Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Системность современного мира






Варжапетян Артемий Георгиевич

«Качество и современная экономика»

(Материалы к лекциям по курсу «Управление качеством»)

 

СПб

 

ГЛОССАРИЙ

 

1. Инжиниринг - применение научных принципов к проектированию и разработке машин, аппаратов, производственных процессов и методов их использования отдельно или в комбинации и прогнозу поведения перечисленного в специфических условиях эксплуатации при учёте функционального назначения и экономичности. Инжиниринг качества предусматривает всё вышесказанное применительно к задачам планирования, проектирования и менеджмента качества.

2. Информация - Общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между различными субъектами и объектами.

3. Качество - степень соответствия собственных характеристик объекта запросам и ожиданиям. Ранее в ГОСТ ИСО 8402-94 определение звучало следующим образом: “Совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности ”.

4. Качество потребителя ( on –line quality) качество, направленное на удовлетворение запросов заказчика (функции, свойства, цвет, дизайн и т. д.) после поступления на рынок.

5. Качество изготовителя (off - line quality) - качество, направленное на планирование и формирование характеристик и их значений с учётом особенностей проектируемой системы до поступления на рынок.

6. Менеджмент - совокупность принципов, методов и средств управления, направленных на достижение поставленной цели.

7. Менеджмент качества - скоординированная деятельность по разработке политики и целей и достижению этих целей, которые должны быть измеряемыми, перспективными и достижимыми.

10. Продукция - результат процесса.

11. Процесс - система деятельности, использующая ресурсы для преобразования входа в выход.

12. Система - объект, состоящий из взаимосвязанных или взаимодействующих частей.

13. Системность - философская категория, связанная с цельным, гносеологическим представлением мира.

14. Системный анализ - совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по проблемам сложных систем, опирающаяся на системный подход. Иногда используется как синоним системного подхода.

15. Системный подход - методология научного познания системности, связывающая целостность объекта и различных его связей в едином концептуальном описании.

Тема 1. Системность современного мира

1.1 НТР ХХ1 века. Современный научно-технический прогресс уверенно продвигает человечество от постиндустриального к информационному сообществу. Проектирование систем управления - как технических, так и социально-управленческих и хозяйственных всё больше включает в себя методы системного подхода и средства информационных технологий. Развитие современного мирового сообщества не мыслится без использования самых совершенных форм производства, производственных отношений и эффективных методов менеджмента. Идеи реинжиниринга корпораций, выдвинутых М.Хаммером и Д.Чампи, предлагающих повсеместный отказ от идей А.Смита и переходу к новой системе производственных отношений, а также идеи инжиниринга качества представляют собой сплав методов, приводящих к успеху в современном конкурентном рыночном мире.

Такие научные направления как, прогнозирование, системный анализ, принятие решений, компьютерное проектирование и моделирование, менеджмент качества не мыслятся без использования информационных технологий. Недаром лейтмотивом научно-технической революции ХХ1 века являются понятия: -

«Информационные технологии - Менеджмент - Качество».

Эти понятия основываются в первую очередь на системности представлений и использованию, в обязательном порядке, системного и процессного подходов.

1.2 Информационные технологии. Современные информационные технологии вторгаются во все сферы человеческой деятельности и позволяют интегрировать все этапы жизненного цикла любого процесса. Во всем мире активно используются методы CALS, CASE, IDEF, ERP – технологий[12]. Существует множество фирм, разрабатывающих интеллектуальные информационные системы и большое разнообразие программного обеспечения. Среди многообразия программного обеспечения следует отметить ПО фирмы Computer Associates (CA) AllFusion Modeling Suite которое находит широчайшее применение при решении задач менеджмента, проектирования и исследования систем. В состав AllFusion входят такие известные ПО как Bpwin, Erwin, поддерживающие технологии ИДЕФ 0 и ИДЕФ 3[8].

