Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы изучения внимания






1. Корректурные таблицы Бурдона

2. Таблицы Шульте

ПАМЯТЬ

Память - психический процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения, а так же узнавания всего того, что раньше было воспринято, пережито или сделано, то есть это отражение минувшего опыта человека.

Таким образом, память состоит из 3-х процессов:

1) запоминание или закрепление информации – фиксация;

2) сохранение или удержание информации – ретенция;

3) воспроизведение информации – репродукция.

Физиологической основой памяти является пластичность нервной системы – ее свойство изменяться под влиянием действия и сохранять его следы (энграммы).

Человеческая память сохраняет в себе 2 вида информации: первая, накопленная в процессе эволюции на протяжении многих тысячелетий, обнаруживается в виде безусловных рефлексов, инстинктов и обуславливает видовую память, переданную в наследство; и вторая – приобретенная в индивидуальной жизни каждого человека, которая реализуется в условных рефлексах. Она обуславливает индивидуальную память.

Из существующих теорий памяти на сегодня общепризнанная химическая теория памяти, соответственно которой импульсы, пришедшие с периферии в кору головного мозга, вызывают в нервных клетках сдвиги их химического состава; играет определенную роль РНК, которая как бы шифрует, кодирует информацию и в дальнейшем является “местом её хранения”.

Основные процессы памяти

Память как психическая функция начинается с процесса запоминания. Процесс фиксации, которые иногда называют консолидацией, длится от нескольких секунд до нескольких часов. Запоминание связано, как уже отмечалось ранее, с кодированием информации, которая поступает в мозг, в молекулах РНК.

Запоминание воспринимаемых предметов и явлений, действий, поступков, мыслей и чувств может быть с участием активности непроизвольным и произвольным. Непроизвольное запоминание основано на образовании временных связей преимущественно на уровне первой сигнальной системы и потому оно менее крепкое, а произвольное – на уровне второй сигнальной системы. Как произвольное, так и непроизвольное запоминание зависят от направленности интересов человека, его активности, внимания, эмоциональной значимости воспринимаемой информации. Худшее запоминается то, что воспринимается с безразличием. Наиболее легко запоминается материал, который вызывает интерес. Запоминание зависит от силы раздражителя и продолжительности его действия, но этот процесс ограничен, так как существует порог физиологической выносливости анализаторов, и если раздражение чрезмерное, то развивается защитное торможение, и запоминание ухудшается.

По связям, по которыми осуществляется запоминание, оно делится на ассоциативное (или механическое) и содержательное (или логическое).

Механическое запоминание – это запоминание несвязанных между собой разделов определенного материала.

Ассоциативное или механическое запоминание осуществляется:

а) по смежности, то есть предметы или явления запоминаются в том порядке, в котором они были восприняты;

б) по схожести – если воспринимаемое имеет некоторые одинаковые признаки с другими предметами или явлениями;

в) по контрасту или противоположности с другими предметами и явлениями.

Механическое запоминание (его иначе называют “зубрежкой”) требует много сил, так как осуществляется без внутренней переработки информации, малопродуктивное и не такое прочное. Механическое вспоминание более тяжелое, поэтому преимущество должно быть отдано содержательному запоминанию, которое в 24-26 раз быстрее механического, и продуктивнее потому, что есть связь с минувшим опытом, и строится по принципу причинно-следственных отношений.

Смысловое (логическое) запоминание весьма важное при изучении словесного материала, если надо понимать и размышлять. Смысловое (логическое) запоминание опирается на понимание материала в процессе действия с ним, поскольку, только действуя с материалом, мы запоминаем его.

Память человека имеет свои индивидуальные особенности. У одних преобладает слуховая, у других – зрительная память, то есть если информация воспринимается и фиксируется через органы чувств. Третий тип памяти, двигательная или моторная (кинестетическая) память.

Следующим процессом памяти есть сохранение – это способность удержать, сохранить воспринятую информацию. Различают два типа сохранения информации в памяти: кратковременный и долговременный. Для кратковременного характерно удержание информации в памяти от нескольких секунд до 1-2 суток. Более длительные сроки удержания информации в памяти вплоть до месяцев и лет обеспечиваются долговременным типом. Если информация воспринимается на протяжении 40-60 мин. и более, она переходит в блоки долговременной памяти. Выделяют также оперативную память, особенности которой состоят в её посредническом участии, во взаимосвязи между кратковременной и долговременной памятью, если осуществляется изымание информации из кратковременной памяти, и она “засылается” в долговременную.

Третьим этапом памяти есть процесс воспроизведения – это добывания из запасников памяти необходимой информации, оживление в сознании минувших чувств, мыслей, стремлений, то есть прежде воспринятого.

Различают 3 уровня памяти. Высшим уровнем считается воспроизводящая память – например, дословно, без запинки воссоздается весь текст, полная формула. Второй уровень - распознающая память. Если она хорошо выражена, то человек может безошибочно, познать текст, формулу, виданную только один раз. В конце концов, третий, низший уровень памяти – облегчающая память. В этом случае человек не в состоянии самостоятельно припомнить текст, формулу, картину; он, кажется все забыл, но если предложить выучить забытое снова, то ему потребуется меньше времени, чем если бы он изучала это впервые.

Типы памяти. Индивидуальная способность памяти человека называется типом памяти. Различают образный и словесно-логический типы памяти.

Наглядно-образный тип памяти, основанный на способности человека к запоминанию информации, которая поступает через органы чувств, то есть конкретных образов. Человек, вспоминая, мысленно видит действующих лиц, предметы, явления и т.п. Наглядно-образный тип памяти тесно связан с эмоциональной памятью. Этот тип памяти больше присущий детям.

Словесно-логический тип памяти, основанный на использовании словесных обозначений, логических связей, словесно сформулированных понятий, то есть это запоминания и сохранение мысли, обозначенной словами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.