сам объект.

Серьезный толчок для переосмысления качества как философской категории, дали труды И.Канта. И.Кант ввел систему понятий, в значительной степени предопределившую современные воззрения на проблему качества. В настоящее время, когда ряд философских концепций и догм, носивших выраженный социальный заказ, потерял актуальность, наследие И.Канта может быть переосмыслено без предвзятости и ссылки на его “дуализм”.

Развитие теории познания в значительной степени отстает от новых представлений в прикладных исследованиях и, в частности, проблем инжиниринга качества систем. Решение вопросов идеальных представлений систем в проблемных областях, их преобразования и реализации остаются уделом узких специалистов.

Новая редакция стандартов, вводя понятие «процесса» (последовательности явлений) с входными и выходными характеристиками предусматривают контроль, анализ и прямое или статистическое оценивание и корректирующие или предупреждающие действия. Подобная совокупность действий позволит получать представление о том, что процесс или процессы согласуются с заданными или желаемыми характеристиками. Активное управление качеством, ориентация на клиента предусматривает в первую очередь упор не на продукцию, а на процессы менеджмента качества.

Диалектический материализм учит, что мир состоит не из законченных и неизменных вещей, а представляет собой совокупность процессов, в которых объекты постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, переходя в другие объекты, имеющие иное качество.

Используя методологию системного подхода можно построить иерархию качества от качества жизни человеческого сообщества (уровня благосостояния, характеристик окружающей среды, здоровья, духовной ориентации, наличия свободного времени) на верхнем уровне иерархии к качеству управления государством, качеству управления организацией, качеству процесса производства продукции, качеству обучения и т.д на последующих уровнях иерархии. Из этого перечисления очевидно, что качество не только системная категория, но и индикатор эффективности управления на разных уровнях управления и поэтому системы менеджмента качества (СМК) являются наиболее удачным и эффективным средством обеспечения целенаправленной деятельности. Системность качества проиллюстрирована на на рис.3.

Рис.3 Системность качества






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.