1.3 Современные методы менеджмента. Современный бизнес и производство не мыслится без развития современных методов менеджмента. Командно-административная система ушла в прошлое и ей на смену пришло программное (проектное) управление, когда топ-менеджер из верховного владыки превращается в члена команды. Меняется и само производство, на западе бурно развивается идея “Lean production”. В последних публикациях широко распространена аббревиатура ЛИН или название «бережливое производство», хотя этот перевод не соответствует точному значению Lean production. Дадим определение этому понятию: - Lean production - высокотехнологичное, компьютеризированное, быстропереналаживаемое производство, позволяющее повысить качество при одновременном снижении всех издержек.

Как только речь заходит об издержках, так сразу идеи бережливого производства начинают объединять с принципами метода «шести сигм». Метод шести сигм и его современное развитие DFSS (Design for six sigma) – проектирование на основе шести сигма стремительно развиваются на Западе. К сожалению, следует отметить, что в России идеи «бережливое производство+ шесть сигма» распространяются крайне медленно. Общие идеи метода шести сигм приведены ниже.

Новые идеи менеджмента приводят к появлению идей ситуационного менеджмента (case mаnаgment) при управлении по горизонтали. Также отходят в прошлое идеи допускового контроля, переходя к проектированию на цель. Большинство успешных западных фирм активно используют идеи BSC (balanced score card) – cбалансированной системы показателей [7]. В нижеприведенной таблице 1 дано сравнение традиционного и современного производств по ряду параметров.

Таблица 1. Сравнение производств

№№ п/п Вид Функция Массовое традиционное Современное бережливое + 6 сигма (методы МК)
  Формула производства Создать - испытать - наладить производство Оптимизировать -одобрить - подтвердить
  Критерий Производства Стабильность в границах допуска Значение функции потери качества
  Форма управления Бихевеаристическое - цель - результат (сверху -вниз) Программное(проектное), горизонтальное
  Вовлечённость Персонала Раздельные функции менджера и изготовителя Менеджер и изготовитель- члены одной команды
  Участие высшего руководства Арбитраж и контроль Участие в разделении труда
  Квалификация персонала Низкая или средняя Высокая, непрерывное обучение
  Использование CALS -технологий   Среднее   Высокое
  Оборудование Высокопроизводительное, специализированное, со средним уровнем переналадки Высокопроизводительное, высокоспециализированное, с высоким уровнем переналадки
  Использование ресурсов Малорациональное Высокорациональное
  Экономическая эффективность   Эффективное   Высокоэффективное

В истории человечества можно отметить три очевидных этапа производственных отношений: аграрный, индустриальный, информационный, приведших к такой хронологии типов производства:

— ремесленное (кустарное) производство;

— массовое производство;

— бережливое производство;

Если уходящую эпоху можно определить как «время массового производства», то новая — это «время бережливого производства». Новое время имеет особенности, среди которых выделяются:

• Командная работа.

· Интенсивный открытый обмен информацией.

• Эффективное использование ресурсов и исключение потерь.

• Непрерывное совершенствование.

В таблице 2 приведены стадии развития общества и технические достижения полученные на разных стадиях

 

 

Таблица 2 Стадии развития общества

СТАДИЯ ПЕРИОД РЕЗУЛЬТАТЫ
Аграрная До XVII Огонь, колесо, механизмы
Индустриальная
  • Постиндустриальная
XVII – XX НТР 1- Паровые машины, НТР 2 –Электричество, р/связь, телефон НТР 3 -Атомная энергия, космос, генетика, ЭВМ
Информационная
  • Мир коммуникаций
  • Мир интеллекта
  • Мир сверхразума ** –проблемы мыслительной деятельности
XX – XXI 1970-1990 1990-2005 2000 и далее НТР 4 – ИТ, менеджмент, качество Интернет, сети ЭВМ АСЭО, нейронные сети Гибкие системы управления, био-интеллектуальные технологии, нанотехника - Метакибернетика

** Проблемы вышли за пределы эмпирических знаний человека

В современном информационном мире возникли глобальные проблемы, выходящие за пределы эмпирических знаний человека.

• В современной индустрии примером такой проблемы является высокий уровень аварий и катастроф из-за так называемого " человеческого фактора" и огромные финансовые потери промышленных предприятий из-за запоздалых, неправильных или неоптимальных действий инженерно-технического персонала этих предприятий в процессе обслуживания и эксплуатации производственного оборудования.

