Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для студентов 1 курса I международного факультета. специальностей «Лечебное дело» и «Стоматология»






специальностей «Лечебное дело» и «Стоматология»

по дисциплине «Основы психологии. Основы педагогики»

 

1. Тема: Психодиагностика индивидуальных особенностей внимания, ощущения и восприятия. Психодиагностика и развитие индивидуальных особенностей памяти, мышления и воображения (1 час 20 минут).

2. Место: учебный кабинет.

3. Цель: а) знать определение понятий ощущения, восприятие, свойства ощущения;

б) провести экспериментально – психологические исследования;

в) научить студентов определить и дифференцировать основные виды и свойства памяти и внимания;

г) привить студентам навыки распознавания особенностей познавательной деятельности в ходе беседы с человеком и наблюдение за его поведением (третий уровень усвоения знаний).

4. Профессиональная ориентация студентов: тема занятия актуальная для дальнейшего и более углубленного изучения познавательных процессов на цикле по медицинской психологии и психиатрии. Овладение исследовательскими приемами памяти и внимания значимо для изучения психологии больного как соматического, так и психиатрического профиля, его внутренней картины болезни.

 

5. Базовый уровень знаний и умений:

Дисциплина Знать Уметь
  Нормальная физиология Физиология ВНД  
  Анатомия Анатомическое строение головного мозга и других органов и систем человеческого организма  
  Биология Филоонтогенез психического развития  

 

План проведения практического занятия

Элементы практического занятия Время (мин.)
  Проверка присутствующих  
  Вводный контроль и его анализ  
  Опрос студентов и разбор вопросов  
  Заслушивание рефератных докладов  
  Дополнительные вопросы, ответы на них  
  Экспериментально-психологическое исследование мышления и интеллекта  
  Анализ результатов исследования  
  Исходящий контроль знаний и его оценка  
  Итоги и итоговая оценка знаний и умений студентов; задания для самостоятельной подготовки  

7. Перечень теоретических вопросов:

1. Физиологические механизмы познавательных эмоционально-волевых психических процессов.

2. Общая характеристика познавательных психических процессов.

3. Внимание, виды внимания, их характеристика.

4. Свойства внимания.

5. Понятие об ощущении. Основные свойства ощущений.

6. Чувствительность анализаторов, пороги чувствительности.

7. Классификация видов ощущений. Болевые ощущения.

8. Индивидуальные особенности ощущений.

9. Понятие о восприятии. Ощущение и восприятие.

10. Характеристика основных свойств восприятия.

11. Виды восприятия.

12. Понятие об иллюзиях и галлюцинациях.

13. Индивидуальные отличия восприятия, их диагностика.

14. Ощущение и восприятие в профессиональной деятельности врача.

15. Психологические теории памяти.

16. Понятие о памяти. Характеристика основных процессов памяти.

17. Классификация видов памяти и их взаимосвязь.

18. Смысловое и механическое запоминание и их место и роль в усвоении знаний.

19. Воспроизведение, его виды и роль в процессах усвоения и сохранение знаний.

20. Условия эффективного запоминания, сохранение и воспроизведение информации.

21. Забывание, его причины и способы борьбы с ним.

22. Ассоциация, ее виды.

23. Индивидуальные отличия памяти.

24. Память в профессиональной деятельности врача.

25. Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека. Понимание его специфики в сравнении с непосредственным чувствительным отображением.

26. Умственные операции как основные механизмы мышления, их характеристика.

27. Классификация видов мышления.

28. Логические формы мышления.

29. Индивидуальные отличия мышления. Проявление интеллектуальных способностей в профессиональной деятельности врача.

30. Связь мышления и речь.

31. Интеллект: основные подходы к пониманию.

32. Понятие о воображении и его своеобразности как познавательного процесса.

33. Классификация видов воображения, их характеристика. Мечта как особый вид воображения.

34. Приемы создания образов воображения.

35. Воображение и личность. Воображение в профессиональной деятельности врача.

 

Ощущение – это элементарный психический акт, который состоит в отображении отдельных свойств предметов и явлений внешнего мира, внутреннего состояния организма, которые оказывают непосредственное влияние на анализаторы – органы чувств человека.

Анализатор имеет три отдела: периферический (рецепторный), передающий (проводниковый) и центральный (мозговой). Периферические (рецепторные) отделы анализаторов составляют органы чувств – глаз, ухо, нос, кожа, а также специальные рецепторные аппараты, расположенные в органах пищеварения, дыхания, сердечно – сосудистой системы. Все ощущения делятся на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные, кинестетические, ощущение равновесия, органические ощущения.

Зрительные ощущения возникают в результате действия световых сигналов на сетчатку глаза. Центральный отдел зрительного анализатора находится в затылочной области головного мозга.

Слуховые ощущения возникают как результат действия звуковых волн на кортиев орган во внутреннем ухе человека. В височной области мозга находится центральная часть слухового анализатора. На основе слуховых ощущений человек овладевает языком, с помощью слуха контролирует свою и чужую речь.

Кожные ощущения возникают при механическом и термическом действии на кожу или слизистые оболочки,

Обонятельные ощущения возникают при раздражении обонятельных клеток воздухом.

Кинестетические ощущения характеризуют состояние движения и положение органов тела.

Ощущение равновесия, рецептором которого является вестибулярный аппарат, сигнализирует в кору главного мозга о положении тела человека в пространстве.

Органические ощущения, рецепторы которых расположенные в стенках внутренних органов, - это ощущения голода, жажды, тошноты, боли.

Ощущению присущи такие свойства:

а) качество – это внутренняя сущность, которая отличает одно ощущение от другого (цвет, звук, вкус, запах).

б) сила (интенсивность) – определенная степень выраженности данного качества (например, видимость леса в зависимости от плотности тумана).

в) продолжительность – время, на протяжении которого у человека сохраняется впечатление данного ощущения (оно не всегда совпадает с продолжительностью раздражения).

г) абсолютная чувствительность органов чувств, т.е. способность человека ощущать слабые величины раздражения;

д) порог ощущения - минимальная величина раздражителя, при которой возникает ощущение;

е) адаптация - изменение чувствительности анализатора в результате приспособления органов чувств к действующему раздражителю;

ж) сенсибилизация — повышение чувствительности в результате взаимодействия ощущений.

Среди ощущений особое место занимает боль – неприятное, временами невыносимое ощущение, которое возникает при сильном раздражении чувствительных нервных окончаний (укол, удар, воспаление) в органах и тканях. Болевые ощущения обобщаются и перерабатываются второй сигнальной системой, вследствие чего язык больного (жалобы) для врача является одним из показателей болезненного процесса, его характера и места поражения.

Большое значение в деятельности анализаторов имеет так называемая сенсорная изоляция, если ограничивается количество раздражителей на органы чувств (пребывание человека в космосе, выполнение подводных видов работ). При значительном увеличении сроков изоляции эти функциональные изменения переходят в патологические – возникают нервно-психические заболевания (неврозы и психозы).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.