• В современной экономике такой проблемой является неоптимальное решение всевозможных задач управления, возникающих в процессе функционирования предприятий, работающих в современной индустрии.

• В современной медицине такой проблемой являются запоздалые, неправильные или неоптимальные действия врачебного персонала в процессе медицинского обслуживания пациентов.

• В общественной сфере наиболее ярким примером такой проблемы является проблема мирного преодоления национальных конфликтов в отдельных странах мирового сообщества и преодоления глобального террора, представляющего реальную угрозу для гармоничного развития мирового сообщества.

• В высшем образовании такой проблемой является отсутствие специалистов в области оптимального решения глобальных проблем современного постиндустриального мира.

В таблице 3 приведены примерные этапы развития менеджмента. При этом необходимо иметь в виду, что само понятие менеджмента начинает размываться и сегодня все больше начинает входить в моду понятие кеучинга (coach инструктор, тренер, наставник, синоним - instruct, prompt, не путать с couch – вышивать, формулировать). В таблице указаны основоположники того или иного направления менеджмента. Чем дальше развивались идеи менеджмента, тем больше появлялось различных ответвлений, которые порой заводили в тупик. Поэтому в таблице приведен далеко не полный список основных идеологов различных этапов, преимуществ и недостатков этих этапов, а дается лишь общее представление об этой проблеме.

 

Таблица 3 Этапы менеджмента

№№ Наименование этапа Автор Недостатки
  Разделение труда- путь к росту производительности 1830-1885 Роберт Оуэн 1836 Адам Смит 1850   Утрата индивидуальности
    Принципы научного управления 1885- 1920 (рационализация процессов, нормирование, выделение управленческих функций) Фредерик Тейлор Генри Форд, Френк Гилбрет, Генри Ганнт Схематизм, формализованность, исключение инициативы
    Административное управление 1920-1950 (принципы управления, функциональное разделение, структуризация)   Анри Файоль, Алфред Слоун, Джеймс Муни   Единоначалие,. отсутствие мотивации, система наказаний
    Системный и процессный подходы 1950 – настоящее время (система команд, проектирование на цель, миссия- видение- цель, человеческий фактор) Элтон Мэйо, Абрахам Маслоу, Дуглас МакГрегор, Генути Оучи, Тайдзи Коно   Учет только финансовой составляющей
  Ситуационное управление 1970 - настоящее время (горизонтальное разделение, отказ от классических структур управления, ориентация на потребителя, связь с поставщиками, связь многих показателей)   Тайити Оно, Генути Тагути, Джеймс Вумек, Роберт Каплан, Майкл Джордж   Не увязаны некоторые показатели    

Общая идеология управления состоит из ряда функций, представленных на рис.1, каждая из которых имеет иерархию подфункций.

Рис.1 Основные этапы менеджмента

Очевидно, что в современных условиях функции трансформируются, приобретают новые черты, теряя при этом какие то старые.

Общую картину современного мирового рынка можно представить в виде неспокойного моря проблем, в котором находятся два континента:

ВУК – всеобщее управление качеством (TQM), определяющее заинтересованность всех категорий: производителей, потребителей, общества в целом.

Бережливое производство - (Lean production, Lean Thinking), меняющее сегодняшнюю идеологию производства.

Между континентами движутся плавсредства - разного вида методы, инструменты, нормативные документы менеджмента, в том числе и управления качества. Развитие методов менеджмента качества представлено в таблице 4

 

Таблица 4. Этапы становления МК

№№ Наименование периода Основные достижения Основоположник Методы МК
        Отбраковка (до 20-х годов ХХ-го века) Использование калибров Конвейер, выходной контроль Нормирование труда, кадровый менеджмент Г. Леланд Г. Форд   У. Тейлор  
  Регулирование и управление Контрольные карты 1920г. В.Шухард Контрольные карты
        Постоянное повышение Программа МК 1950г. Всеяпонское УК 1960 г. Ориентирование на заказчика Ноль дефектов 1964 г. TQM 1975 г. ИСО 9000: 2000-2008   Э.Деминг И. Исикава Й. Джуран Ф. Кросби А.Фейгенбаум -7 простых методов, -7 новых методов планирования и управления, -7 методов исследования, ИТ, ССП    





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.